Исследование показателей эффективности процесса «внеучебная и воспитательная работа»
В ходе работы по созданию в филиале системы менеджмента качества (СМК) был изучен процесс «Организация внеучебной и воспитательной работы». В качестве основных входных данных для процесса были определены «студенты – первокурсники», выходных данных – «специалисты, обладающие общекультурными ценностями». Оценка эффективности организации воспитательной и внеучебной работы в конце года производится экспертной комиссией по 10-бальной шкале. При этом используются следующие качественные критерии: 1. в ОУ проводится систематическая воспитательная работа с обучаемыми; 2. созданы структурные подразделения, координирующие эту работу; 3. разработан и документирован план воспитательной и внеучебной работы, выполнение которого контролируется; 4. разработаны методические материалы по организации воспитательной работы с обучаемыми; 5. результаты воспитательной работы постоянно анализируются и сравниваются с опытом воспитательной работы в конкурирующих ОУ [1]. При рассмотрении процесса «Организация внеучебной и воспитательной работы» возникающие вопросы можно разделить на 2 части: 1. насколько соответствуют критерии оценки целям процесса; 2. насколько хорошо качественные показатели переводятся в количественные. Критерии влияют на формирование выхода процесса - «специалисты, обладающие общекультурными ценностями» - весьма опосредованно, т.е. уровень критерия может быть высоким, а результат будет вообще не сформирован. Возникает вопрос – а что измеряется каждым критерием? Вся совокупность критериев отвечает на вопрос – а проводится ли эта работа вообще, организована ли она. Но ответа на вопрос – а получаем ли мы на выходе этого специалиста – нет.
Рассмотрим процесс с точки зрения модели «черного ящика». Рисунок 1 – Модель «черного ящика» - вариант с исходными критериями Названию процесса «Организация внеучебной и воспитательной работы» должны соответствовать входы, критерии управления и выходы процесса. В качестве входных данных могут использоваться «материально-технические ресурсы филиала», а выходным данным будет соответствовать «организованная деятельность по ВиВР». В этом случае критерии оценки соответствуют цели процесса (рисунок 1). Рисунок 2 - Модель «черного ящика» - второй вариант Если название процесса изменить на «Формирование специалиста с общекультурными ценностями», то входы и выходы соответствуют названию, а критерии управления необходимо менять (рисунок 2). Таким образом, критерии, указанные выше, не соответствуют целям процесса. Следовательно, возникает потребность создать таковые критерии. Открытым остается вопрос – что важнее: организовать работу или рассматривать организацию работы как составную часть формирования специалиста с высоким уровнем ОК? В федеральном образовательном стандарте (ФГОС) особое внимание уделяется компетентностному подходу. Знания в обучении перестают играть первичную роль. Знания, безусловно, важны, однако, главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем. Такой подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом считается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентность определяется как совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом деятельности в определенной сфере. Компетентность состоит из 5 ключевых компетенций: социально – личностной, общенаучной, экономической, специальной, организационно-управленческой [2].
Данные компетенции ненамного отличаются от профессиональных требований к специалисту, причем все они формируются в рамках того или иного предмета. Общекультурные ценности измерить сложнее, чем профессиональные. На данный момент экспертной оценкой измеряют обе цели процесса «Внеучебная и воспитательная работа» одновременно, что является неправильным и не дает объективной оценки ситуации (таблица 1). Цель «Формирование ОК» является очень важной на сегодняшний день. Но создать критерии для ее измерения достаточно сложно, и этот вопрос требует дальнейшего исследования. Таблица1 - Методы измерения процесса
Показатели эффективности процесса «Внеучебная и воспитательная работа» по факту не соответствуют его целям. По данным критериям можно оценить лишь уровень организации и проведения внеучебной и воспитательной работы, но не общекультурные ценности и компетенции студентов. Для оценки последних требуются соответствующие критерии, и данная задача является актуальной при создании СМК в филиале. Создание критериев необходимо для объективной оценки процесса, что позволит фиксировать уровень и динамику роста обладания студентами общекультурными ценностями и компетенциями. Литература 1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с. 2. Об образовании в Российской Федерации, 29.12.2012 N273-ФЗ
Вахрушева Елизавета, гр. Экономиста 2 курс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|