Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие вопроса. История. Роль и их значение

 

«Психофизические состояния – целостная реакция человека на внешнее и внутреннее воздействие, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата» [14, с.135].

«Психические состояния — важнейшая область внутреннего мира человека, имеющего определенное внешнее выражение» [7, с.2].

«Состояние – реакция функциональных систем организма на внешнее и внутреннее воздействие, направленное на сохранение целостности организма и на обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [4, с. 40].

Возникновение и развитие теории деятельности – заслуга советской психологии. Проблема деятельности поднималась еще в 20-х годах прошлого столетия многими советскими психологами, в том числе К. Н. Корниловым, П. П. Блонским, М. Я. Баговым, противопоставлявшим традиционной психологии сознания поведенческую психологию. В дальнейшем в трудах С. Л. Рубинштейна были преодолены недостатки поведенческой трактовки деятельности и выдвинут тезис о единстве сознания и деятельности, который открывал возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и проявляется.

Большую роль в разработке теории деятельности сыграли труды Л. С. Высотского, в частности, введенные им понятия операции, цели и мотива. Однако общая структура человеческой деятельности была описана позднее (1947) в работе А. Н. Леонтьева

«Очерк развития психики». Он объединил теорию С. Л. Рубинштейна о связи сознания и деятельности с идеей А. С. Высотского об интериоризации, о «внутренней деятельности».

Смысл теории деятельности можно выразить формулой: сознание управляет деятельностью, но и деятельность формирует сознание человека. Изучая деятельность, можно изучить человека, а, изучая человека, можно судить о том, как он будет осуществлять деятельность (конечно, зная при этом и условия, в которых эта деятельность протекает). Таким образом, деятельность может служить предметом самостоятельного изучения и в то же время средством изучения человека.

Теория деятельности позволяет преодолеть взгляд на активность человека в процессе труда, учебы и занятий спортом как на работающую машину. Она, не исключая такие понятия физиологической науки, как работа, работоспособность, заставляет рассматривать управление и регуляцию человека в процессе работы не только с нейрофизиологических позиций, но и с психологических, при решающей роли сознания в этом управлении.

Эти закономерности относятся и к спортивной деятельности. Истоком управляющих воздействий на деятельность спортсмена являются мотивы и связанные с ними потребности и цели. Поэтому анализ структуры спортивной деятельности необходимо начать с рассмотрения этих вопросов.

Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательной активностью человека, направлена главным образом на изменение в нужном направлении внешней среды, то спортивная деятельность, также связанная с двигательной активностью, направлена на совершенствование главным образом самого человека, при том не только его физических качеств, но и психических.

Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическими актами. Вспомним хотя бы знаменитые слова великого русского физиолога и психолога И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение»

Как и любая другая, спортивная деятельность является продуктом общественно-исторического развития. Двигательные действия, на ранних стадиях развития человеческого общества служившие средством добывания пищи, защиты от врагов, постепенно стали служить удовлетворению потребности в движениях, создавали эмоциональную окраску жизни человека благодаря осознанию совершенства выполняемых физических упражнений. Уже на ранних ступенях развития человеческого общества качество выполнения двигательных действий получало общественную оценку и свидетельствовало о степени превосходства представителей одной общественной группы над другой. Так возникал соревновательный характер спортивных действий и регулирование их определенными правилами.

Соревновательный или, как говорят социологи, престижный характер спортивной деятельности обусловил ряд её особенностей:

-- стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;

-- большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;

--большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних соревнований к другим, иногда противоположным по характеру;

-- возникновение нравственного чувства глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).

Психофизические состояния оказывают на деятельность спортсмена положительное и отрицательное влияние. Возникновение предстартового возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшающее спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необходимо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления, следовательно, и роста тренированности.

Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельств может играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оценивая биологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональной системы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в виду биологическую целесообразность возникновения того или иного состояния. Возникновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельности спортсмена, однако оно является целесообразным и полезным для организации реакции на угрожающую ситуацию.

В связи с тем, что ряд состояний приводит к снижению работоспособности и эффективности деятельности спортсмена, необходимо их регулировать и уменьшать дезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельности спортсмена следует рассматривать как регуляцию состояний, т. к. дезорганизующее влияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений.

В широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействие на психику человека из вне, либо через внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение, самоприказы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...