Понятие «культура» в античности, средневековье и в эпоху Возрождения. Переосмысление понятия культуры в период Нового времени. Эволюционистская концепция (Э.Б. Тайлор, Г.Спенсер). Культурно-историческая школа (В.Дильтей, Ф.Гребнев). Французская школа Анналов. Социологическая школа (П.Сорокин, М.Вебер, А.Тойнби). Структуралистическая концепция культуры (Ф.де Соссюр,,К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, М.Фуко, Б.Барт). Символическая концепция культуры (Э.Кассирер, Ю.М.Лотман). Феноменологическая концепция культуры (Э.Гуссерль, Э.Пачи, М.Шелер).(Теории Гегеля, Н.Бердяева, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассета, Е.Финка, И.Г.Гердера, В.Виндельбанда, Н.Я.Данилевского и др.). Представления о культуре в конце. 19 – 20 вв. Культурологическая концепция К. Маркса. Культура в концепции Зигмунда Фрейда. Принудительно-охранительный характер культуры во фрейдизме. Психологическая трактовка феномена культуры. Неофрейдистская концепция культуры (К.Г.Юнг). Функционализм. Ницшеанская концепция культуры. Освальд Шпенглер и его «Закат Европы». Влияние 1 и 2 Мировых войн на переосмысление феномена культуры. Культурный релятивизм. Влияние НТР на осмысление культуры в конце 20 в.
Тема 2. Культура и ее элементы.
Основные элементы культуры (нормы, ценности). Культурные нормы: привычки, манеры, этикет, обычай, традиция, обряд, церемония, ритуал, нравы, запреты, законы, вкус, мода, ценности, знания, миф, верования. Культура как язык. Языки культуры, культурные коды. Символы. Культурная картина мира. Ментальное поле культуры.
Культурология как наука. Функции культурологии.
Социокультурная динамика.
Семинар № 1
Тема: Культура как предмет изучения.
Цель: Выявить особенности понятия культура, структура культуры, развитие этого понятия в разные исторические периоды.Вопросы для самоподготовки и обсуждения:
1. Сущность и функции культуры: Эволюция термина «культура». Многообразие определений культуры. Понятие «культура». Функции культуры.
2.Основные подходы к изучению культуры: семиотический, системный, ценностный, деятельностный, синергетический, гносеологический, психологический и др.
3.Формы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
4.Сферы культуры: материальная, духовная, социальная.
5.Типы культуры: массовая и элитарная; этническая, народная, национальная; восточная, западная и др.
6.Морфология культуры: обыденная, специализированная; материальная и духовная культура, а также социальная и физическая культура.
7. Категории культурологии: культурная картина мира, нормы и ценности культуры, знаки и символы культуры, смыслы, коды и универсалии культуры.
Основная литература:
Гуревич, Павел Семенович. Культурология: курс лекций: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2003
Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: Учеб.пособие для вузов / А.И.Кравченко. – 5-е изд. – М.: Академический Проект:Трикста, 2003
Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2001
Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика №6, 1999, С.3-12.
Культурология: учебник для вузов: для бакалавров и специалистов; рекомендовано М-вом образования и науки РФ / Г. В. Драч, О. М. Штомпель, Л. А. Штомпель и др. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с. - (Учебник для вузов). - бакалавры.
Культурология: учеб. Пособие для вузов / Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, В. Е. Давидович; под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1995
Культурология: учебник для студ. Техн. Вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2001
Культурология: учебное пособие / сост., отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999
Культурология: учебное пособие / сост., отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001
Культурология: Учебное пособие для вузов / под ред. А. И. Шаповалова. – М. ВЛАДОС, 2003
Культурология: хрестоматия / сост. П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000
Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособие для студ.вузов / ред.Г.В.Драч. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
Культурология. История мировой культуры: учеб. Для вузов / под ред. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2001
Культурология: История мировой культуры: учеб.пособие для студ.вузов / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. – М.: Академия, 2003с.
Культурология: История мировой культуры: учеб.пособие для студ.вузов / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. – М.: Академия, 2003
Дополнительная литература:
1. Викторов, Вячеслав Викторович. Культурология: учеб.пособие / В.В.Викторов; под ред.Р.П.Трофимовой. - М.: Экзамен, 2002. - 544 с.
2. Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для вузов / под ред. Б. А. Эренгросс. - М.: Высш. шк., 2001. - 767 с.
3. Гуревич, Павел Семенович. Культурология: учеб. для студ. вузов / П. С. Гуревич. - 4-е изд.,стер. - М.: Гардарики, 2003. - 280 с. - (Disciplinae).
4. Гуревич, Павел Семенович. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.
5. Закат Европы / О. Шпенглер; авт. вступ. ст. А.П. Дубнов. - репр. воспроизведение изд. 1923 г./ пер. Н.Ф. Гарелина. - Новосибирск: ВО "Наука", 1993. - 592 с. - (Глобальные проблемы человечества).
6. Козьякова, Мария Ивановна. История. Культура. Повседневность: Западная Европа:От античности до 20 века: учебное пособие по культурологии для вузов / М.И.Козьякова. - М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.
7. Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 496с. - (gaudeamus).
8. Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: учебное пособие / сост., отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с. 2
9. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.В. Драча. - 2-е изд., доп., перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 608 с. - 77-00. 1
10. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. С. Неверова. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 367 с. - (ВУЗ).
11. Культурология: учебник для студ.техн.вузов / под ред.Н.Г.Багдасарьян. - 5-е изд.,испр.и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 709 с. Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособие для студ.вузов / ред.Г.В.Драч. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 416 с. - (Высшее образование).
12. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарн. ун-та, 2000. - 240 с.
13. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие / А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова; под ред. А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. - 224 с. - 10-00. 1
14. Культурология: История мировой культуры: учеб.пособие для студ.вузов / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 607 с. - (Высшее профессиональное образование. Культура и искусство).
15. Леви-Строс, Клод. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М.: Республика, 1994. - 384 с.: ил. - (Мыслители ХХ века).
16. Мамонтов, Степан Петрович. Основы культурологии: учебное пособие для высших учебных заведений / С. П. Мамонтов. - 3-е изд., доп. - М.: Олимп: Инфра-М, 1999. - 320 с. 2
17. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века. - М.: Искусство, 1999. - 72 с.: ил.
18. Полищук, Виктор Иванович. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Полищук. - М.: Гардарики, 1999. - 446 с. 1
19. Силичев, Д. А. Культурология: пособие для подготовки к экзаменам / Д. А. Силичев. - М.: "Проир-издат", 2003. - 208 с. - (Конспект лекций). Сказа,А.(Словения).
20. Теория культуры: учебное пособие для вузов / А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА:Единство, 2002. - 519 с.
21. У истоков европейской цивилизации: философские уроки из глубины веков педагогу-музыканту третьего тысячелетия / А. И. Щербакова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - N 2. - С. 8-10.
22. Угринович, Дмитрий Модестович. Религия в истории и культуре: учебник для студ. вузов / под ред. М. Г. Писманика. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 430 с.
23. Универсальные синхронистические таблицы: История. Философия. Наука. Искусство. Литература: факты, имена, даты / под ред.Л.И.Гительмана, В.И.Максимова. - М.: Совпадение, 2004. - 240 с.
Задания для самостоятельной работы по разделу.
В рабочей тетради выполните следующие задания.1. Ответьте на вопросы теста:
1. Структура культуры предполагает, что:
а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу;
б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта;
в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование.
2. Какие можно выделить функции культуры?
а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, символическую, релаксационную;
б) рациональную и эмоциональную;
в) все перечисленные.
3. Синергетическая парадигма рассматривается как:
а) знаково-символическая модель культуры;
б) вариант циклической модели культуры;
в) комплексное научное направление, включившее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.
4. Разделение культуры на материальную и духовную:
а) представляется достаточно условным, так как многие явления и артефакты культуры можно отнести и к материальной, и к духовной культуре;
б) объективно эти части культуры не пересекаются;
в) не существует такого разделения.
5. Актуальность проблемы языка культуры связана:
а) с проблемой понимания;
б) с проблемой диалога культур;
в) с проблемой осмысления культуры;
г) все перечисленное.
6. Какие артефакты культуры в рамках современной герменевтики можно отнести к текстам?
а) книги и рукописи;
б) архитектурные сооружения;
в) картины, скульптуры, интерьер;
г) все перечисленное.
7. Символ – это:
а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;
б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;
в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.
8. Что такое архетип?
а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;
б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;
в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.
9. Что подразумевает понятие «инкультурация»?
а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;
б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;
в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
10. Типологизация культуры – это:
а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;
б) характеристика различных культур;
в) типы различных личностей.
11. Основаниями типологизации культур могут выступать:
а) этнографические, пространственно-географические, хронологические критерии;
б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии;
в) все перечисленные.
12. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он предлагает деление культур на аполлонические и дионисийские?
а) «Рождение трагедии из духа музыки»;
б) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»;
в) «Россия и Европа».
2. Написать резюме на статью. Основные требования: 1. Коротко изложить биографию автора, перечислить его основные труды. 2. Изложить содержание статьи в тезисном виде. 3. Вывод: какое определение автор дает феномену культуры, чем необычна его точка зрения и т.п. 4. Отдельно выписать специфические термины, используемые автором. Статьи 1 Андрей Белый «Философия культуры» 2 Маргарет Мид «Типология культур» 3 Николай Бердяев «Воля к жизни и воля к культуре» 4 Николай Бердяев «О культуре» 5 Георг Зиммель «О сущности культуры» 6 Освальд Шпенглер. «Проблема всемирной истории». I. Физиогномика и систематика. 7 Зигмунд Фрейд «Будущее одной иллюзии» 8 Зигмунд Фрейд «Неудовлетворенность культурой» 9 Йоган Хёйзинга. «Опыт определения игрового элемента культуры» 10 Клакхон К. «Что такое культура?»