Задания для самостоятельной работы по разделу
В рабочей тетради выполните следующие задания. 1. Назовите признаки цивилизации в данном ее определении: «Цивилизация есть «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих отражение в мировых религиях, которые составляют целостные системы социокультурной регуляции, включая подсистемы морали, права, искусства, философии и т.д.» (Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсальность и самобытность. – М., 2002. – С. 33). Применимо ли данное определение к российской цивилизации? 2. Как соотносится приведенное рассуждение с характеристикой русской цивилизации периода ее становления? «С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238–1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день» (Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000. – С. 62–63). 3. Используйте характеристику возникновения русской цивилизации к периоду ее зарождения. «...Российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из трех хозяйственных регионов: земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни: оседлого, кочевого и бродячего; на пересечении нескольких религиозных потоков и в смещении этнических субстратов. Более 150 племен населяло территорию, на которой образовалось впоследствии русское государство». (Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 336). 4. Можно ли назвать данное суждение признаком русской цивилизации? «Мы, православные, ближе к тем, кто слабее, к мировым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это – не столько предопределенность нашей истории и географии, сколько наш выбор» (Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – С. 489).
5. Прокомментируйте сравнение европейской и российской цивилизации на основе данного рассуждения: «Сегодня, как никогда, необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. А прошлое таково, что если на Западе издавна приоритет отдается индивидууму и индивидуальности, то в России ее историческими судьбами определялась приверженность к «соборности», «коллективности», «товариществу». (Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1998. – С. 523).
6. Темы творческих и реферативных работ. Славянское и древнерусское язычество. Христианизация Руси. Русская церковная архитектура. Особенности русской иконописи. Культура Московского царства. Петербург как новая столица России. Самый «умышленныЙ город». Образ Петербурга в русской литературе XIX-XX вв. Русская живопись XIX - нач. XX вв.: мировоззрение художника и его стиль. П.Я. Чаадаев о России. Н.А. Бердяев и его концепция исторического развития России. Раздел 4.Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Тема 1. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Коммуникативное сознание. Механизмы межкультурной коммуникации. Понятия «свой», «чужой» в межкультурной коммуникации. Социокультурная коммуникация. «Конфликт интерпретаций». Границы и возможности понимания чужой культуры. Межличностная аттракция в межкультурном взаимодействии. Особенности восприятия других культур. Атрибуция в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Предрассудки и стереотипы в межкультурном взаимодействии. Ксенофобия в условиях глобализации и глокализации.
Тема 2. Виды межкультурной коммуникации. Содержание межкультурной коммуникации. Теории межкультурной коммуникации Э. Холла, Г. Хофштеде, Ф.Тромпенарса. Вербальная и невербальная коммуникация, их соотношение в различных культурах. Основные направления изучения невербальной коммуникации: сенсорика, проксемика, хронемика, кинесика, такесика. Паравербальная коммуникация. Детерминанты межкультурной коммуникации.
Семинар №6. ТЕМА: Межкультурная коммуникация. Цель: проанализировать аспекты межкультурной коммуникации. Вопросы для самоподготовки и обсуждения: 1. История и причины возникновения МКК. Теория МКК и ее составляющие. 2. Модели коммуникации. Виды коммуникации. 3. Зарубежные теории МКК (теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотности Э. Хирша, теория контекста культуры Э. Холла и др.). 4. Понятия языкового типа и языковой личности. Уровни языковой личности. Идентичность, национальный характер и национальный менталитет. 5. Проблема ЯКМ и подходы к ее изучению. Национальная специфика ЯКМ. 6. Культурный компонент семантики слова. Проблема эквивалентной и безэквивалентной лексики. Языковые лакуны. Концепты и константы культуры. 7. Коммуникативные неудачи и причины их появления в МКК. Способы устранения коммуникативных неудач. 8. Речевой этикет в аспекте МКК: расхождения этикетных норм в различных культурах. 9. Стереотипы в МКК. Классификации стереотипов. Проблема изучения этнических стереотипов. 10. Основные составляющие невербального общения. Невербальная коммуникация. 11. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Модель освоения чужой культуры М. Беннет. 12. Аккультурация. Культурный шок и способы его преодоления. Понятие межкультурной компетенции. 13. Межкультурные и межэтнические конфликты. Причины возникновения и способы урегулирования. 14. Понятие коммуникативного стиля в системе МКК, 15. МКК в сфере образования или в деловой сфере. Стили общения в поликультурной среде. 16. Медиатор культур. Толерантность как результат МКК.
Основная литература:
3. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М., 2007.
4. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в и и за рубежом: учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ сфера, 2007.
19. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве. Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Дополнительная литература:
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. – Ростов-н/Д, 2003. 3. Гурье Л., Кочканян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее / Л. Гурье, Т. Кочканян // Народное образование. - 1999. - № 9. – С. 34-38.
5. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования.– 1995.– № 11.– Стр. 26-34.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|