Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфигурация транспортной системы города. Вопрос 93.




Сети путей сообщения характеризуются, помимо густоты, еще и своим начертанием, или конфигурацией.
Различают несколько основных конфигурационных типов транспортной сети. В радиальной, одноцентровой и многоцентровой сети основные магистрали расходятся лучеобразно от одного или нескольких главных узлов страны. В сети радиально-кольцевого типа расходящиеся из центра магистрали дополняются концентрическими кольцевыми. От радиальных и радиально-кольцевых сетей резко отличаются сети с преобладанием магистралей, более или менее параллельных, проходящих либо преимущественно в широтном, либо в меридиональном направлении. Ортогональные сети характеризуются одновременным развитием широтных и меридиональных направлений, образующих, пересекаясь, почти прямоугольную решетку. Наконец, сеть древовидной конфигурации напоминает очертания речной системы — реки с ее притоками и притоками притоков.
Разумеется, транспортные сети большинства стран и районов нельзя относить только к одному из конфигурационных типов в чистом виде. Чаще всего в начертании сети сочетаются элементы двух или нескольких типов, с более или менее резким преобладанием одного из них. Например, железнодорожная сеть Франции в основном относится к одноцентровому радиальному типу: почти все основные магистрали расходятся из Парижа и соединяются линиями нторостепепного значения. Но эту радиальную сеть дополняют несколько чрезвычайно важных рокадных магистралей, проходящих параллельно сухопутным границам страны и вдоль побережья Средиземного моря. Рокадные магистрали образуют большое полукольцо Лилль — Страсбург — Марсель — Тулуза — Бордо. Радиальная, расходящаяся от Лондона железнодорожная сеть Южной Англии переходит в центральных и северных частях страны в систему почти параллельных магистралей, связанных между собой немногими короткими магистралями поперечного направления. В железнодорожной сети США преобладают магистрали широтного направления, но несколько важных магистралей, близких к меридиональному направлению, проходят вдоль побережий Атлантического и Тихого океанов и в долине р. Миссисипи.
Одноцентровый радиальный тип конфигурации железнодорожной сети Франции отражает большую степень политической и хозяйственной централизации страны и доминирующую роль Парижа в эпоху основного железнодорожного строительства.
Многоцентровый радиальный тип железнодорожной сети на территории ГДР и ФРГ, унаследованный ими от Германской империи начала XX в., отражает политическую и экономическую раздробленность, характерную для Германии во II и III четверти XIX в., когда была построена основная часть сети железных дорог страны. Железнодорожное строительство велось одновременно в Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберге. Объединение железных дорог в руках имперского германского правительства в 80-х годах XIX столетия не устранило «многоцентровости», сохранившейся до настоящего времени, как отпечаток политической и хозяйственной истории.
Древовидный тип железнодорожной сети ясно выражен в ряде стран Латинской Америки и Африки. Он отражает господство иностранного капитала в этих странах в период строительства железных дорог, которые прокладывались главным образом для подвоза сырья к портам на экспорт и для доставки в глубинные районы страны импортных промышленных товаров. При этом конкурировавшие иностранные железнодорожные компании не стремились соединять железными дорогами разные части страны, каждая из древовидных сетей развивалась обособленно. Впоследствии в некоторых из этих стран (например, в Аргентине) разросшиеся древовидные сети были соединены, но общий конфигурационный тип сохранился, как отпечаток прежней экономической зависимости страны.
Конфигурационные типы автодорожных сетей в принципе те же, что и железнодорожных; однако гораздо большая густота их затрудняет выявление основного типа. Для решения этой задачи необходимо рассматривать раздельно сеть главных магистралей в пределах страны в целом (или ее значительной части), отобранную или выделенную особым знаком на карте мелкого масштаба, а сети дорог районного и местного значения — в пределах отдельных территориальных подразделений (районов и подрайонов) на картах соответствующего, более крупного масштаба.
При показе путей сообщения на специальных транспортных и некоторых других географических картах (обзорных, справочных, политико-административных и т. д.) сеть автогужевых дорог обычно наносится с большим отбором. Нередко приходится отбирать для нанесения и важнейшие железные дороги. С другой стороны, при уменьшении масштаба очертания сети неизбежно генерализуются.
Одна из важнейших задач правильного картографического изображения железных и автомобильных дорог заключается как раз в том, чтобы сохранять при отборе и генерализации характерные для разных районов и стран конфигурационные типы сети.
Речная система (река с судоходными притоками) образует естественную (бассейновую) древовидную по конфигурации сеть водных путей. Объединение речных систем в региональную сеть достигается с помощью каналов. Существуют два основных конфигурационных типа таких сетей: 1) соединение речных систем короткими каналами там, где главные реки или их притоки сближаются (обычно в верховьях с соответствующей реконструкцией их верхнего течения); 2) соединение рек длинными каналами поперечного к ним направления (обычно параллельными морскому побережью) в устьевых участках или в нижнем течении. При соединениях первого типа взаимное расположение главных магистралей сети водных путей приближается к радиальному, во втором — к неполному ортогональному типу.
К первому типу относятся сети внутренних путей Франции, Англии и ряда других стран, ко второму — сеть водных путей восточной половины США (от Скалистых гор до Атлантического океана и от Великих озер до Мексиканского залива), а также — с некоторыми отклонениями — сети водных путей ФРГ и Нидерландов. Конфигурация последней относится к ортогональному типу.
В социалистических странах к первому типу относится сеть водных путей Польши и старая (унаследованная от царской России) сеть водных путей европейской части СССР; сооружение новых длинных глубоководных каналов — Беломорско-Балтийского (227 км), Волго-Донского (210 км) и канала имени Москвы (228 км) — существенно изменило конфигурацию сети водных путей, которая все более приближается к ортогональной.
Ко второму типу относятся сети водных путей ГДР и Китая.
В ряде стран имеются лишь изолированные (не соединенные между собой) «древовидные» системы водных путей (например, система р. По с притоками и каналами в северной Италии), система р. Ганг с притоками и каналами (в Индии), система р. Конго и т. д. или даже отдельные изолированные водные пути (в Испании, в ОАР, Судане и ряде других стран Африки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...