Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентированность на проблему




Речь здесь идет о том, чтобы четко обозначить сроки психотерапии и в ходе работы постоянно помнить о выбранной проблеме.

Сознательное ограничение одной проблемой (см. разд. 3.1.) и в этой связи постановка ограниченной реалистичной цели имеет то дидактическое преимущество, что психотерапевтический процесс становится "прозрачным". Создается ориентированность на целенаправленную работу и становится возможным достижение успехов, которые, даже если они и невелики, укрепляют веру в себя обоих участников психотерапии. Кроме того "ориентированность на проблему" означает, что в центре психотерапевтической работы отказываются конкретные проблемы пациента, а не теории психотерапевта.

Дидактические цели:

с самого начала психотерапевт учится:

— постоянно помнить о тематической и временной ограниченности психотерапии;

— конкретизировать проблему пациента;

— давать определение проблемы (см. разд. 5.4.);

— обращать внимание на то, что проблема может измениться, так что в случае необходимости может быть дано новое определение проблемы.

Использование "Вопросника" (см. Приложение) позволит как преподавателю, так и психотерапевту обратить внимание на следующие положения:

— Я обсуждал с пациентом имеющиеся возможности подхода к его проблеме и поиска решений.

— Мы обсуждали влияние проблемы на отношения пациента с другими людьми.

— Мы пытались выявить взаимосвязь между имевшими место в прошлом в жизни пациента событиями и его сегодняшним поведением.

— Мы пытались установить, какая из проблем является самой важной.

— Мы говорили о том, как после окончания психотерапии пациент сможет самостоятельно работать над своей проблемой.

Такой самоконтроль позволяет психотерапевту увидеть, насколько он, будучи ориентированным на пациента и проблему, поступает в соответствии с индуктивным методом. Этим наш подход существенно отличается от других направлений психотерапии, ориентированных преимущественно на дедукцию. Не только начинающему, но и опытному психотерапевту следует избегать опасности, заключающейся в том, что он, исходя из известных ему теорий, конструирует псевдопроблему, которую затем приписывает пациенту.

 

Плюрализм методов

 

Независимость концепции ПО-терапии от различных школ психотерапии имеет то дидактическое преимущество, что использовать эту концепцию могут психотерапевты, относящиеся к самым различным школам.

Начинающему кажется, что плюрализм методов порождает большие трудности. Он исходит из того, что простые правила "если, то" дают ему необходимую безопасность. При этом он упускает из виду большую вероятность ошибок, так что безопасность в данном случае бывает лишь кажущейся.

Опасность "хаоса методов" устраняется структурированностью ПО-терапии и четко сформулированными показаниями к ней (см. гл.5). Психотерапевт ничем не ограничен в выборе методов, а концепция ПО-терапии даже требует от него объединения, интеграции в своей работе различных методических подходов, выбор которых обусловливается особенностями проблемы, а также согласием и способностями пациента. Плюрализму методов можно учить с самого начала.

Дидактические цели:

— Психотерапевт расстается с иллюзорным представлением о существовании "единственного правильного метода психотерапии".

— У психотерапевта создается представление о ПО-терапии как о наборе различных методов психотерапии, использование которых в различных сочетаниях может вести к достижению одних и тех же целей.

— Психотерапевт приходит к убеждению, что при выборе методов следует принимать во внимание особенности психотерапевта, пациента и методов, не упуская при этом из виду поставленную цель.

— Психотерапевту становится очевидной опасность полипрагматизма — подхода, при котором в работе с пациентом игнорируются теоретические или стратегические соображения, исключается поиск причин и взаимосвязей его проблем.

— Психотерапевт учится применять многочисленные методы психотерапии одновременно и интегрировать их.

Дидактическая помощь.

После того, как сформулирована проблема, предстоит выбрать методы (см. гл.7).

— Какие методы здесь вообще подходят, пусть даже и в ограниченной мере? Какие достоинства и недостатки могут иметь эти методы?

— Как их применять: одновременно или последовательно?

— Подходят ли рассматриваемые методы данному психотерапевту? ПО-терапевт приходит к пониманию того, что психотерапия представляет собой эвристический процесс, в ходе которого при совместном поиске решений проблемы следует найти также необходимые средства (методы).

При этом можно задать следующие вопросы:

— Достаточно ли разбирается психотерапевт в возможности применения различных методов?

— Разрабатывает ли он творческую концепцию использования методов в решении данной проблемы?

— Учитывает ли он при этом также свои возможности и их пределы?

Структурирование

 

Хотя, вообще говоря, при краткосрочной психотерапии к способностям и опыту психотерапевта предъявляются более высокие требования, чем при так называемой долгосрочной психотерапии, наш опыт свидетельствует о том, что начинающему психотерапевту труднее бывает работать в случае неструктурированной психотерапии, срок завершения которой не устанавливается заранее. Мешает отсутствие структуры. Поэтому при обучении ПО-терапии особое значение придается четкому структурированию процесса психотерапии. Сознательное установление определенных сроков способствует более реалистическому отношению пациента и психотерапевта к происходящему. Ограничение психотерапии 20 сессиями при обучении имеет то преимущество, что весь психотерапевтический процесс занимает обозримый период времени. Тем самым становится возможным научиться начинать психотерапию, строить и поддерживать конструктивные психотерапевтические отношения, а также завершать процесс. Представленный в гл. 5 поэтапный план отображает как временной параметр (горизонтальная ось) психотерапии, так и ее основной принцип (вертикальная ось).

Сказанное относится и к завершению психотерапии, которому в ПО-терапии уделяется исключительное внимание. Часто в психотерапии большое значение придается первой сессии, динамика же завершения психотерапии упускается из виду. В таком случае обучающийся уподобляется шахматисту, который владеет дебютами, но не знаком со стратегией игры в эндшпиле.

Дидактические цели:

— Психотерапевту становится понятно, что психотерапевтическому процессу присуща определенная структура.

— Психотерапевт осознает, что ограничение времени и содержания психотерапии требует от него высокой активности, и приходит к пониманию того, что время автоматически не приносит с собой решения проблемы.

— При планировании психотерапевтических мероприятий психотерапевт принимает во внимание имеющееся в его распоряжении время.

Полезны при этом могут быть следующие вопросы:

— "Чего мы оба можем попытаться добиться за 20 сессий?".

— "В какой фазе психотерапии мы сейчас находимся?"

— Может ли психотерапевт установить, в какой фазе находится психотерапия?

— Как он оценивает ход психотерапии с учетом приближающегося ее завершения?

— Что уже достигнуто, что еще предстоит сделать?

— Следует ли определение проблемы привести в соответствие с имеющимся в распоряжении психотерапевта временем?

— Способен ли психотерапевт отличать существенное от несущественного и применяет ли он принцип структурирования в отношении самого себя? Как он устанавливает границы своих возможностей и структурирует свое время?

— Как он подходит к решению проблемы завершения психотерапии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...