Структура курсовых и выпускных квалификационных работ
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Курсовые и выпускные Квалификационные работы студентов психологического факультета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Владимир 2010
УДК 378.146.9 (075.8) Печатается по решению ББК 74.484я73 Редакционно-издательского совета ВГГУ
Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов психологического факультета: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. И.В. Плаксиной. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 116 с. ISBN 978-5-87846-725-4 Пособие предназначено для подготовки специалистов по специальности 03.03.00 «Психология». Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам факультета психологии при написании курсовых и дипломных работ в области научной и практической психологии. В пособии даются подробные рекомендации по поиску, способам анализа литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, использованию методов математической статистики, оформлению работы. Составители: Н.Г. Абрамян, Т.Г. Бобченко, А.В. Зобков, О.В. Морозова, В.В. Онуфриева, А.Г. Писненко, И.В. Плаксина, Е.В. Пронина, Н.С. Чернышева Рецензенты: Орел В.Е. д.пс.н., профессор кафедры психологии труда и организационной психологии ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет» им. П.Г.Демидова Фетискин Н.П., д.пс.н., профессор кафедры общей психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»
© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2010 © Коллектив авторов СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стремление человека к достижению профессионального и жизненного успеха требует постоянного изучения происходящих в окружающем мире изменений, выявления закономерностей в их динамике, умения прогнозировать и создавать на основе прогнозов конкретные проекты. Для современного общества характерно широкое применение методов психологии практически во всех сферах жизни, что порождает необходимость осуществлять все то, что присуще исследовательской деятельности. В связи с этим становится актуальным оказание методической помощи в формировании навыков исследовательской работы на этапе профессионального становления. Для студентов факультета психологии подготовка курсовых работ и выпускной квалификационной работы должны обеспечить формирование научно-исследовательских компетенций, а также компетенций в области практической психологии при решении конкретных психологических задач.
Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ является одной из форм самостоятельной работы студента, выполняемой по заданию и при методическом руководстве преподавателя. Это самая важная форма учебной и научной работы студентов, обучающихся по специальности «Психология». Основные виды квалификационных работ – рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы – это формы самостоятельной учебной деятельности студентов, направленные на совершенствование психологических знаний по отдельным темам, обучение применению этих знаний для решения прикладных задач, формирование умений и навыков психологического исследования, приобретение умений и навыков практической психологической работы. Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам факультета психологии при написании курсовых и выпускных квалификационных работ в области научной и практической психологии. Учебно-методическое пособие состоит из трех глав. В первой главе раскрываются требования к организации выполнения исследовательских студенческих работ. Вторая глава посвящена вопросам методологии исследования, проводимого в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы, а также выбору методов исследования. В третьей главе даны методические рекомендации по планированию и написанию теоретической и эмпирической частей исследовательской работы, использованию методов математической статистики в обработке данных. В приложении помещены требования к выполнению и оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы.
Учебно-методическое пособие разработано коллективом преподавателей кафедры общей и педагогической психологии ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет». Первая глава пособия написана доцентом И.В. Плаксиной и доцентом О.В. Морозовой, вторая глава – доцентом Н.С. Чернышевой и старшим преподавателем В.В. Онуфриевой. В написании третьей главы принимали участие доцент Т.Г. Бобченко, доцент Е.В. Пронина, доцент Н.Г. Абрамян, старший преподаватель В.В. Онуфриева. Рекомендации по использованию методов математической статистики при обработке эмпирических данных подготовлены доцентом А.В. Зобковым и доцентом А.Г. Писненко. ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Требования к выполнению курсовых и выпускных Квалификационных работ Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов являются формой творческого отчета за пройденный этап обучения и призваны выявить способности и компетенции студентов к самостоятельному решению конкретных научно-исследовательских и прикладных задач. Курсовым и дипломным проектированием руководит деканат факультета, кафедра и руководитель курсового и дипломного проектирования. Научный руководитель организует и обеспечивает полноту решения поставленных перед студентом задач, ритмичность работы и своевременность завершения ее этапов, соответствие предлагаемых решений современному состоянию науки. Считается, что студент, не представивший в установленный срок научно-исследовательскую работу или не защитивший ее, имеет академическую задолженность. Требования к выполнению всех видов квалификационных работ определяются кафедрой факультета. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедры и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки определяются студентом по согласованию с научным руководителем.
При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразно продолжение изучения ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научно-исследовательской работы в течение всех лет обучения. Таким образом, квалификационные работы могут иметь преемственность и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его руководителя. В то же время курсовые работы, которые выполняются студентами в процессе всего учебного периода, могут быть независимы друг от друга и выполняться под научным руководством разных преподавателей. Распределение заданий по выполнению реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ по годам обучения определяется учебным планом. Научно-исследовательская деятельность студентов, реализуемая в форме разных типов квалификационных работ (реферативные, курсовые, выпускные квалификационные) решает задачи освоения реферативных форм научной деятельности, освоения навыков эмпирического исследования и навыков решения практических психологических проблем. Осваивая реферативные формы научной деятельности, студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность. При освоении студентом навыков научно-исследовательской деятельности должна быть решена конкретная задача научной психологии, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснование цели, гипотезы и методов, используемых в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе анализа литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы. Одной из задач квалификационной работы является демонстрация студентом умений в области практической психологии. Решение этой задачи предполагает разработку или адаптацию методик психодиагностики, освоение методов и приемов психологического консультирования, психотерапии, психокоррекции, психологической профилактики. Целесообразным представляется сочетание в квалификационной работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента. Выпускная квалификационная работа как форма итоговой аттестации студентов за весь период обучения имеет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ВКР студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ. Разные типы квалификационных работ по психологии (реферативные, курсовые, выпускные квалификационные) могут потребовать от студентов проявления трех основных групп умений:
· поиск информации и оформление научной мысли в реферативном ключе; · планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов; · планирование, проведение инновационной работы в области практической психологии и оформление ее результатов. При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие основные умения: · самостоятельный поиск информации по заданной теме; · отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы; · анализ и синтез знаний и исследований по проблеме; · обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам; · логичное и последовательное раскрытие темы; · обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов на основании литературного обзора материала; · стилистически правильное оформление научного текста; · оформление научной работы в соответствии с утвержденными стандартами. При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен продемонстрировать следующие умения: · обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования; · определение предмета и объекта эмпирического исследования; · формулировка цели и задач эмпирического исследования; · формулировка гипотезы эмпирического исследования; · планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов; · выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования; · практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи; · качественная и количественная обработка данных эмпирического исследования; · полное, стилистически грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации; · интерпретация результатов эмпирического исследования; · формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию; · оформление научной работы в соответствии с требованиями. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студенты должны продемонстрировать следующие формирующиеся и сформированные компетенции в области научно-исследовательской деятельности: · изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области фундаментальной и прикладной психологии с целью определения проблем исследования; · использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психологических исследований, с использованием современных средств обработки результатов и баз данных; · изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых, в том числе с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях обучения и жизнедеятельности; · проектирование и реализация научно-исследовательских проектов в различных сферах жизнедеятельности; · разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; · сбор и систематизация методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса; · анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий; · оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся разного возраста; · разработка информационных и методических материалов, отражающих результаты научно-исследовательских проектов.
Структура курсовых и выпускных квалификационных работ Основными структурными элементамикурсовой и выпускной квалификационной работыявляются: титульный лист и содержание (Приложения 2 и 3), введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Теоретическая и практическая части работы оформляются в виде глав (с делением на параграфы). Рекомендуемый объем указанных структурных элементов представлен в табл. 1. Титульный лист и содержание входят в общий объем работы, однако номера страниц на титульном листе и листе с содержанием работы не проставляются. Приложения не входят в общий объем работы. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|