Проверка № 1 дыхательных аппаратов.
Проводится с применением контрольно-измерительных приборов, в соответствии с методикой проверки данным оборудованием.
Таблица 10.6
Журнал регистрации проверок № 1 кислородных изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов со сжатым воздухом
Дата проверки
| Ф.И.О.
владельца СИЗОД
| Номер закрепленного СИЗОД Отметка об исправно с
| Давление в баллоне
| кгс/см та СИЗОД
| Подпись лица, проводившего проверку СИЗОД
| Подпись начальника
караула, осущест- вившего контроль за проведением проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
Срок архивного хранения журнала - 1 год.
Проверка №2 СИЗОД.
Проверка №2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД: после проверки № 3, дезинфекции, замены регенеративных патронов и кислородных (воздушных) баллонов, закрепления СИЗОД за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.
После пользования СИЗОД на пожаре (учении) и последующего проведения проверки №2 замена регенеративного патрона обязательна, независимо от времени его работы.
Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула.
Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.
Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок №2.
Проверка № 2 противогазов.
а) провести внешний осмотр противогаза. Действия выполняются аналогично проверке №1;
б) проверить годность регенеративного патрона. Если с момента изготовления ХП-И прошло не более 2-х лет, срок снаряжения патрона не превысил 6 месяцев, а разница между действительным весом патрона и весом, указанном на этикетке корпуса патрона, не превышает ± 50 граммов, регенеративный патрон считается годным к работе;
в) проверить работу клапанов вдоха и выдоха. Проверка проводится аналогично проверке №1;
г) проверить герметичность противогаза при разряжении:
- вставить пробку коллектора индикатора ИР-2 в патрубок соединительной (клапанной) коробки противогаза;
- установить ручку переключающего крана индикатора в положение «-»;
- создать в воздуховодной системе противогаза разряжение. При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны «Г» шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение «3». Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны «Г», воздуховодная система противогаза считается герметичной;
д) проверить герметичность противогаза при избыточном давлении:
- закрыть отверстие избыточного клапана дыхательного мешка респиратора УРАЛ- 10 заглушкой, а противогаза КИП-8 проверочным приспособлением ПР-334;
- установить ручку переключающего крана индикатора в положение
- создать в воздуховодной системе проверяемого противогаза избыточное давление;
- при достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны «Г» шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение «3». Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны «Г», воздуховодная система противогаза считается герметичной;
е) проверить непрерывную подачу кислорода:
- установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение «Д», а кнопку перекрывного клапана в положение «3» и открыть вентиль баллона. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 зафиксируется в пределах зоны «Д» шкалы, доза подачи кислорода установлена правильно;
ж) проверить сопротивление открытия избыточного (предохранительного) клапана дыхательного мешка:
- снять заглушку с избыточного клапана;
- установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение «+», а кнопку перекрывного клапана в положение «3» и создать в воздуховодной системе противогаза избыточное давление. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 находится в пределах зоны «С» шкалы (в области «Р» или «ЛА КИП» - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно сопротивление открытия избыточного (предохранительного клапана) соответствует норме;
з) проверить работу легочного автомата:
- установить ручку переключающего крана в положение «-», а кнопку перекрывного клапана в положение «О» и создать разряжение в воздуховодной системе противогаза до момента срабатывания легочного автомата (появится характерный шипящий звук). Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 при работающем легочном автомате будет находиться в пределах зоны «С» шкалы (в области «Р» или «ЛА КИП» - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно легочный автомат исправен;
и) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса). Действия выполняются аналогично проверке №1;
к) проверить исправность работы звукового сигнализатора:
- закрыть вентиль баллона;
- сделать несколько вдохов через патрубок соединительной (клапанной) коробки. Если звуковой сигнализатор противогаза КИП-8 срабатывает при давлении кислорода 35-20 кгс/см2, следовательно он считается исправным. Для респиратора Урал-10 исправность фиксируется по срабатыванию звукового сигнализатора;
л) проверить герметичность соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением. Действия выполняются аналогично проверке №1;
м) определить запас (давление) кислорода в баллоне. Определяется при открытом вентиле баллона по показанию манометра.
Проверка № 2 дыхательных аппаратов.
Проводится с применением контрольно-измерительных приборов, в той же последовательности, что и проверка № 1.
Таблица 10.7
Журнал регистрации проверок №2 кислородных изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов со сжатым воздухом
(Номер СИЗОД)
Дата проверки
| Номер регенеративного патрона
| Результаты проверки (указать пригодно ли СИЗОД к работе или нет, если нет, то по какой причине)
| Подпись лица, проводившего проверку СИЗОД
| Подпись начальника
караула, осуществившего контроль за проведением проверки
|
|
|
|
|
|
Примечания:
В журнале на каждое СИЗОД отводится 1-2 листа. На первых трех листах журнала приводится список владельце СИЗОД - (Ф.И.О., номер закрепленного СИЗОД, номер страницы в журнале, отведенной для данного СИЗОД).
1. Для дыхательного аппарата вторая графа журнала не заполняется.
2. Срок архивного хранения журнала - 1 год.
Проверка № 3 СИЗОД.
Проверка № 3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.
10.6. Чистка, сушка и дезинфекция СИЗОД
Чистка, регулировка, дезинфекция СИЗОД проводится:
- после расконсервации;
- при проведении проверки № 3;
- по предписанию врача в связи с выявлением инфекционного заболевания;
- после пользования противогазом, а также лицевой частью дыхательного аппарата другим лицом и спасательным устройством к нему после каждого применения;
- при постановке в резерв противогаза, а также лицевых частей дыхательного аппарата.
Для дезинфекции СИЗОД применяются следующие растворы:
- этиловый спирт ректификованный;
- раствор (6%) перекиси водорода;
- раствор (1%) хлорамина;
- раствор (8%) борной кислоты;
- свежий раствор (0,5%) марганцовокислого калия.
Примечания.
1. После чистки и дезинфекции проводится проверка № 2.
2. Недопустимо применение для дезинфекции органических растворителей (бензина, керосина, ацетона).
10.7. Ремонт СИЗОД
Ремонт организуется и выполняется старшими мастерами (мастерами) ГДЗС, как правило, на базе ГДЗС.
Самостоятельный ремонт и регулировка СИЗОД владельцами, запрещены.
При обнаружении неисправности СИЗОД выводится из боевого расчета и передается на базу ГДЗС.
10.8. Возможные неисправности СИЗОД и метод их устранения
При выполнении проверок СИЗОД могут быть обнаружены специфические неисправности, вызванные разрегулировкой их отдельных узлов, вызванных износом или выходом из строя отдельных деталей. Анализ возможных неисправностей приведен в табл. 10.8 – 10.11
Таблица 10.8
Возможные неисправности КИП-8 и методы их устранения
№ п/п
| Признак
| Причина
| Способ устранения
|
| При проверке герметичности соединений под разряжением.
Падение разряжения превышает 3 мм. вод. ст.
| Неплотная затяжка накидных гаек;
Отсутствие или износ прокладок;
Проколы дыхательного мешка, гофрированных трубок вдоха и выдоха
- негерметичен обратный клапан избыточного клапана
| Произвести затяжку всех накидных гаек
Проверить наличие или заменить прокладки
Снять дыхательный мешок, гофрированные трубки вдоха и выдоха, заглушить их свободные концы, опустить в ванную с водой, создать давление и определить места
Проверить и при необходимости произвести его замену
|
| При проверке герметичности соединений под давлением падение давления превышает 3 мм. вод. ст.
| Те же, что и при проверке под разрежением;
Герметичен основной клапан избыточного давления
| Проверить и при необходимости произвести его замену
|
| Уменьшилась или полностью отсутствует постоянная подача кислорода
| Нарушена регулировка редуктора
Засорены фильтрующие сетки
Засорен дозирующий штуцер редуктора
Неисправна рычажная система редуктора
| Произвести регулировку редуктора
Прочистить или заменить сетки
Прочистить или заменить дозу
Разобрать редуктор и проверить рычажную систему
|
| При установившемся давлении в камере редуктора 0,58÷0,4 МПа (кгс/см2) постоянная подача кислорода более1,4÷0,2л/мин
| Дополнительная утечка кислорода через манжету звукового сигнала
| Проверить герметичность манжеты звукового сигнала при давлении 20-18 МПа(200-180кгс/см2) при помощи реометрамонометра. При утечке кислорода через манжету более 0,1 л/мин, заменить ее
|
| При давлении в камере редуктора 0,58÷0,4 МПа (5,8÷4,0 кгс/см2) наблюдается срабатывание предохранительного клапана
| Нарушена регулировка предохранительного клапана
Имеются забоины на кромке седла или сработалась вставка клапана
| Произвести регулировку предохранительного клапана
Притереть кромку седла или зашлифовать вставку мелкой шкуркой или заменить клапан
|
| Уменьшилась или полностью отсутствует подача кислорода через легочный автомат
| Нарушена регулировка редуктора
Нарушена регулировка легочного автомата
Засорена фильтрующая сетка предохранительного винта
Неисправна рычажная система легочного автомата
| Произвести регулировку редуктора
Произвести регулировку легочного автомата
Прочистить или заменить сетку
Проверить состояние рычажной системы
|
| Постоянное срабатывание легочного автомата, определяемое по характерному звуку
| Нарушена регулировка легочного автомата
Имеются забоины на кромке седла или сработалась вставка клапана
Засорено седло клапана
Неисправна рычажная система легочного автомата
| Произвести регулировку легочного автомата
Притереть кромку седла или зашлифовать вставку мелкой шкуркой, или заменить клапан
Разобрать легочный автомат и прочистить клапан и седло
Проверить состояние рычажной системы
|
| При закрытой крышке противогаза тяжело привести в работу механизм аварийной подачи кислорода
| Малый свободный ход рычага аварийной подачи кислорода
| Увеличит величину свободного хода рычага легочного автомата
|
| Величина срабатывания предохранительного клапана дыхательного мешка не соответствует норме
| Нарушена регулировка предохранительного клапана дыхательного мешка
| Произвести регулировку предохранительного клапана дыхательного мешка
|
| При зажатой гофрированной трубке вдоха возможно сделать вдох через штуцер клапанной коробки
| Отсутствует клапан выдоха
| Проверить наличие клапана выдоха
|
Неправильная поставка клапана выдоха
| Поставить клапан выдоха по направлению потока выдыхаемого воздуха
|
Неисправность клапана выдоха
| Заменить грибкообразный резиновый клапан
|
| При зажатой гофрированной трубке выдоха возможно сделать выдох через штуцер клапанной коробки
| Отсутствует клапан вдоха
| Проверить наличие клапана вдоха
|
Неправильная постановка клапана вдоха
| Поставить клапан вдоха по направлению потока вдыхаемого воздуха
|
Неисправность клапана вдоха
| Заменить грибкообразный резиновый клапан
|
| Величина давления при которой срабатывает звуковой сигнал не соответствует норме
| Нарушена регулировка звукового сигнала
| Произвести регулировку звукового сигнала
|
Засорились щели металлических пластин химпоглотителем
| Промыть звуковой сигнал чистой водой и просушить
|
Между седлом и клапаном звукового сигнала имеются посторонние частицы
| Разобрать и прочистить звуковой сигнал
|
| При проверке плотности соединений узлов, находящихся под высоким давлением кислорода, наблюдается усиление горения фитиля.
| Выход кислорода в атмосферу вследствие недостаточной затяжки накидных гаек, неисправностей вставки запорного вентиля, штуцеров капиллярной трубки выносного манометра
| Затянуть накидные гайки; проверить состояние штуцеров; проверить состояние клапана запорного вентиля; заменить поврежденную капиллярную трубку и др.
|
| При открытии вентиля кислородного баллона наблюдается срабатывание предохранительного клапана, давление в камере редуктора более 0,58 МПа (5,8 кгс/см2)
| Имеются забоины на кромке седла или сработалась вставка клапана
| Притереть кромку седла или зашлифовать вставку клапана мелкой шкуркой, или заменить его
|
Малый свободный ход клапана редуктора
| Увеличить свободный ход
клапана редуктора ввинчиванием в него регулировочного винта
|
Таблица 10.9
Возможные неисправности распиратора «Урал – 10» и методы их устранения
№ п/п
| Признак
| Причина
| Способ устранения
|
| Негерметичен при избыточном давлении
| Негерметичны приспособления для соединения респиратора с контрольным прибором
| Осмотреть прокладки в штуцерах контрольного прибора и проверить плотность соединения маски с контрольным прибором
|
Недостаточно затянуты соединения воздушной системы
| Осмотреть прокладки и подтянуть гайки соединения
|
Негерметичны узлы воздухо-водной системы
| Вытянуть из ранца воздухо-водную систему, поставить заглушку на штуцере дыхательного мешка и сигнального устройства, присоединить к контрольному прибору создать в системе давление 800 МПа (80 мм вод. ст.) Погружением воду выяснить место утечки и устранить ее
|
Негерметичен запорный вентиль баллона (утечка через сальниковые уплотнение)
| Разобрать вентиль, осмотреть и при необходимости заменить сальниковую прокладку
|
Негерметична кислородная система
| Проверить тлеющим фитильком соединения камер редуктора, аварийного клапана, легочного автомата и манометра а так же герметичность капиллярной трубки манометра и предохранительного клапана. Выявленную утечку устранить.
|
| Респиратор не герметичен при вакуумметрическом давлении
| Негерметично соединение вентиля баллона с кромкой кислородораспределитель-ного блока
| Отсоединить баллон от респиратора, осмотреть прокладку и при необходимости заменить ее
|
Негерметичен избыточный клапан, попадания частиц ХП-И между клапаном и резиновой подушкой или фасонным резиновым кольцом и донышком
| Разобрать избыточный клапан, удалить частицы ХП-И, промыть и просушить клапан Б, резиновую подушку 6, фасонное кольцо А и донышко 9
|
| Постоянная подача кислорода выше нормы
| Утечка кислорода через клапанное устройство аварийного клапана или основной клапан легочного автомата
| Отсоединить от кислородораспределительного блока штуцер дыхательного мешка и тлеющим фитильком проверить утечку из каналов аварийного клапана и основного клапана легочного автомата. При не герметичности разобрать соответствующий узел и устранить утечку. При нарушении герметичности уплотнителя клапанного устройства или основного клапана подтянуть их, а если не герметичны сами клапана заменить их.
|
Утечка кислорода через клапанное устройство
| Разобрать редуктор, вытащить мембрану и тлеющим фитильком проверить герметичность клапанного устройства. Негерметичное клапанное устройство заменить.
|
Утечка кислорода через сигнальное устройство
| Отсоединить сигнальное устройство от холодильника и дыхательного мешка и тлеющим фитильком проверить герметичность уплотнения шточка кольцом – 8. Устранить утечку, заменим кольцо – 8.
|
4.
| Постоянная подача кислорода ниже нормы
| Засорено дозирующее отверстие кислородораспределительного блока
| Вынуть фильтр, промыть в спирте, продуть кислородом дозирующее отверстие блока
|
Понижено давление кислорода в камере редуктора из-за усадки пружины
| Отрегулировать постоянную подачу кислорода
|
| Недостаточная подача кислорода лёгочным автоматом
| Засорены фильтры редуктора или ножки кислородораспределительного блока
| Промыть фильтры спиртом и продуть их кислородом
|
Недостаточная пропускная способность клапанного устройства редуктора
| Заменить клапанное устройство редуктора
|
Пониженное давление в камере редуктора из-за усадки пружины редуктора
| Отрегулировать давление в камере редуктора
|
| Самопроизвольная непрерывная работа лёгочного автомата
| Не надета резиновая трубка – 2 или прокладка – 9на штуцере - 4
| Надеть трубку или прокладку
|
| Лёгочный автомат не открывается
| Мембрана – 19 не перекрывает седло из-за попадания под неё постороннего тела
| Осмотреть мембрану и устранить неисправность
|
Перекос мембраны при сборке
| Устранить перекос мембраны
|
| Избыточный клапан открывается и работает при давлении менее 100 МПа (10 мм вод. ст.)
| Ослабление регулирующей пружины избыточного клапана
| Заменить регулирующую пружину избыточного клапана
|
| Избыточный клапан открывается и работает при давлении более 300 МПа (30 мм вод. ст.)
| Залип обратный клапан – 3 из-за некачественной сушки и мойки
| Разобрать избыточный клапан, промыть струёй воды, а затем просушить обратный клапан – 3 и место прилегания этого клапана к мембране - 6
|
| Лёгочный автомат открывается и работает при более 300 МПа (30 мм вод. ст.)
| Усадка регулирующих пружин
| Снять полиэтиленовый колпак, колпачок с сеткой, отпустить стопорный винт – 25 и произвести регулировку лёгочного автомата регулирующей гайкой – 26, если регулировку произвести не удаётся, то заменить регулирующие пружины
|
| Недостаточная подача кислорода байпасом
| Недостаточная пропускная способность клапанного устройства байпаса
| Заменить клапанное устройство байпаса
|
| Утечка кислорода через перекрывной вентиль капиллярной трубки манометра
| Деформация мембран перекрывного вентиля
| При открытом вентиле баллона закрыть перекрывной вентиль, затем перекрыть запорный вентиль баллона и удалить кислород из кислородоподающей системы. При падении давления по манометру более 2 МПа (20 кгс/см2) в мин. Открыть вентиль баллона и наблюдать за стрелкой манометра. Повышение давления свидетельствует о негерметичности перекрывного вентиля. Утечку устранить шлифовкой седла 41 перекрывного вентиля или заменой пакета мембран 40
|
Утечка кислорода в магистрали капиллярная трубка – манометр
| Если на открытом вентиле баллона и закрытом перекрывном вентиле давление по манометру продолжает понижаться, то утечку кислорода следует искать в капиллярной трубке, манометре или их соединении. Для устранения утечки подтянуть соединения или заменить вышедшие из строя детали
|
| Утечка кислорода через предохранительный клапан кислородораспределительного блока
| Ослабление регулирующей пружины прежохранительного клапана
| Проверить давление при котором открывается предохранительный клапан. Если это давление окажется ниже 0,8 МПа (8 кгс/см2), отрегулировать клапан
|
Окисление седла или деформация резиновой вставки предохранительного клапана
| Осмотреть седло и клапан, при необходимости прошлифовать седло или заменить
|
| Утечка кислорода через предохранительный клапан кислородораспределительного блока
| Повышение давления в камере редуктора выше допустимой нормы
| Вскрыть камеру редуктора и устранить утечку путем завинчивания клапанного устройства редуктора. Если утечка не устранена, заменить клапанное устройство редуктора
|
| Вентиль баллона негерметичен в открытом положении
| Повреждено уплотнительное кольцо
| Заменить уплотнительное кольцо исправным
|
| При открытом вентиле баллона и выключенном механизме легочного автомата происходит непрерывная подача воздуха
| Поврежден клапан
Повреждена мембрана
| Заменить клапан исправным
Заменить мембрану исправной
|
| Негерметичность клапана редуктора. Через предохранительный клапан редуктора постоянно выталкивается воздух
| Повреждена подушка клапана
| Заменить клапан исправным
|
| Нарушение герметичности при разъединении шлангов устройства для дозарядки баллонов.
| Произошло попадание посторонних частиц на детали соединения или их обмерзание.
| Вновь подсоединить и разъединить полумуфту и штекерный ниппель. При повторном нарушении герметичности заменить соединение исправным.
|
| Не стыкуется замок для подключения спасательного устройства
| Произошло случайное срабатывание замка
| Неметаллическим стержнем диаметром до 4 мм нажать на клапан до упора, оттянуть втулку, вынуть стержень, затем отпустить втулку
|
Таблица 10.10
Возможные неисправности дыхательных аппаратов (АИР-98МИ, ПТС «Профи», ПТС «Стандарт», ПТС «Фарватер») и методы их устранения
№ п/п
| Признак
| Причина
| Способ устранения
|
| Вентиль баллона негерметичен в закрытом положении
| Изношена вставка клапана
| Разобрать вентиль и заменить клапан
|
| Вентиль баллона не герметичен в открытом положении
| Изношены уплотнительные шайбы между шпинделем и гайкой
| Разобрать вентиль и заменить шайбы
|
| Воздуховодная система негерметична
| Негерметична маска
| Осмотреть корпус маски и при обнаружении в нём прорывов заменить корпус
Осмотреть и при необходимости подтянуть узлы крепления панорамного стекла, клапанной коробки и переговорного устройства
|
Негерметичен клапан выдоха
| Разобрать клапанную коробку, осмотреть и заменить в случае износа клапан выдоха или пружину
|
Негерметично соединение лёгочного автомата с маской
| Отсоединить лёгочный автомат, осмотреть уплотнительное кольцо и при износе заменить его. Плотно завинтить гайку в гнезде клапанной коробки маски
|
Негерметичен лёгочный автомат
| Подтянуть вин хомута.
Разобрать лёгочный автомат, осмотреть мембрану, вставку клапана и уплотнительное кольцо. При необходимости заменить изношенные детали
|
Негерметично соединение лёгочного автомата со шлангом
| Разобрать соединение, осмотреть и при необходимости заменить уплотнительное кольцо
|
Негерметично соединение шланга лёгочного автомата с разъёмом адаптера
| Разобрать разъём, осмотреть и при необходимости заменить манжету и уплотнительное кольцо
|
Негерметично соединение шланга с редуктором
| Отсоединить шланг от редуктора, осмотреть и при необходимости заменить уплотнительное кольцо
|
Негерметично соединение баллона с редуктором
| Подтянуть соединение или заменить уплотнительное кольцо
|
Негерметичен вентиль (см. выше)
| Разобрать вентиль и заменить уплотнительные кольца
|
Негерметично соединение коллектора с баллонами и редуктором
| Подтянуть соединения или заменить уплотнительные кольца
|
| Срабатывает предохранительный клапан редуктора
| Нарушено прилегание клапана редуктора к седлу
| Разобрать редуктор, осмотреть клапан и седло, удалить попавшие между седлом и клапаном твердые включения или заменить седло, собрать и отрегулировать редуктор
|
Нарушена регулировка предохранительного клапана (редуцированное давление в норме)
| Отвинтить гайку 32 и отрегулировать усилие прижатия клапана к седлу вращением направляющей 31
|
| Не работает сигнальное устройство
| Забиты каналы подачи воздуха на свисток или нарушена регулировка сигнального устройства
| Разобрать сигнальное устройство, промыть этиловым спиртом и продуть каналы, собрать и отрегулировать устройство
|
| Недостаточная подача воздуха для дыхания
| Засорен фильтр в штуцере соединения редуктора с баллоном
| Вывернуть винт 25, извлечь, промыть и продуть фильтр 24
|
Понизилось редуцированное давление в результате ослабления рабочих пружин редуктора
| Измерить контрольным манометром редуцированное давление, отрегулировать редуктор на требуемое давление. При невозможности получения заданного давления разобрать редуктор, заменить рабочие пружины, собрать и отрегулировать редуктор
|
Таблица 10.11
Возможные неисправности дыхательных аппаратов (АИР-98МИА, ПТС + 90D «Базис»)
и методы их устранения
№ п/п
| Признак
| Причина
| Способ устранения
|
| Вентиль баллона негерметичен в закрытом положении
| Изношена вставка клапана
| Разобрать вентиль и заменить вставку
|
| Вентиль баллона негерметичен в открытом положении
| Изношены уплотнительные шайбы между шпинделем и гайкой
| Разобрать вентиль и заменить шайбы
|
| Воздуховодная система негерметична
| Негерметична маска
| Осмотреть корпус маски и при обнаружении в нём прорывов заменить.
Осмотреть и при необходимости подтянуть узлы крепления панорамного стекла
|
Негерметичен клапан выдоха
| Снять защитную крышку клапанной коробки и пружинную скобу. В случае износа заменить клапан выдоха
|
Негерметично место соединения лёгочного автомата с панорамной маской
| Отсоединить легочный автомат от маски и осмотреть уплотнительное кольцо. При необходимости заменить кольцо
|
Негерметично соединение шланга-капилляра с редуктором
| Открутить винты крепления крышки. Снять крышку и фиксирующую скобу. Извлечь шланг-капилляр. Осмотреть и при необходимости заменить уплотнительные кольца
|
Следует иметь ввиду, что если какие-либо неисправности не могут быть устранены проверяющим, СИЗОД должен быть направлен для ремонта на базу ГДЗС, а газодымозащитнику выдается СИЗОД из резерва.
Самостоятельный ремонт СИЗОД газодымозащитником запрещен.
11. Пожарное и аварийно-спасательное оборудование и инструмент
11.1. Немеханизированный ручной пожарный инструмент (РПИ)
На пожарах возникает необходимость разборки строительных и технологических конструкций для выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, подачи огнетушащих веществ, организации спасательных работ.
К ручному немеханизированному инструменту относятся пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. На рис. 11.1. представлены общие виды багров и ломов.
Рис. 11.1. Багры и ломы пожарные.
а — багор металлический; б — багор насадной; в — лом тяжелый; г — лом с шаровой головкой; д — лом легкий; е — лом универсальный
Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.
Багор пожарный металлический (БПМ) (рис. 11.1а) состоит из крюка 1, копья 2, металлического стержня 3 и рукоятки 4, Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили.
Багор пожарный насадной (БПН) состоит из деревянного стержня 2, на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем (рис. 11.1б) Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины — березы, граба, бука.
Основные характеристики багров приведены в табл. 11.1.
Таблица 11.1.
Обозначение багра
| Длина багра, мм
| Длина крюка, мм
| Масса, кг
|
БПМ
|
|
|
|
БПН
|
|
|
|
Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей.
Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полов, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.
Лом представляет собой металлический стержень длиной 1200 мм и диаметром 28 мм. Его верхняя часть (рис. 11.1в) изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта.
Лом пожарный (ПШ) с шаровой головкой (рис. 11.1,г) предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов.
Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм.
Лом пожарный легкий (ЛПЛ) применяют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и других подобных работах. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 45° и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм (рис. 11.1д) Нижний конец лома четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для его подвески.
Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей (рис. 11.1е). Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями. Основные характеристики ломов указаны в табл. 11.2.
Таблица 11.2.
Обозначение лома
| Длина лома, мм
| Длина крюка, мм
| Масса лома, мм
|
ЛПТ
|
|
| 6,7
|
ЛПЛ
|
|
| 4,8
|
ЛПУ
|
| -
| 1,5
|
Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части подвергаются термической обработке. Качество термической обработки ломов определяют ударами, о лист мягкой стали (10 ударов) один раз в год. Кроме того, ломы испытывают на изгиб крюка массой 80 кг.
Багры испытывают на изгиб крюка нагрузкой 200 кг, приложенной вдоль оси в течение 10 мин.
Пожарные крюки. В пожарной охране используются крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов (рис. 11.3) и легкий пожарный крюк (рис. 11.2) Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.
Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри здания и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н, сечением 25×12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с нижней заканчивается ушком для навязывания веревки толщиной 14–17 мм и длиной 1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.
Рис. 11.2. Легкий пожарный крюк
Рис. 11.3. Крюк для открывания крышек колодцев пожарныхгидрантов.
Комплект универсального инструмента УКИ–12М предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций при тушении пожаров. Он состоит из съемных рабочих органов, уложенных в специальный контейнер
(рис. 11.4) Назначение каждого сменного рабочего органа, входящего в комплект, указано в табл. 11.3.
Рис. 11.4. Комплект универсального инструмента УКИ–12М
Штанги универсальные с рукоятками-крюками имеют фиксирующие устройства для крепления рукояток в 2-х положениях и установки одного из рабочих органов.
Для смены рабочего органа и крепления рукоятки необходимо нажать кнопку на втулке штанги, последующим поворотом втулки зафиксировать или освободить рабочий орган, после чего кнопка должна вернуться а исходное положение.
Комплектом инструмента могут работать одновременно два пожарных (оператора). Для этого в штангах необходимо закрепить два разных (необходимых для работы) рабочих органа.
Таблица 11.3.
Наименование рабочего органа
| Номер позиции по рис. 8.4.
| Назначение
|
Лом монтажный
|
| Разборка конструкций, расчистка завалов, эвакуация оборудования
|
Вскрыватель
|
| Вскрытие металлических обшивок кровли, вентиляционных и отопительных коробов, кузовов и кабин транспортных средств
|
Лом-зубило
|
| Вскрытие кирпичных, каменных и железобетонных конструкций
|
Лом-клин
|
| Вскрытие конструкций, имеющих плотные соединения, подъем элементов конструкций
|
Лом-шаровой
|
| Сбивание замков, открывание крышек колодцев гидрантов в зимних условиях
|
Лом отжимной
|
| Вскрытие ворот, дверей, снятие оконных решеток
|
Лом-гвоздодер
|
| Вскрытие деревянных конструкций
|
Лом-пика
|
| Вскрытие кирпичных, каменных и железобетонных конструкций
|
Лом-крюк
|
| Открывание колодцев гидрантов, расчистка места пожара, вскрытие кровли, обрешетки, растаскивание тюков ворсистых материалов
|
Багор пожарный
|
| Разборка стен, кровель, перегородок, обрушение труб, растаскивание горящих материалов
|
Штанга универсальная с рукояткой-крюком
|
| Вскрытие потолков, перекрытий, дверных замков, запоров и т. п.
|
Доставку необходимом количества сменных рабочих органов, не закрепленных в штангах к месту проведения работ следует осуществлять в специальной сумке на ремне через плечо.
В зависимости от характера выполняемой работы оператор должен выбрать нужный сменный рабочий орган в соответствии с табл. 11.3.
При необходимости увеличения длины штанги или усилия на рабочем органе оператор должен выдвинуть из штанги рукоятку-крюк в крайнее положение и зафиксировать ее.
Рукоятка-крю<
Воспользуйтесь поиском по сайту: