Режим иностранных инвестиций. Ограничения деятельности юридических лиц с иностранными инвестициями.
В отношении режима инвестиционной деятельности иностранных инвесторов Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» подтверждает принцип национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» выделяет два вида изъятий из национального режима, которые могут быть установлены федеральными законами: - изъятие ограничительного характера (ограничивающие права иностранных инвесторов в определенных отраслях и сферах деятельности); - изъятия стимулирующего характера (предоставление иностранным инвесторам большего объема прав и льгот, чем инвесторам российским). Изъятия ограничительного характера устанавливаются только федеральными законами (подзаконные нормативные акты федерального уровня, нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления не могут устанавливать неизвестные федеральному законодательству ограничения прав иностранных инвесторов) и лишь в той мере, в какой это необходимо для целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ (ст. 4 п. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях»). Основой массив ФЗ об иностранных инвестициях – 13 статей из 28 – устанавливает систему государственных гарантий прав иностранных инвесторов (ст. 5-17):
- иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст. 5 п. 2); - иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ (ст.6); - иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу (ст. 7); - компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (выплачивается стоимость реквизируемого имущества) (ст. 8); - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9); - гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской Деятельности на территории РФ иностранным инвестором (разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (ст. 10); гарантия свободного использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других, правомерно полученных денежных сумм, после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов (ст. 11); - гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
- иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги (ст. 13); - иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14); - гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15); - льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта (ст. 16); - субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (ст. 17). Наиболее важное значение имеет появление новой, неизвестной ранее гарантии прав иностранных инвесторов. Речь идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства РФ, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорке. Оговорка предусматривает, что в течение определенного периода на инвестора не будут распространяться неблагоприятные изменения в законодательстве, и в случае возникновения последних по отношению к нему будут продолжать применять нормы законодательства, при которых началось инвестирование. Пункт 1 ст. 9 определяет, что «дедушкина» оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект. Это означает, что если иностранный инвестор имеет даже менее 1% в уставном капитале компании, которая участвует в приоритетном проекте, то к ней, в отличие от всех иных российских компаний, также участвующих в приоритетном проекте, будет применяться льгота по оговорке.
Необходимо обратить внимание на то, что «дедушкина» оговорка в любой ее форме касается действия нормативных актов, регулирующих отношения между предприятиями с иностранными инвестициями и государством, т. е. административно-правовых норм. Речь ни в коем случае не идет о регулировании гражданско-правовых отношений. Эта позиция позволяет отказаться от предоставления льгот всем лицам, связанным с инвесторами. Пункт 1 ст. 9 также устанавливает, что «дедушкина» оговорка применяется к российским компаниям с долей иностранного участия более 25%. Из текста статьи следует, что такая компания использует оговорку в любом случае, даже если она не участвует в приоритетном инвестиционном проекте. Более того, из-за ряда ограничений «дедушкина» оговорка применяется к очень узкому кругу инвестиционных проектов. Так, ФЗ об иностранных инвестициях содержит следующие положения: а) Правительство РФ наделено полномочиями определять сроки окупаемости проектов и критерии оценки изменения в неблагоприятном отношении условий осуществления инвестиций; б) оговорка применяется в течение срока окупаемости и только если приоритетный проект имеет срок окупаемости не более 7 лет. Это положение при определенных условиях можно считать положительной стороной оговорки, так как оно позволяет дифференцированно относиться к иностранным инвесторам при предоставлении им стабилизационной льготы, учитывая, получает ли инвестор «быструю» прибыль от реализуемого проекта или работает «на перспективу», инвестируя средства в проект, который еще не окупился; в) оговорка применяется только в случае неблагоприятного изменения федерального законодательства, не учитывая, что субъектам Федерации также даны широкие полномочия по регулированию инвестиционной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|