Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню усвоения дисциплины




УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета_______________

________________________________

_____________________

«______»__________________2011 г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

________________________________

Протокол № __ от «___» ________ 2011 г.

_________________ Зав.кафедрой педагогики,

к.психолог. наук, доцент Е.В. Кузнецова

 

ПрОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б.1. Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире

Направление: 050100 Психолого-педагогическое образование

Профиль: педагогика и психология

Степень: Бакалавр педагогики

 

 

Составитель:

Терентьева Ольга Георгиевна,

к. пед. наук, доцент кафедры педагогики

 

Куйбышев 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» соединяет в себе следующие аспекты: интеллектуальный, воспитательный, социальный, управленческий, культурологический. На основе изучения данной дисциплины достигается формирование у специалистов толерантного отношения к инокультурам, приобретение навыков сотрудничества с представителями других культур и конфессий, получение знаний об особенностях целого ряда культур, с представителями которых предстоит работать выпускникам вузов.

Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» даст студентам новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания и образа жизни будущих специалистов. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта в своей профессиональной области.

Учебная дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании теории культуры, мировой и отечественной истории культуры, истории религии, этнографии, языкознании

Важность освоения данного курса обусловлена процессами интеграции мирового сообщества, приобщением России к ценностям мировой культуры, а также возрастанием роли гуманитарного знания в общественной жизни.

Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» предваряет изучение таких дисциплин, как «Философия», «История», «Педагогика» и других.

Методологической основой курса является социокультурный, системный, исторический, семиотико-аксиологический, сравнительный методы изучения культур разных народов. В процессе освоения курса реализуются не только образовательные, но и воспитательные цели, такие как формирование гражданственности, нравственных черт личности, вкусов, потребностей, а также инициативы и творчества.

Учебный курс «Теория и история культуры» состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации. Раздел 2. Типы взаимодействия культур. Раздел 3. Россия в диалоге культур. Раздел 4 Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Раздел 5. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса.

Целью освоения дисциплины являются: формирование у студентов поликультурного сознания, позволяющего грамотно взаимодействовать с представителями различных культур, способности ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия; развитие у студентов культурных компетенций, обеспечивающих формирование мировоззрения, соответствующего современным концепциям картины мира, воспитание толерантности через умение интерпретировать культурные события в соответствии с различными системами ценностей.

Задачи курса:

  • Знакомство с основными теоретическими подходами к культуре, цивилизации, к анализу межкультурного общения;
  • Приобретение знаний о специфике культур, системах их ценностей и норм, определяющих правила вербального (речевого) и невербального поведения носителей этих культур.
  • Формирование культурной восприимчивости (сенсибилизация), как в отношении собственных культурных особенностей, так и по отношению к специфике других культур;
  • Развитие способности к анализу и адекватной интерпретации процессов и результатов взаимодействия представителей различных культур и культурных групп (субкультур) в конкретных условиях интеракции.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» входит в цикл базовой части общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Б.1). Для ее освоения студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, формируемые одновременно в процессе изучения курсов «История», «Иностранный язык», курсов по выбору студентов.

Освоение дисциплины «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, дисциплин по выбору, успешного прохождения педагогической практики.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

профессиональные компетенции (ПК):

Общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

 

 

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

сущностные характеристики основных типов культурного взаимодействия и их специфику в различных сферах жизнедеятельности, роль личности в интеркультурном общении, характеристики менталитета, темперамента и влияния их на процесс понимания, основные термины и определения.

Уметь:

формулировать максимально полно образ национального характера, снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии, корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении, разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов.

Владеть:

навыками культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах,

необходимыми навыками поведения в ситуации контакта с «иной» культурой.

 

По окончании курса предусматривается проведение недифференцированного зачета.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Дисциплина изучается в 1 семестре.

 

№ п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы)   Виды и формы учебной работы Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций
Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ (ч.) СР (ч.)
  Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации.         Работа на практических занятиях, тестирование. ОК-1, 2,3, 4, 5, 8, 9 ОПК – 5, 6, 7, 8, 9, 10  
  Раздел 2. Типы взаимодействия культур.         Работа на практических занятиях, тестирование. ОК-1, 2,3, 4, 5, 8, 9 ОПК – 5, 6, 7, 8, 9, 10  
  Раздел 3. Россия в диалоге культур.         Работа на практических занятиях, тестирование. ОК-1, 2,3, 4, 5, 8, 9 ОПК – 5, 6, 7, 8, 9, 10  
  Раздел 4 Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности.         Работа на практических занятиях, тестирование. ОК-1, 2,3, 4, 5, 8, 9 ОПК – 5, 6, 7, 8, 9, 10  
  Раздел 5. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса.           Тестирование ОК-1, 2,3, 4, 5, 8, 9 ОПК – 5, 6, 7, 8, 9, 10  
  Итого          

 

Вид учебной деятельности Всего часов
Аудиторные занятия(всего)  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа  
Вид итоговой аттестации зачет
Общая трудоемкость дисциплины    
Зачетные единицы  

Практические занятия

Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике.

Содержание разделов дисциплины

Структура и динамика национальных культур. Взаимодействие культур: структура, формы, уровни.

Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...