Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы по разделу




В рабочей тетради выполните следующие задания.

1. Назовите признаки цивилизации в данном ее определении:

«Цивилизация есть «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих отражение в мировых религиях, которые составляют целостные системы социокультурной регуляции, включая подсистемы морали, права, искусства, философии и т.д.» (Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсальность и самобытность. – М., 2002. – С. 33).

Применимо ли данное определение к российской цивилизации?

2. Как соотносится приведенное рассуждение с характеристикой русской цивилизации периода ее становления?

«С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238–1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день» (Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000. – С. 62–63).

3. Используйте характеристику возникновения русской цивилизации к периоду ее зарождения.

«...Российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из трех хозяйственных регионов: земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни: оседлого, кочевого и бродячего; на пересечении нескольких религиозных потоков и в смещении этнических субстратов. Более 150 племен населяло территорию, на которой образовалось впоследствии русское государство». (Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 336).

4. Можно ли назвать данное суждение признаком русской цивилизации?

«Мы, православные, ближе к тем, кто слабее, к мировым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это – не столько предопределенность нашей истории и географии, сколько наш выбор» (Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – С. 489).

5. Прокомментируйте сравнение европейской и российской цивилизации на основе данного рассуждения:

«Сегодня, как никогда, необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. А прошлое таково, что если на Западе издавна приоритет отдается индивидууму и индивидуальности, то в России ее историческими судьбами определялась приверженность к «соборности», «коллективности», «товариществу». (Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1998. – С. 523).

 

6. Темы творческих и реферативных работ.

Славянское и древнерусское язычество.

Христианизация Руси.

Русская церковная архитектура.

Особенности русской иконописи.

Культура Московского царства.

Петербург как новая столица России.

Самый «умышленныЙ город». Образ Петербурга в русской литературе XIX-XX вв.

Русская живопись XIX - нач. XX вв.: мировоззрение художника и его стиль.

П.Я. Чаадаев о России.

Н.А. Бердяев и его концепция исторического развития России.

Раздел 4.Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности.

Тема 1. Проблема понимания в межкультурной коммуникации.

Коммуникативное сознание. Механизмы межкультурной коммуникации. Понятия «свой», «чужой» в межкультурной коммуникации. Социокультурная коммуникация. «Конфликт интерпретаций».

Границы и возможности понимания чужой культуры. Межличностная аттракция в межкультурном взаимодействии. Особенности восприятия других культур. Атрибуция в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Предрассудки и стереотипы в межкультурном взаимодействии. Ксенофобия в условиях глобализации и глокализации.

Тема 2. Виды межкультурной коммуникации.

Содержание межкультурной коммуникации. Теории межкультурной коммуникации Э. Холла, Г. Хофштеде, Ф.Тромпенарса. Вербальная и невербальная коммуникация, их соотношение в различных культурах. Основные направления изучения невербальной коммуникации: сенсорика, проксемика, хронемика, кинесика, такесика. Паравербальная коммуникация. Детерминанты межкультурной коммуникации.

 

 

Семинар №6.

ТЕМА: Межкультурная коммуникация.

Цель: проанализировать аспекты межкультурной коммуникации.

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. История и причины возникновения МКК. Теория МКК и ее составляющие.

2. Модели коммуникации. Виды коммуникации.

3. Зарубежные теории МКК (теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория

культурной грамотности Э. Хирша, теория контекста культуры Э. Холла и др.).

4. Понятия языкового типа и языковой личности. Уровни языковой личности.

Идентичность, национальный характер и национальный менталитет.

5. Проблема ЯКМ и подходы к ее изучению. Национальная специфика ЯКМ.

6. Культурный компонент семантики слова. Проблема эквивалентной и

безэквивалентной лексики. Языковые лакуны. Концепты и константы культуры.

7. Коммуникативные неудачи и причины их появления в МКК. Способы

устранения коммуникативных неудач.

8. Речевой этикет в аспекте МКК: расхождения этикетных норм в различных

культурах.

9. Стереотипы в МКК. Классификации стереотипов. Проблема изучения

этнических стереотипов.

10. Основные составляющие невербального общения. Невербальная

коммуникация.

11. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Модель освоения чужой

культуры М. Беннет.

12. Аккультурация. Культурный шок и способы его преодоления. Понятие

межкультурной компетенции.

13. Межкультурные и межэтнические конфликты. Причины возникновения и

способы урегулирования.

14. Понятие коммуникативного стиля в системе МКК,

15. МКК в сфере образования или в деловой сфере. Стили общения в

поликультурной среде.

16. Медиатор культур. Толерантность как результат МКК.

 

 

Основная литература:

  1. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: учебное пособие / [под ред. Л.Н. Бережновой, В.И. Богословского]. – СПб.: Книжный Дом, 2007.
  2. Гуревич, Павел Семенович. Культурология: курс лекций: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2003

3. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М., 2007.

4. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в и и за рубежом: учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ сфера, 2007.

  1. Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: Учеб.пособие для вузов / А.И.Кравченко. – 5-е изд. – М.: Академический Проект:Трикста, 2003
  2. Кравченко, Альберт Иванович. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2001
  3. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика №6, 1999, С.3-12.
  4. Культурология: учебник для вузов: для бакалавров и специалистов; рекомендовано М-вом образования и науки РФ / Г. В. Драч, О. М. Штомпель, Л. А. Штомпель и др. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с. - (Учебник для вузов). - бакалавры.
  5. Культурология: учеб. Пособие для вузов / Г. В. Драч, Ю. С. Борцов, В. Е. Давидович; под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1995
  6. Культурология: учебник для студ. Техн. Вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2001
  7. Культурология: учебное пособие / сост., отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999
  8. Культурология: учебное пособие / сост., отв. Ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001
  9. Культурология: Учебное пособие для вузов / под ред. А. И. Шаповалова. – М. ВЛАДОС, 2003
  10. Культурология: хрестоматия / сост. П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000
  11. Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособие для студ.вузов / ред.Г.В.Драч. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
  12. Культурология. История мировой культуры: учеб. Для вузов / под ред. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2001
  13. Культурология: История мировой культуры: учеб.пособие для студ.вузов / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. – М.: Академия, 2003с.
  14. Культурология: История мировой культуры: учеб.пособие для студ.вузов / под ред.Т.Ф.Кузнецовой. – М.: Академия, 2003

19. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве. Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

  1. Соколова, Марина Валентиновна. Мировая культура и искусство: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / М.В.Соколова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академия, 2004

Дополнительная литература:

  1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. Воронеж: ВГУ, 2004.

2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. – Ростов-н/Д, 2003.

3. Гурье Л., Кочканян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее / Л. Гурье, Т. Кочканян // Народное образование. - 1999. - № 9. – С. 34-38.

  1. Дюжакова М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов/ М.В. Дюжакова. – Воронеж: Изд-во НПП «АИСТ», 2010.

5. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования.– 1995.– № 11.– Стр. 26-34.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...