Специфические особенности маркетинга в банковской сфере. Понятие банковского продукта, услуги и операции
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема 1. Основные понятия банковского маркетинга и его специфика в банковском деле. 1. Предпосылки и необходимость маркетинга банковской деятельности 2. Специфические особенности маркетинга в банковской сфере. Понятие банковского продукта, услуги и операции 3. Основные элементы и инструменты банковского маркетинга
Предпосылки и необходимость маркетинга банковской деятельности Маркетинг как наука возник в 1902 г (теория маркетинга) и этот предмет стал преподаваться в университетах США. Потребность в маркетинге возникает при наличии рынка покупателя, конкуренции. Маркетинг – комплексная, целостная система. В промышленности появилась в 50-60 гг 19 ст. А в 70-80 гг 19 ст. пришла в финансово-банковскую сферу как комплексная, целостная система. Причины: 1) Сначала развивалась промышленность и торговля, а на их базе появилась потребность в банковских услугах 2) Банки существуют на финансовых рынках, а финансовые рынки подвергаются регулированию ЦБ Основная предпосылка использования маркетинга в банковской сфере – возникновение рынка покупателя (конкуренция). Но конкуренция возникает не только между банками, но и между другими небанковскими финансово-кредитными институтами. В России более развитым в настоящее время является банковский сектор, а не промышленность. Банки могут способствовать предприятиям. На сегодняшний день наши банки могут предложить большой перечень услуг, но эти услуги не готовы принять клиенты. Сложность состоит в том, что в условиях конкуренции без целевого маркетингового подхода сложно выжить. Но наши банки не могут просчитать неиспользованные возможности, потому что они не используют комплексный подход маркетинга.
Этапы развития маркетинга: 1. Классическая концепция маркетинга – совершенствование развития производства. В начале перехода от рынка продавца к рынку покупателя необходимо развивать производство, чтобы насытить рынок необходимыми продуктами. 2. Концепция совершенствования товаров. Рынок насыщен необходимыми товарами, и покупатели выбирают более качественные. 3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Более высокий уровень развития рынка и конкуренции. Необходимо применять какие-то элементы для сбыта товара.
4. Концепция современного маркетинга. Состоит в выявлении нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов. 5. Концепция социально-этичного маркетинга (применяется в развитых странах). Она включает все 4 концепции и учитываются интересы общества в целом.
Основные понятия и сущность банковского маркетинга Банковский маркетинг (БМ) – комплексная система организации, создания и сбыта банковских продуктов, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получения прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка. БМ – поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это интегрированная ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. Предметом БМ являются процессы, имеющие место внутри банка и вне его на микроэкономическом уровне применительно к финансовому рынку. Субъектами БМ являются КБ (специализированные), маркетинговые отделы и фирмы, профессионалы-маркетологи и клиенты (юр. и физ. лица). Объектами БМ являются продуктовый ряд, конкуренты, потребители банковской продукции и услуг, виды коммуникаций и систем доставки, динамика потребительского спроса и уровня рыночного риска.
Стратегия БМ – выбор перспективной производственно-сбытовой политики в соответствии с ожидаемой ситуацией на конкретном рынке. Тактика БМ – оперативная деятельность, направленная на осуществление маркетинговых программ. Стратегические решения составляются на перспективу, тактические решения – реализация стратегических решений (краткосрочный характер).
В банковской практике выделяют следующие виды рисков: 1) форс-мажорные 2) стратегические 3) рыночные 4) международные 5) риски активных операций 6) риски пассивных операций 7) экономические риски Маркетологи выделяют и нейтрализуют все виды рисков. Среда БМ – совокупность субъектов, действующих за пределами банка и отношений, складывающихся между ними и банком и воздействующих на деятельность руководства в плане установления и поддержания отношений взаимодействия с клиентами. Среда БМ состоит из 2-х частей: 1) Микросреда – она складывается из взаимоотношений внутри самого банка (и это внутренние отношения микросреды) и отношений между банком и поставщиками, посредниками, конкурентами, клиентами и контактными аудиториями – это внешние отношения микросреды. Поставщики поставляют банку оборудование, канцтовары, компьютеры, мебель. Посредники делятся на 2 группы: 1) маркетинговые фирмы – оказывают услуги банку по разработке маркетинговой стратегии 2) кредитно-финансовые посредники, которые оказывают посредничество в следующих отношениях – страхование банковских услуг; предоставляют и получают кредитные ресурсы (банки), по отношениям с ц.б. (инвестиционные банки – у нас их нет, инвестиционные фонды, компании). Конкуренты делятся на 3 группы: 1) существующие прямые конкуренты банка 2) новые банки 3) потенциальные конкуренты Клиенты делятся на 2 группы: 1) розничные – физ. лица 2) оптовые – корпоративные клиенты Контактные аудитории делятся на 5 групп: 1) финансовые организации 2) СМИ 3) Государственные учреждения 4) Общественность 5) Собственные служащие
2) Макросреда – более широкое понятие, включающее факторы общего плана (демографические, экономические, природные, научно-технические, культурные и политические.
Отличие микросреды от макросреды – если на субъекты и факторы микросреды банк может оказывать воздействие, то на факторы макросреды банк не может оказывать влияния, а может только их учитывать.
Основные принципы БМ: 1. Ориентация на потребительский спрос (маркетинговая философия) 2. Формирование потребительского спроса, т.е. активное влияние на спрос
Функции маркетинга: 1. Анализ окружающей среды и сбор информации о рынках 2. Изучение и планирование продуктового ряда 3. Определение и регулирование цены на банковский продукт 4. Управление потребительским спросом 5. Планирование и организация сбыта услуг 6. Обеспечение социальной ответственности
Методы проведения маркетинговых мероприятий по способу общения с клиентами подразделяются на 2 вида: 1) Активные маркетинг включает: · Прямой маркетинг, который заключается в организации активной рекламы посредством почтовой и телеграфной связи, телевидения · Проведение разовых мероприятий, таких как презентации и конференции, где изучаются потребительские оценки качества и полноты продуктового ряда · Изучение потребностей клиентов в процессе личного общения · Организация банком дискуссий для обсуждения актуальных проблем 2) Пассивный маркетинг пользуется такими приемами, как: · Публикации в прессе об экономических показателях и банковских продуктах и услугах · Разработка эмблемы и девиза банка
В банковской практике выделяют следующие черты, которые являются сущностными признаками маркетинга: 1) Ориентация на потребности клиентов или маркетинговая философия 2) Применение множества инструментов рыночной политики или маркетиг-микс 3) Целенаправленная координация всех видом деятельности банка в сфере сбыта или маркетинговое управление
Первый признак появился с переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Второй признак появился раньше, еще в административной экономике Третий признак маркетингового управления начинает появляться, когда маркетинг переходит на научную основу (современный маркетинг).
Этапы осуществления маркетинговой деятельности: Схема: Задачи банка à [ (Цели банка à Возможности банка (ресурсы) à Анализ рыночных возможностей) à Маркетинговые возможности] à Отбор целевых рынков à Стратегическое планирование à Разработка планов маркетинга à Планирование комплекса маркетинга à Стратегия риска à Организационная структура à Система маркетингового контроля Пояснение к схеме: 1) Банк закрепляет свою основную задачу (программную установку) в официальном программном заявлении. Задачи, вытекающие из нее (ПУ) приняты называть задачами банка. Эти задачи банка при дальнейшей конкретизации превращаются в задачи маркетинга по реализации задач банка. А исходя из задач маркетинга будут формулироваться конкретные стратегии маркетинга. 2) Цели банка – задачи, конкретизированные по времени и величине. (Снижение операционных расходов в течение года на 10%). 3) Ресурсы – трудовые, материальные, технические и финансовые, информационные 4) Анализ рыночных возможностей – одна из основных функций маркетинга 5) Маркетинговые возможности – производится сопоставление целей банка с рыночными возможностями и ресурсной базой (возможностями банка). 6) Отбор целевого рынка – выделение наиболее предпочтительных сегментов рынка (отбор целевых рынков). 7) Стратегическое планирование – стратегия маркетинга для каждого целевого рынка. План маркетинга (рабочее задание). 8) Планирование комплекса маркетинга – комплекс «4Р» или «маркетинг-микс» (ценовая, сбытовая, продукция и продвижение). 9) Стратегия риска 10) Организационная структура 11) Маркетинговый контроль за реализацией маркетинговых планов и внесение корректив. Специфические особенности маркетинга в банковской сфере. Понятие банковского продукта, услуги и операции Специфические особенности маркетинга в банковской сфере связаны со специфическими особенностями банковского продукта. Основным объектом маркетинга в банке является банковский продукт. У экономистов нет единого мнения относительно определений банковского продукта, услуг и операций. Понятие банковского продукта – категория рыночная и пришло к нам недавно. Банковский продукт – комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности
Банковская услуга – предоставление клиентам технических, технологических, финансовых, интеллектуальных и профессиональных видов деятельности банка, сопровождающих и оптимизирующих проведение банковских операций.
Банковские операции – комплекс взаимосвязанных действий банка и клиентов, производимых от имени банка, предусматривающий перемещение средств и направленный на решение конкретной экономической задачи. Например:
Банковский продукт – документарный аккредитив. Он включает следующие услуги: - анализ внешнеторгового контракта клиента - оказание информационных и консультационных услуг - проведение переговоров с авизирующим, подтверждающим банком - мониторинг документов Операции – кредитная операция в форме установления кредитной линии, в рамках которой открывается аккредитив. Модификация банковского продукта – изменение параметров банковского продукта, новый банковский продукт.
Особенности банковского продукта: 1) банковские продукты в своей основе абстрактны, т.е. не имеют материальной основы 2) банковские продукты связаны с использованием денег в различных формах и качествах (деньги предприятий, банков, бухгалтерские записи) – денежная форма. 3) Абстрактные банковские продукты приобретают зримые черты посредством договорных отношений (в договоре конкретно оговаривается срок, сумма, условия погашения). 4) Купля-продажа банковских продуктов обладает протяженностью во времени. Абстрактность и договорной характер банковских продуктов вызывает необходимость разъяснения клиенту о содержании. По сравнению с другими небанковскими продуктами определение и сопоставление качества различных банковских продуктов требует от потребителя высокой экономической культуры. Тесная связть с деньгами и протяженность акта купли-продажи во времени ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|