причинно-следственные отношения. Последовательность
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 1. «Составление рассказа по сюжетной картине». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ. 2. « Прослушай, прочти и перескажи ». Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали. 3. « Пословицы и поговорки ». Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: « Лес рубят, щепки летят », « Что посеешь, то и пожнешь », « Готовь летом сани, . а зимой — телегу ». 4. « Подбери следующее ». Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь —..., зима —.... седьмой —..., 1998 —... и т. п. 5. « Расставь события по порядку ». Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т. д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т. д. 6. « Время и антивремя ». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т. п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. 1. « Прочти спрятанное предложение ». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв. Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.
2. « Запретное движение ». Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово « пожалуйста » или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх. 3. « Фокус ». По команде « Начали » каждый мысленно « уходит » внутрь себя, в свое тело, так, как будто ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 с психолог подает команды: « Правая кисть », « Мизинец левой ноги », « Левое колено » и т. д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана. Визуализации Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, образ которой поможет ему максимально расслабиться или, наоборот, собраться, сконцентрировать волю и усилия. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их. 1. « Зрительные представления ». А. Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. « Покрасьте » фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более: светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более « теплый » и более « холодный » цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.
Б. Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте, как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша картина не понравится вам до такой степени, что вам захочется все это ощутить в реальности. Что у вас получилось? Что это было? 2. « Тактильные и кинестетические представления ». A. Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т. д. ). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку. Б. Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа. B. Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т. д. Постарайтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего этого необходима. Г. Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, если вам скучно? Как вы — поэт записываете: « Буря мглою небо кроет... »? 3. « Обонятельные и вкусовые представления ». Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т. д. 4. « Слуховые представления ». Представьте себе голоса знакомых вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.
5. « Синестетические образы ». А. Психолог дает инструкцию представить и назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например красного, или определенной формы. Через минуту по его сигналу — предметы синего цвета и т. д. (подобных заданий может быть 5 — 6). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например: глаза направо — помидор, налево — вишня (или вверх — трава, вниз — огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше. Б. Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния. « Введите » чувства, которые вам удалось воспроизвести, в соответствующие декорации, где вновь оживут все те представления, которым вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а может — пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками. В. Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем Заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха-нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом; в рисунке; расскажите, что произошло. ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА. МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ИЕРАРХИЯ ПОНЯТИЙ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в « морской бой », « крестики-нолики », шашки, карты; шарады; задания типа « найди семь отличий » и т. п.
1. « Закончи предложение ». Ребенку предлагается: « Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово ».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
2. « Найди сходство и различия ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т. д. 3. « Чего больше? » Ребенок должен ответить на вопрос: « Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей? » — и обосновать свой ответ. 4. « От общего к частному ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить « дерево », стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т. д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы — змеи — рыбы — насекомые и т. д. 5. « Разложи по группам ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|