Требования к уровню усвоения дисциплины
Стр 1 из 8Следующая ⇒ УТВЕРЖДЕНА Советом факультета_______________ ________________________________ _____________________ «______»__________________2011 г.
Обсуждена на заседании кафедры ________________________________ Протокол № __ от «___» ________ 2011 г. _________________ Зав.кафедрой педагогики, к.психолог. наук, доцент Е.В. Кузнецова
ПрОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б.1. Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире Направление: 050100 Психолого-педагогическое образование Профиль: педагогика и психология Степень: Бакалавр педагогики
Составитель: Терентьева Ольга Георгиевна, к. пед. наук, доцент кафедры педагогики
Куйбышев 2011
1. Цели и задачи дисциплины: Учебная дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» соединяет в себе следующие аспекты: интеллектуальный, воспитательный, социальный, управленческий, культурологический. На основе изучения данной дисциплины достигается формирование у специалистов толерантного отношения к инокультурам, приобретение навыков сотрудничества с представителями других культур и конфессий, получение знаний об особенностях целого ряда культур, с представителями которых предстоит работать выпускникам вузов. Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» даст студентам новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания и образа жизни будущих специалистов. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта в своей профессиональной области. Учебная дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании теории культуры, мировой и отечественной истории культуры, истории религии, этнографии, языкознании
Важность освоения данного курса обусловлена процессами интеграции мирового сообщества, приобщением России к ценностям мировой культуры, а также возрастанием роли гуманитарного знания в общественной жизни. Курс «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» предваряет изучение таких дисциплин, как «Философия», «История», «Педагогика» и других. Методологической основой курса является социокультурный, системный, исторический, семиотико-аксиологический, сравнительный методы изучения культур разных народов. В процессе освоения курса реализуются не только образовательные, но и воспитательные цели, такие как формирование гражданственности, нравственных черт личности, вкусов, потребностей, а также инициативы и творчества. Учебный курс «Теория и история культуры» состоит из пяти разделов: Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации. Раздел 2. Типы взаимодействия культур. Раздел 3. Россия в диалоге культур. Раздел 4 Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Раздел 5. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса. Целью освоения дисциплины являются: формирование у студентов поликультурного сознания, позволяющего грамотно взаимодействовать с представителями различных культур, способности ориентироваться в современных тенденциях межкультурного взаимодействия; развитие у студентов культурных компетенций, обеспечивающих формирование мировоззрения, соответствующего современным концепциям картины мира, воспитание толерантности через умение интерпретировать культурные события в соответствии с различными системами ценностей.
Задачи курса:
Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» входит в цикл базовой части общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Б.1). Для ее освоения студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, формируемые одновременно в процессе изучения курсов «История», «Иностранный язык», курсов по выбору студентов. Освоение дисциплины «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, дисциплин по выбору, успешного прохождения педагогической практики.
Требования к уровню усвоения дисциплины Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины: В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: общекультурные компетенции (ОК): способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8); способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); профессиональные компетенции (ПК): Общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК): готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9); способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
По окончании изучения дисциплины студенты должны: В результате изучения дисциплины студент должен Знать: сущностные характеристики основных типов культурного взаимодействия и их специфику в различных сферах жизнедеятельности, роль личности в интеркультурном общении, характеристики менталитета, темперамента и влияния их на процесс понимания, основные термины и определения. Уметь: формулировать максимально полно образ национального характера, снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии, корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении, разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов. Владеть:
навыками культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах, необходимыми навыками поведения в ситуации контакта с «иной» культурой.
По окончании курса предусматривается проведение недифференцированного зачета.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Дисциплина изучается в 1 семестре.
Практические занятия Практические занятия проводятся на основе самоподготовки студентов по предложенным темам. Цель практических занятий – научить студентов работать с первоисточниками, самостоятельно осуществлять поиск необходимой научной информации и анализировать ее применительно к теме, познакомиться с методами проективной диагностики и приобрести навык их практического применения в образовательной практике. Содержание разделов дисциплины Структура и динамика национальных культур. Взаимодействие культур: структура, формы, уровни. Раздел 1. Понятие культуры и цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|