Эпилог. Приложение A. Десять основ воспитания счастливого малыша
Эпилог
Само путешествие – уже награда. – Даосская поговорка
Поздравляю! Вы с малышом прошли самые удивительные, быстротечные и трудные этапы развития в его жизни! Сначала он превратился из годовалого ребенка, который с радостью делал первые шаги и произносил первые слова, в полуторагодовалого, который наслаждался новообретенной свободой и порой закатывал незабываемые истерики. Затем ему исполнилось два, и он начал осваивать простейшие правила языка и общения; потом три, и тогда он только открыл для себя удивительный мир дружбы, творчества, игр и юмора. И вот, наконец, ему четыре, и он уже умеет заводить друзей, творить и веселиться! Вот это да! Неудивительно, что это было непростое время для него и для вас! Но теперь вы стоите на пороге пятого дня рождения малыша. Скоро «доисторический» период останется позади, и ваш ребенок постучится в двери цивилизованного мира.
Конечно, вам еще предстоит немало потрудиться, но ваш малыш уже не маленький дикарь. На пятом году жизни дети готовы к покорению новых вершин, и он будет учиться читать, писать, играть в бейсбол… И если вы думаете, что малышовый возраст был удивительным, подождите! В ближайшие пару лет чувство юмора вашего ребенка расцветет пышным цветом (да уж… вас ждет и «туалетный юмор» тоже! ), он станет любознательным («Почему? Почему? Почему? ») и невероятно общительным («Мамочка, я должна пойти в гости к Мэри! Пожалуйста! »). Это стремительное развитие и взросление не означает, что ребенок перерастет все те воспитательные приемы, которые предлагает методика «Самый счастливый малыш». Конечно, рычать вы будете гораздо реже (хотя, возможно, вам придется вернуться к этому в подростковые годы), но основные приемы, такие как правило фастфуда, «подкидывание монеток в паркомат» и поиск взаимовыгодных компромиссов, послужат вам еще не один год. По правде говоря, никто из нас никогда не перерастает желание быть услышанным и понятым.
И не надейтесь отправить «малышовый» на свалку, как только ваша дочурка задует четыре свечи на именинном торте. Конечно, когда она станет старше, вы уже не будете тыкать пальцем в воздух, восклицая: «Ты хочешь! Ты хочешь! » Но еще долгие годы вы будете прибегать к коротким фразам и повторам и «отзеркаливать» ее чувства, чтобы успокоить и утешить ее. (Помните, что даже взрослые, когда сильно расстраиваются, опускаются на одну ступеньку ниже по эволюционной лестнице, и все мы чувствуем себя гораздо лучше, когда кто‑ то признает наши чувства. ) Я надеюсь, вы будете оглядываться на эти счастливые дни вашего малыша – с года до четырех лет – с удовольствием. Пройдя этот период, вы получите небольшую передышку. В следующие 10 лет тоже могут быть свои сложности, но вы уже будете владеть самыми важными навыками, которые нужны, чтобы быть хорошим родителем. Мои поздравления, наслаждайтесь и продолжайте в том же духе! Первые четыре года проходят быстро, а последующие летят еще быстрее!
Приложение A Десять основ воспитания счастливого малыша
1. Воспринимайте малышей как маленьких пещерных человечков. Порой малыши ведут себя как совершеннейшие дикари. И действительно, их мозг пока незрел и работает, как у первобытного человека. Отдел мозга, отвечающий за речь и логику, еще не вполне развит, и всем заправляет полушарие, отвечающее за эмоциональность и импульсивность. Даже у взрослых, когда они расстроены или «выходят из себя», речевые и логические способности ослабевают. Что уж говорить о малышах – мозг под воздействием стресса толкает их на то, чтобы вести себя совсем уж «по‑ неандертальски»!
2. Знайте характер своего малыша. Какой у вас ребенок – спокойный? Осторожный? Боевой? Знание характера малыша поможет вам лучше предвидеть его потребности и реакции, и вам будет легче ладить с ним. 3. Почаще хвалите себя. Быть родителем непросто. Мало того что вам приходится находить подход к маленькому дикарю, вы еще и сталкиваетесь с массой других проблем: • Вам не хватает помощи со стороны. Если вы типичный современный родитель, то у вас нет большой армии родственников и друзей, которые помогали бы вам по дому, как это было принято в прежние времена. При этом современные папы и мамы зачастую должны еще и на весь день уходить на работу. • Вы чувствуете, что не справляетесь. Большинство новоиспеченных родителей не имеют опыта обращения с детьми. Неудивительно, что они теряются, когда малыши начинают вытворять все то, что и должны делать нормальные дети: закатывать истерики и нарушать правила. • Вы выходите из себя. Не удивляйтесь, если проступки малыша неожиданно разбудят в вас болезненные воспоминания и поднимут со дна души былые обиды. • Ваши с ребенком характеры не совпадают. Вы и ваш малыш – полные противоположности. Если так, вдохните поглубже, подумайте о хорошем и сфокусируйтесь на том, что вам нравится в вашем ребенке.
4. Будьте послом в мире пещерных людей. Когда вы понимаете, что имеете дело с первобытным дикарем (особенно когда он сердится), становится ясно, почему воспитание – такое непростое дело. Но с малышами можно отлично ладить, если общаться с ними по‑ доброму, уважительно и дипломатично. Другими словами, вы добьетесь большего успеха, если будете для ребенка не «начальником» или «приятелем», а послом из XXI века в его доисторическом мире. 5. Пользуйтесь правилом фастфуда. В расстроенных чувствах малыши не воспринимают ни объяснений, ни доводов. Вот почему, когда ребенка захлестывают эмоции, настоятельно необходимо потратить минутку на то, чтобы прокомментировать и «отзеркалить» его чувства. Это поможет ему успокоиться, и только тогда вы можете высказать то, что хотите донести до его сознания. 6. Говорите на «родном» языке малыша – «малышовом». Малыши и так не владеют речью в полной мере, а когда они расстроены, их находящийся под воздействием стресса мозг еще хуже воспринимает наши слова. Вот почему, когда малыш сердится, огорчен или напуган, он поймет вас лучше, если вы переведете свои высказывания на простой язык – «малышовый». Для этого нужно всего‑ навсего:
1) говорить короткими предложениями; 2) повторять их по несколько раз; 3) использовать выразительную мимику и интонации, чтобы «отзеркалить» чувства малыша. Это поможет вам попасть в «правильную точку».
7. Поощряйте хорошее поведение малыша. Для этого есть много возможностей: • «Сеансы внимания». Радуйте ребенка маленькими порциями совместных занятий, похвалами, «сплетничанием», отметками на руках и т. д. по крайней мере 20 раз на дню. • Формирование уверенности в себе. Давайте малышу почувствовать себя «на коне», предлагая ему возможность выбора и играя в поддавки, когда возможно. • Тренировка терпения. Научите ребенка контролировать эмоции с помощью тренировки терпения и волшебного дыхания. • Ритуалы. Выработайте разнообразные приятные ритуалы вроде разговора по душам перед сном и «особого времени», чтобы малыш чувствовал себя умным, счастливым и любимым. • Высеивание семян доброты. Учите малыша доброте и отзывчивости с помощью сказок и ролевых игр, а также обращая его внимание на хорошие поступки других.
8. Сдерживайте надоедливое поведение ребенка. Все малыши копаются, хнычут и порой не слушаются, но вы можете бороться с этим с помощью общения с уважением (комбинация из правила фастфуда и «малышового»), взаимовыгодных компромиссов и, наконец, если это не помогает, с помощью «мягких» наказаний (таких как «хлопок‑ рычание» и игнорирование). 9. Незамедлительно пресекайте неприемлемое поведение ребенка. Когда ребенок ведет себя агрессивно, делает что‑ то опасное или нарушает важное принятое в вашей семье правило, его нужно сразу же остановить с помощью «строгого» наказания (тайм‑ аута или лишения привилегий). 10. Избегайте истерик или быстро сводите их на нет. Вы можете прекратить большинство детских истерик в считаные секунды, используя правило фастфуда и «малышовый». Но главное – от 50 до 90 % взрывов эмоций можно и вовсе предотвратить, просто избегая проблемных ситуаций, общаясь с уважением в течение всего дня и «подбрасывая монетки в паркомат» (с помощью частых «сеансов внимания», игры в поддавки, ритуалов и т. д. ), а также тренируя у малыша терпеливость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|