В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?
а) «Закат Европы»; б) «Постижение истории»; в) «Кризис нашего времени». 10. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется: а) разрушением целостности ценностного ядра культуры; б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации; в) все перечисленное. 11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке: а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию без духовной цивилизации; б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения; в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства. 12. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через: а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры; б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в системы этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения; в) все перечисленное. 2. Изучите тексты и выполните задания к ним: Текст 1. Академик РАН В. С. Степин о культуре. КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.
<...> В ходе исторического развития общества постепенно формируется сложная иерархия программ деятельности, поведения и общения, представленных различными социокодами, которые непосредственно или опосредованно управляют поступками и действиями людей. В сложном исторически развивающемся многообразии надбиологических программ можно выделить три уровня. Первый — это реликтовые программы, осколки прошлых культур, которые живут в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие. Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия... Второй уровень — это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. И наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их культура генерирует (т. е. преобразует. — Ред.) за счет внутреннего оперирования знаковыми системами. Образцами программ будущей деятельности как предпосылкой изменения существующих форм социальной жизни могут служить вырабатываемое в науке теоретическое знание, вызывающее перевороты в технике и технологии последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы, возникающие в рамках философско-этических учений и часто опережающие свой век, и т. д. <...>
Многообразие культурных феноменов всех уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организовано в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями культуры), которые в своем взаимодействии создают целостный обобщенный образ человеческого мира. Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 2. — С. 341—343. Вопросы и задания. 1) Каковы особенности освещения учёным феномена культуры? 2) Насколько обоснованным представляется вам авторское определение культуры как системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности? 3) Прокомментируйте и проиллюстрируйте примерами каждый из трех уровней надбиологических программ, выделенных академиком В. С. Степиным. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь культурных образований различных уровней и возможность их перехода с одного уровня на другой. 4) Объясните ваше понимание универсалий культуры. Почему они названы автором мировоззренческими? 5) В рабочей тетради составьте перечень известных вам универсалий, характеризующих: а) место человека в мире; б) природный мир и его объекты; в) социальные отношения; г) духовный мир человека и высшие ценности человечества. Текст 2. Автор текста — современный российский философ, профессор Валентин Иванович Толстых. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, civilis — гражданский, государственный) — понятие, известное со времен Античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием культура, вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время оно приобрело широкий социально-философский смысл для обозначения определенной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей гражданского общества, основанного на началах разума, справедливости и законности (Вольтер, В. Р. Мирабо, А. Фергюсон, И. Г. Гердер и др.). В ходе эволюции термина обнаружились его многозначность, смысловой плюрализм, сохраняемые до наших дней. Понятие «цивилизация» часто трактуется как синоним культуры, по существу совпадая с одним из ее значений — как некоей системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи (напр., у A.Тойнби); либо используется для обозначения совершенно определенной стадии развития и состояния локальных культур — их деградации и упадка (как у О. Шпенглера и Н. А. Бердяева).
Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 4. — С. 332. Вопросы и задания. 1)Чем, по вашему мнению, объясняется устойчивая многозначность и смысловое разнообразие термина «цивилизация»? 2) Сопоставьте тексты В. С. Степина и B. И. Толстых. Пользуясь ключевыми понятиями этих текстов, выявите то общее содержание, которое имеют понятия «культура» и «цивилизация». В чем, по вашему мнению, состоят различия между этими понятиями? Почему недостаточно одного понятия («культура» или «цивилизация») для описания процессов, развертывающихся в жизни культуры?
3.Дайте оценку следующим суждениям о соотношении цивилизации и культуры. • Понятия «цивилизация» и «культура» являются синонимами. • Цивилизация является базой для развития культуры.
• Цивилизация и культура имеют много общего и много существенных отличий. • Культура не имеет ничего общего с цивилизацией. • Цивилизация — это культура, прошедшая стадию своей зрелости. 4. Опираясь на справочную литературу, укажите наиболее важные особенности некоторых цивилизаций, описанных в современной науке. Есть ли между цивилизациями общие признаки? Или же каждая из них является, как полагал известный немецкий мыслитель и философ 5. Можно ли утверждать, что культура составляет творческую сторону цивилизации, а цивилизация является системой стандартных навыков и технологий деятельности, подготовленных предыдущими этапами общественного развития? Дайте развернутый ответ.
6.Темы рефератов и творческих заданий: 1. Техника, цивилизация, культура. 2. Прогресс и культура. 3. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева. 4. Концепция цивилизации А. Тойнби. 5. Концепция цивилизации П.Сорокина. 6. Типология цивилизаций. 7. Коэволюция и проблема устойчивого развития. 8. Природный фактор и кризисы цивилизации. 9. Природа и общество: единство процессов самоорганизации. 10. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|