Сравнительный анализ текстов законов
№ 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. и № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. Не так давно, а именно еще в начале 90-х прошедшего столетия, российский рынок, казалось бы, не нуждался в собственном регулировании цифровых документов, поскольку их доля была довольно незначительной, по сравнению с привычным бумажным носителем информации. Но внезапный бум электронной коммерции не позволял больше смотреть сквозь пальцы на существование аналога старой доброй подшивки, которую можно подержать в руках, ощутить ее вес, потрогать каждый отдельный листочек – начинают разрабатываться различные законопроекты, призванные внести порядок в непочатое электронное поле. В итоге отдельными депутатами и Правительством был разработан текст документа, который и лег в основу первого официального федерального закона «об электронной цифровой подписи». Системы цифровой подписи (ЦП) позволяют создавать в электронных документах аналог собственноручной подписи. При этом речь не идет, например, о технологиях, позволяющих сохранять в электронном виде графическое изображение подписи, механизмы цп, существенно отличаются от простого анализа изображения, и основаны на сложных математических задачах. Иными словами, подпись в электронном виде - это набор цифр, позволяющий не только идентифицировать лицо, сформировавшее эту подпись, но и обеспечить неизменность документа после подписания, что, безусловно, является очень полезной штукой. Не прошло, однако, и десятка лет, как старый текст федерального закона было решено пересмотреть, исходя из новых условий, еще более увязших в цифровой реальности. По всей видимости, процесс этот столь беспощаден, что изменения никак не могли обойти стороной не самый дряхлый образец законотворчества.
Поэтому-то в 2011 году был утвержден федеральный закон под номером 63, правда, до июля текущего года уходящий на покой №1-ФЗ остается в силе, так что до сего момента у нас формируется своеобразный тандем из похожих по сути, но разных по содержанию документов, имеющих равную юридическую силу. Кстати говоря, изначально планировалось, что «старичок» уйдет на покой на год раньше, но, видимо, есть еще порох. До сего дня продолжаются дискуссии на тему обмена «шила на мыло» в сфере электронного документооборота. И никак не могут прийти к окончательному результату по сему поводу. Вообще-то обновленная версия ФЗ действительно довольно сильно видоизменилась, ниже представлен ряд наиболее существенных отличий, внесенных в таблицу 1. Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Как видно из приведенных примеров, текст данного ФЗ был довольно сильно подвержен изменениям, в ходе которых были добавлены новые статьи, скорректированы старые разделы, а некоторые старые заменены в угоду современной постановке дела.
Как в предыдущем законе, так и в его новой версии, говорится о действиях, которые несут правовые последствия. Однако в первом случае внимание обращается, скорее, на создание условий, при которых подпись в электронном документе признается равнозначной рукописной подписи. Во втором же случае упор делается на регулировании самих отношений при использовании электронных подписей. Сделано это было, вероятно, из-за сменившихся акцентов, т.е. сначала государство нуждалось во введении электронной цифровой подписи как таковой, чтобы и организации, и физические лица приняли факт ее существования, оценили ее преимущества и, не спеша, отходили от своих консервативных взглядов на старый добрый росчерк пера, заверяющий всякий, сколько бы ни было значимый документ. Спустя декаду после функционирования Федерального закона №1 граждане, испытывавшие на себе всю прелесть электронной подписи, стали обращать внимание, что далеко не все нюансы учтены в тексте данного продукта законотворчества. Потому и возникла потребность в доведении до ума всех спорных моментов, призван учесть подобные аспекты как раз таки Федеральный закон №63, который, по задумке, не должен ассоциироваться с улучшенной версией предыдущего закона, но на деле, правда, все не совсем так. Но это уже не является вопросом для предметного спора. Не все можно воспринимать однозначно: да – многие детали были уточнены, да – упрощены некоторые процедуры, но в то же время, например, ситуация с внедрением квалифицированных подписей нуждается в доработке, поскольку нельзя с уверенностью говорить, что после утраты ФЗ №1 своей юридической силы все ЭП, не успевшие пройти через операцию аккредитации, станут действительными. К тому же вполне вероятна ситуация дальнейшего продления действия ФЗ №1 наравне с «младшим братом», для дальнейшей калибровки всех составляющих. Литература 1. Закон РФ № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. 2. Закон РФ № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. Кропивницкий Алексей, ПИ 4 курс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|