Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые формы общественных объединений.




 

Необходимо обратить внимание на ст. 7 Закона об общественных объединениях, которая называет организационно-правовые формы данного вида юридических лиц.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Под организационно-правовой формой общественного объединения понимается избранный среди закрепленных в законе самим объединением на основе его собственных потребностей, целей и задач способ внутреннего структурирования, определяющий механизм принятия решений и порядок управления имуществом (если таковое имеется).

От организационно-правовой формы общественного объединения следует отличать вид общественного объединения, который характеризует основную сферу деятельности объединения (например, политика, защита профессиональных интересов, благотворительность, спорт, образование, экология, культура и т. д.). Но если видов общественных объединений может быть довольно внушительное множество, то количество организационно-правовых форм общественных объединений объективно ограничено заданными параметрами: характером внутреннего строения, предполагающим специфику выработки и одобрения решений и особенности в управлении имуществом (если объединение им располагает). Исходя из этого, законодатель дает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм общественных объединений с тем, чтобы обеспечить максимальную четкость юридического оформления указанных вопросов и избежать размытости и неясности в правовом регулировании данных аспектов существования объединений. Это чрезвычайно важно, поскольку благодаря четкости и недвусмысленности в отношении внутренней структуры, механизма принятия решений и порядка управления имуществом общественного объединения, можно четко зафиксировать права и обязанности граждан, участвующих в деятельности объединения, гарантировать защиту (в том числе и судебную) прав в случае их нарушения и, в то же время, предусмотреть ответственность в случае нарушения обязательств, а также определить правомерность принятых решений и предпринимаемых действий органов объединения во взаимоотношениях с партнерами и с государством.

Термин «форма» (правда, без определения «организационно-правовая») употребляется в Гражданском кодексе (ГК) РФ в ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации». В отношении юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, ГК РФ (п. 2 ст. 50) дает исчерпывающий перечень форм, в которых они могут создаваться, что представляется весьма справедливым в свете всего вышесказанного. Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями (а к ним относятся и общественные объединения), то ГК РФ (п. 3 ст. 50) по непонятным причинам оставляет список форм, в которых они могут создаваться, открытым, завершая статью фразой: «... а также иных формах, предусмотренных законом». Вероятно, законодатель не достаточно досконально проработал положения ГК, регулирующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, сохранив возможность более тщательного правового регулирования деятельности некоммерческих организаций другими законами.

Можно привести примеры несовершенства и неточностей ГК РФ в том, что касается ряда организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Так, в качестве одной формы представлены общественные объединения и религиозные организации. Это противоречит отечественной юридической традиции и фактическому положению вещей. Правовой статус и деятельность общественных объединений и религиозных организаций всегда регулировались и регулируются разными законами. И это неудивительно, так как общественные объединения и религиозные организации во многом различаются именно спецификой принципов организационного построения, механизмом принятия решений и порядком управления имуществом.

Следует отметить, что понятие организационно-правовой формы общественного объединения впервые введено в российское законодательство Федеральным законом "Об общественных объединениях". Федеральный закон не дает определения этого понятия, но раскрывает его содержание через описание характерных черт и особенностей отдельных организационно-правовых форм общественных объединений.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные формы общественных объединений, предусмотренные Законом "Об общественных объединениях".

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. ГК РФ ст. 117 признает общественными организациями добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Потребности – нужда или недостаток человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности классифицируются: по сферам деятельности – труда, познания, общения, рекреации; по объекту – на материальные, духовные, этические, эстетические и т.д. Общественная организация отличается от общественного движения тем, что она основана на членстве, в отличие от движения, которое не имеет членства.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законом об отдельных видах общественных объединений. Участники (члены) общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117 ГК РФ).

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественное движение – совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены: общей целью – изменить свой социальный статус; общими ценностями – реформаторскими или консервативными, разрушительными или позитивными; общей системой норм, регулирующих поведение его участников; неформальным лидером, роль которого изменяется по мере развития движения, его институционализации, достижения лидером власти; специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

Причинами возникновения движений считают социальную дезорганизацию, конфликты, недовольства, изменение системы ценностей, побуждающие определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в движения.

Осознание единых ценностей нередко приобретает форму разного рода утопий (например, разработка различных программ обустройства России), политических мифов, религиозных идеологий.

Типы движений: реформаторские, профессиональные, молодежные, женские и т.д.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

Устав фонда помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Пример общественного фонда можно рассмотреть на основе Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", который регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Учреждением согласно ст. 120 ГК РФ признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Учреждение в соответствии со ст. 296 ГК РФ в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение в соответствии со ст. 298 ГК РФ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...