Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание курса. Учебно-тематический план. Введение в профессию «социальный педагог». 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения со­циальной педагогики в России




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Лекции Практ.
Введение в профессию «социальный педагог»   занятия
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной
педагогики в России    
2. Профессиональная деятельность социального педагога
3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов
Основы социальной педагогики    
4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической дея-
тельности    
5. Развитие ребенка в социуме
6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педа-
гогике    
7. Категории социальной педагогики
8. Принципы социальной педагогики
9. Социально-педагогическое исследование
Основы социально-педагогической деятельности    
10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
1 1. Социально-педагогическая деятельность с семьей
12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися
без попечения родителей    
13. Девиации как социально-педагогическая проблема
14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей
17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения
детей    
18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного по-
ведения    
19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к
употреблению алкоголя    
20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними
правонарушителями    
21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
ИТОГО:

Учебно-тематический план

Введение в профессию «Социальный педагог»

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения со­циальной педагогики в России

Благотворительность и милосердие как культурно-истори­ческие традиции социально-педагогической деятельности. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность». Этапы развития благотворительности в России: церковная, го­сударственная и частная благотворительность в досоветской России. Советская система социального обеспечения детей. Социальная политика России по обеспечению защиты и прав детей в постсоветский период. Исторические предпосылки вве­дения профессии «социальный педагог» в России.

2. Профессиональная деятельность социального педагога Профессиональная деятельность педагога и социального пе­дагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества со­циального педагога. Профессиональная компетентность соци­ального педагога, его квалификационная характеристика. Фор­мы и виды социально-педагогической помощи детям. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

3. Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов

Принципы и система непрерывной профессиональной подго­товки социальных педагогов. Подготовка социальных педаго­гов в средних профессиональных учебных заведениях. Государ­ственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Моно- и многоступенчатая подготовка соци­ального педагога в вузе. Особенности подготовки специалиста в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Основы социальной педагогики

4. Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

Социальная педагогика как отрасль научного знания. Соци­альная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь со­циальной педагогики с педагогикой и социологией. Ребенок и закономерности его социализации — объект и предмет исследо-


I


вания социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации ребенка. Соци­альная педагогика как область практической деятельности, взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Со­циальная педагогика как учебная дисциплина.

5. Развитие ребенка в социуме

Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые фак­торы развития ребенка. Роль деятельности и общения в разви­тии ребенка. Противоречия — движущие силы развития ребен­ка. Влияние наследственности на развитие ребенка. Патологии в физическом, физиологическом и психическом развитии ре­бенка и ее влияние на социализацию ребенка. Макро-, мезо- и микрофакторы, социализации ребенка. Влияние среды на раз­витие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Соци­альная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в соци­ализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная ре­абилитация ребенка.

6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной
педагогике

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в соци­альной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические откло­нения от нормы и социализация ребенка. Особенности социали­зации детей, не получивших общего и профессионального обра­зования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психо­лого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклоне­ний от нормы.

7. Категории социальной педагогики

Система категорий и понятий в науке. Категориальная взаи­мосвязь педагогики и социальной педагогики. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: общие и отличитель­ные признаки. Социальные знания и умения — основа социа­лизации ребенка. Сущность социального обучения. Соци­альный феномен воспитания в истории развития общества. Ха­рактеристика социального воспитания. Проблемы развития теории социального воспитания и социального обучения в со­временных условиях.

8. Принципы социальной педагогики

Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назна­чение принципов в социальной педагогике. Принцип природо-сообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации.


Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между ми­лосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

9. Социально-педагогическое исследование

Сущность научного исследования. Особенности развития на­учного знания в социальной педагогике. Источники социально-педагогического исследования. Эмпирическое и научное иссле­дование в социальной педагогике. Понятийный аппарат иссле­дования. Этапы и методы социально-педагогического исследо­вания. Оформление научно-исследовательской работы.

Основы социально-педагогической деятельности

10. Методика и технологии социально-педагогической дея­тельности

Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педа­гогических технологий.

11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­
бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особен­
ности социально-педагогической деятельности с благополучной
семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­
альной семьей, семьей ребенка-инвалида. Формы социально-
педагогической помощи семье.

12.    Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-ин­тернат; деятельность социального педагога в этих учреждени-

ях.

13. Девиации как социально-педагогическая проблема Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. При­чины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и от­клоняющееся поведение подростков. Типичные проявления

 

 

отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делин-квентное и криминальное поведение подростков: общие и отли­чительные признаки. Факторы девиации подростков. Концеп­ции девиации детей.

14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведе­
ния детей

Детский алкоголизм как социально-педагогическая пробле­ма. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

15. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­
ния детей

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками. При­чины и последствия подростковой наркомании. Стадии разви­тия подростковой наркомании.

16. Проституция как форма проявления девиантного пове­
дения детей

Детская проституция как социально-педагогическая пробле­ма. Из истории развития проституции в России. Особенности детской проституции: причины и последствия. Факторы, сдер­живающие развитие проституции в России.

/ 7. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей

Преступность несовершеннолетних как социально-педагоги­ческая проблема. Причины и последствия преступности несо­вершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические осо­бенности несовершеннолетнего осужденного. Система специ­альных учебно-воспитательных учреждений для несовершенно­летних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, воспита­тельные колонии; цели, задачи и особенности их работы.

18. Социально-педагогическая деятельность с детьми деви­антного поведения

Профилактика и реабилитация — основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения: сущность понятий. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологичес-


кий, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая профилактическая деятельность: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педа­гогическая реабилитационная деятельность: задачи, содержа­ние, методы и формы работы.

19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склон­
ными к употреблению алкоголя

Принципы и функции социально-педагогической деятельно­сти с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Профилак­тика детского алкоголизма: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Социально-педагогическая реабили­тация детей-алкоголиков: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Роль социального педагога во взаимо­действии специалистов по профилактике и реабилитации де­тского алкоголизма.

20. Социально-педагогическая деятельность с несовершенно­
летними правонарушителями

Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Роль общего и профессионального обра­зования в социальной реабилитации несовершеннолетних пра­вонарушителей. Индивидуальная и коллективная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних правонаруши­телей: цели, задачи, содержание и технологии. Творческая ак­тивность несовершеннолетнего правонарушителя как средство его социальной реабилитации.

21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях Функции религии в обществе: аксеологическая, духовная, гносеологическая, педагогическая, политическая, экономичес­кая, историческая, социальная, психотерапевтическая. Хри­стианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Историческая обусловленность социального вос­питания в конфессиях. Особенности социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи социальной педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагоги­ке. Основные задачи таких занятий:

• закрепление у студентов системы знаний по социальной пе­
дагогике, специальная работа над социально-педагогическими
понятиями;

• формирование системного подхода к изучению социально-
педагогических явлений;

• развитие научного подхода к изучению, овладению и само­
стоятельной разработке методики и технологии социально-пе­
дагогической деятельности;

• овладение конкретными способами, необходимыми соци­
альному педагогу для самостоятельного конструирования и
организации социально-педагогической деятельности;

• овладение навыками самостоятельной работы при освое­
нии курса социальной педагогики;

• формирование эмоционально-положительного отношения
студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной
деятельности.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. При­ведем некоторые советы по работе студентов на лекционных


занятиях, ибо от этого зависит, насколько продуктивно они в дальнейшем смогут работать на семинарских и практических

занятиях.

Лекция (от латинского 1ес1ао «чтение»), как известно, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведени­ях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела кон­кретной науки или учебной дисциплины.

Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике еще в средневековых университетах. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII-XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение кни­гопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и по­этому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения — философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение под­робными комментариями и разъяснениями.

На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось кни­гопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важней­ших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того, в последние десятилетия все большее распространение приобретают компьютерные фор­мы хранения и передачи информации, которые активно приме­няются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных за­ведениях во всем мире.

В чем же причина такого «консерватизма» лекции? А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень мно­го достоинств. Постараемся показать наиболее существенные из

них.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука, — а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками — представляет собой очень сложное явление. В каждой науке, в том числе и в социальной педагогике, встречается большое ко­личество различных точек зрения, мнений, подходов и спосо­бов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке раз­норечивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, толь-

ко вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного времени сориентировать студентов в рас­сматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взгля­дов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.

К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредствен­ное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда игра­ют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, станови­тся ярким и интересным, а поэтому способствует развитию же­лания знать изучаемый предмет лучше и глубже.

Таким образом, лекция — очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний. У сту­дента поначалу складывается мнение, что на лекции он — лицо пассивное, и все, что от него требуется, — слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опас­ное представление. На самом деле слушание лекции предпола­гает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого — понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать запи­си изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение та­ких записей, которые называются конспектами (от латинско­го сопбресЪиб «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было лег­че их приобрести, рекомендуем запомнить

несколько практических советов:

Не старайтесь записать дословно все, что говорит препода­ватель — это невозможно, да и не нужно. Если вы будете к это­му стремиться, в ваших записях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а значит — нарушения логики изло­жения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, запи­сывая только самое существенное.


 

• Учитесь « на слух » отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные поло­
жения и определения, которые без примеров и иллюстраций
могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непо­
нятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также
лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно несколь­
ких ключевых слов.

• Записи должны быть сжатыми, логично связанными,
представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.

• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи,
обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя акку­
ратно и внимательно.

• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или
иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствую­
щие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно
использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая,
волнистая линии, пунктир и т. п. ), разноцветные выделения, но
и различные значки, например:! — «важно», ? — «проверить,
уточнить», N8 (шйаЪепе) — «обратить внимание» и др.

 

• Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать
в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, допол­
нений и т. п.

• Используйте красную строку для выделения смысловых
частей в записях.

• Постарайтесь выработать свою собственную систему сокра­
щения часто встречающихся слов или их замены определенны­
ми знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше
слушать и думать.

• Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по
свежим следам восстановить пропущенное, дописать недопи­
санное, завершить выделение существенных моментов.

Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь матери­ал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это — «путеводитель» в их дальней­шей самостоятельной учебной и научной работе.

Лекционный материал, который строится в соответствии с программой учебного курса по социальной педагогике, находит отражение в содержании семинарских и практических заня­тий. К каждой теме программы предлагается два семинарских занятия, одно из которых носит репродуктивный характер и преследует цель — закрепление и уточнение определенных зна­ний по социальной педагогике. Второе занятие имеет преиму­щественно творческий характер и в большей степени связано с                                                                                    369


самостоятельной работой студента по тому или иному разделу курса.

Формы организации студентов для закрепления, уточнения и расширения теоретических знаний, полученных на лекции, могут быть самыми различными. Мы рассмотрим две из них: семинары и практические занятия.

Семинар (от латинского зеттагшт «рассадник»; переноси, «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдель­ной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студен­ческой группе отдельно.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объясне­нии вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподава­тель, давая студентам, возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студен­ты были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семи­нар не будет действенным и может превратиться в скучный об­мен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в по­исках истины — а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­
ных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавате­
лем по этой теме на лекции;


 

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­
спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при
обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому
вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с
учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на
семинаре получить на них ответы.

В процессе работы на семинаре:

• внимательно слушайте выступления других участников се­
минара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со
своим мнением;

• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро­
сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы
оно было подкреплено убедительными аргументами;

 

• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй­
те его, но помните, что критика должна быть обоснованной и
конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предло­
жение в качестве альтернативы;

• после семинара кратко сформулируйте окончательные
правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретичес­кого материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, при­кладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкрет­ных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теорети­ческие сведения, полученные на лекциях и в процессе самосто-


ятельной работы, подобрать необходимую учебную и справоч­ную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.

Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруп­пы. Далее приводятся практические занятия в виде семинаров-диспутов, где студентам предложены вопросы, на которые нет однозначного ответа. При этом студенты аргументированно уча­тся отстаивать свою точку зрения. Другая разновидность прак­тических занятий — это решение различных социально-педаго­гических задач, некоторые из них предложены ниже.

Каждая тема семинарского или практического занятия за­канчивается списком предлагаемых тем рефератов, которые студенты выполняют самостоятельно либо перед подготовкой к семинарскому занятию, либо после него.

Реферат (от латинского ге^егге «сообщать») — краткое из­ложение в письменной форме определенного научного матери­ала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорныйреферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д. );


 

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­
ные части (обычно таким образом реферируются большие по
объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы
раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­
ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается
содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д. ) или аналитически, т. е. по различным аспек­там проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: на-


учиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены далее.

Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении все­го курса под руководством преподавателя — научного руково­дителя и оформляется по определенным правилам, а затем за­щищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.

Студенты обязательно выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность вы­бора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафед­ры социальной педагогики.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне­ния.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследова­тельских методов, научная работа в любой области — естествен­нонаучной, гуманитарной или технической имеет много обще­го. Так, общими являются два главных направления исследо­вания, которые, взаимодополняя друг друга, позволяют полу­чать серьезные научные результаты, а именно:

- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е.
знакомство с тем, что уже сделано предшественниками (это
может найти отражение в реферате обзорного характера);

- собственная экспериментально-практическая работа сту­
дента, которая может быть выполнена в процессе прохождения
социально-педагогической практики.

В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере работы над ней расширяется научный кругозор студента по социальной педагогике, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами иссле­дования, вырабатывает самостоятельность мышления, обрета­ет собственные научные взгляды. Проделанная самостоятель-


ная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Важное значение в процессе профессионального становления социального педагога имеет специальная работа над понятия­ми, социально-педагогическими идеями. Поэтому в каждой теме семинарского или практического занятия даны определе­ния основных понятий, которые выбраны из различных источ­ников, словарной или энциклопедической литературы. Кроме того, представлено собственное видение авторами сущности многих социально-педагогических понятий. Однако это не оз­начает, что каждое определение есть «истина в последней ин­станции». Как уже было показано, социальная педагогика -относительно молодая и развивающаяся область педагогичес­кой науки и социально-педагогической практики, поэтому пре­подаватели и студенты могут предложить и обсудить свое виде­ние толкований тех или понятий в социальной педагогике.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от пре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...