Классификация городского транспорта. Вопрос 97
Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих ряд работ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей (например: уборка мусора, снега, полив улиц и др.). К транспортной системе города относятся: ü транспортные средства (подвижной состав); ü путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, стоянки, путепроводы, станции); ü устройства энергоснабжения (тяговые подстанции, кабельные и контактные сети, заправочные станции); ü места хранения транспортных средств (депо, гаражи); ü станции технического обслуживания, ремонтные мастерские и заводы; ü устройства связи, сигнализации, блокировки, диспетчерского управления транспортом. В транспортную систему города входит также велосипеды, для которых в европейских странах выделены специальные велосипедные дорожки. Перед городским пассажирским транспортом стоит задача доставки пассажиров к месту назначения с максимальными удобствами при минимальных затратах времени, труда и средств. Городская транспортная система состоит из традиционных, нетрадиционных и специфических видов городского транспорта.
Современный городской транспорт по своему назначения подразделяется на следующие категории. а) пассажирский - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты; б) грузовой - грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы, мотороллеры;
в) специальный - санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т.п. В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделён на три группы: 1) общественный массовый общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолёты; 2) общественный индивидуального пользования - такси, легковые автомобили проката и ведомственный; Городской пассажирский транспорт классифицируется по следующим признакам: 1. По характеру путевых устройств: · рельсовый (монорельс, метрополитен, трамвай) · безрельсовый (автобус, троллейбус) 2. По виду тяги: ü электрический; ü с двигателем внутреннего сгорания (автомобильный). 3. По отношению к территории города ü уличный (наземный) пассажирский транспорт, к нему относится трамвай, троллейбус, автобус, такси, легковые автомобили); ü на обособленном полотне; ü внеуличный (городская железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога). 4. По скорости ü обычный; ü сверхскоростной; ü скоростной. 5. По технологии организации маршрутов ü обычный; ü полуэкспресс; ü экспресс.
6. По провозной способности ü низкая; ü малая; ü средняя; ü высокая. Единая транспортная система любого города, как правило, состоит из нескольких видов транспорта. Основными показателями, характеризующими работу конкретного вида транспорта, следует считать провозную способность и скорость движения. В России городские пассажирские перевозки выполняются всеми видами современного транспорта. В последние годы возросли перевозки частным автотранспортом. Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта следующее: Автобус ……………………………. 42 % Троллейбус …………………………..12,5 % Трамвай……………………………….10,2 % Метрополитен………………………… 6 % Такси, ведомственный и частный автотранспорт …………….. 29 % Объем работы пассажирского транспорта зависит от следующих основных факторов: численности населения, характера расселения жителей, планировки города, условий рельефа, взаиморасположения жилых и промышленных зон – и определяется по формуле: Р=NbLср, (4.1)
где N – численность населения города; b – транспортная подвижность населения; Lср – средняя дальность поездки пассажира.
Транспортная подвижность – это число поездок, приходящееся в год на одного жителя. На транспортную подвижность населения влияют объемы работы пассажирского транспорта, благосостояние населения, степень развития транспортной сети города. Особенностью формирования городского пассажиропотока являются два пика – утренний и вечерний. Главной характеристикой городского транспорта является провозная способность т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено в час в одном направлении по одной линии. Важнейшей характеристикой городской транспортной сети является ее плотность. Большая плотность сети создает удобства подхода к остановкам транспорта. Плотность сети должна обеспечивать время подхода пассажира в пределах 5 мин. Основными условиями выбора видов городского пассажирского транспорта является · соответствие его провозной способности мощности пассажиропотоков; · скорость · формы и размеров территории города; · соблюдение норм времени на передвижение пассажира. При наличии конкурирующих видов транспорта выбирается наиболее экологичный и экономичный.
Планировочные структуры городов: 1. свободная схема, которая усложняет работу транспорта (в средневековых восточных и европейских городах); 2. радиальная схема, осуществляющую удобную связь центра с периферийными районами, но усложняющую связь между периферийными зонами (в старых городах с незначительными транспортными потоками); 3. радиально-кольцевая схема (в крупных старых городах); 4. прямоугольная схема с равномерной транспортной нагрузкой магистралей и дублирующих связей и отсутствие кратчайших связей в диагональном направлении; 5. прямоугольно-диагональная схема – устраняет недостаток прямоугольной схемы; 6. комбинированная схема. Система Улично-дорожная сеть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|