Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы исследования на основе контент-анализа




1. Необходимо сформулировать тему, цель, задачи и гипотезу исследования.

2. Определить категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль в правильном составлении инструкции и указывает, что должно быть найдено в тексте. Например, изучая представления студентов о современности, у них брали интервью, а затем в текстах их интервью выделяли повторяющиеся единицы (категории и подкатегории). После того как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором важных для исследователя явлений. Обычно наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Так, при изучении социальных представлений о современнике были выделены следующие единицы анализа:

А. Поведение

А1 прагматичность

А2 динамичность

А3 помощь другим людям

Б. Внешний вид

Б1 стильность

В. Личностные черты

В1 индивидуальность

В2 жизнерадостность

В3 саморазвитие

В4 креативность

В5 коммуникативная компетентность

В6 отсутствие культуры

Г. Образованность

Д. Вредные привычки

Материалы каждого интервью обрабатывались следующим образом:

1) для проверки правильного выделения ключевых категорий подсчитывалась частота встречаемости категорий контент-анализа [5].

2) с целью определения значимости выделенных категорий и подкатегорий рассчитывался удельный вес (К) категорий контент-анализа по формуле: К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа [5];

3) с целью определения соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов рассчитывался коэффициент Яниса (с) [20]. Его выбор был обусловлен тем, что, во-первых, респонденты давали полярные оценки современнику и, во-вторых, некоторые категории представляли собой биполярные шкалы.

Коэффициент Яниса предназначен для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, C = числитель f²- f×n и знаменатель r×t, где f – число положительных оценок; n – число отрицательных оценок; r – объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t – общий объем анализируемого текста.

  C   = f²- f×n
r×t

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, C = числитель f×n - n² и знаменатель r×t

  C   = f×n - n²
r×t

 

Результаты исследований социальных представлений методом контент-анализа могут иметь ценность для осуществления различных социальных технологий в рекламе, при проведении избирательных кампаний, могут использоваться в психопрофилактической, консультативной и коррекционной работе.

Q-сортировка. Типичное применение Q-методологии означает, что испытуемому предлагают совокупность утверждений (Q-выборка), которые он должен рассортировать вдоль оси (Q-сортировка). Например, изучая современные представления о сказке «Колобок», можно выделить в ответах испытуемых высказывания, операционализирующие образ Колобка в их понимании. Обычно отбирают от 50 до 100 утверждений. Затем в соответствии с указанным критерием (например, «расположите данные утверждения в соответствии с тем, насколько каждое из них сходно с вашей точкой зрения или отличается от нее») испытуемых просят расположить высказывания в определенном порядке. Однако результаты Q-сортировки анализируются иначе, чем данные, собранные в ходе проведения обычного опроса. Здесь в качестве переменных выступают испытуемые, выполняющие сортировку, а не отдельные утверждения Q-выборки. Анализ позволяет выявить структуру установок и представлений испытуемых внутри данной группы. Группы выделяют на основе факторного анализа. Преимущества данного метода в консультационной практике подчеркивает И. Ялом [Ялом И., Лесц М., 2009].

В конце данного параграфа еще раз важно отметить, что интеграция количественного и качественного подходов в научном исследовании обеспечивает полноту и достоверность эмпирических данных.


ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Теоретическая часть курсовой и выпускной

Квалификационной работы

Теоретическая глава содержит обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на основе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по теме исследования. Как правило, теоретическая часть курсовой или выпускной квалификационной работы предоставлена одной главой, разделенной на параграфы. Прежде чем начать описание особенностей теоретической главы, важно указать, что курсовые и выпускные квалификационные работы могут быть основаны на разных типах исследования.

Теоретическое исследование. Исследование, в котором проводится обзор, обсуждение, сопоставление точек зрения, критический анализ научной литературы. В то же время в таком исследовании могут присутствовать и собственные теоретические положения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Этот авторский вклад в теорию решаемой проблемы, ее новое, оригинальное видение и составляет основу теоретического исследования.

Эмпирическое исследование. Исследование, основанное на реальных фактах, полученных самим автором. Осуществляя такое исследование, автор наблюдает, измеряет, тестирует, фиксирует, качественно и количественно описывает различные проявления психики. Затем дает детальный анализ, описание и интерпретацию полученных данных и делает выводы относительно исследуемой проблемы.

Эмпирическое исследование может быть описательным (констатирующим). В таком исследовании опытным путем находятся факты, которые раскрывают исследуемое явление, либо уточняют, расширяют представления о конкретном явлении. В этом случае в выводах констатируется, уточняется, дополняется информация, полученная на основе исследования.

Эмпирическое исследование может быть объяснительным. Такое исследование включает в себя не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных зависимостей, взаимосвязей между полученными фактами. Как правило, объяснительное исследование опирается на математико-статистические методы.

Эмпирическое исследование может содержать формирующее, корректирующее, развивающее или другое воздействие. В таком исследовании работа проводится в несколько этапов. Первоначально исследуется исходный уровень развития признака или какого-либо свойства психики, что является начальным моментом для воздействия. Далее следует этап воздействия, формирования, коррекции исследуемого качества или свойства психики. На заключительном этапе повторно проводится исследование (тем же набором методов и методик) исследуемого качества и проводится сравнение имеющихся различий, свидетельствующих об эффективности формирования, воздействия или коррекции. В этом случае также применяются математико-статистические методы.

Исследование по созданию, модификации или адаптации диагностической методики. Такое исследование направлено либо на создание абсолютно новой методики, либо проводится модификация уже известной методики (для другого возраста, условий применения и т.п.), или проводится адаптация методики на новой популяции, локальной выборке, или для других задач. Такое исследование требует анализа теоретической концепции автора, лежащей в основе создания методики, обсуждения измерительного конструкта, уточнения измеряемых параметров. В этом случае требуется проведение психометрического обоснования (дискриминативности, трудности, валидности, надежности), а также выполнение процедуры стандартизации и расчета норм успешности для данной выборки.

Исследование в области консультирования. Такое исследование включает теоретический раздел, в котором обсуждаются теоретические проблемы консультирования, проводится анализ направления (модели) консультирования, применяемого в данной работе, обосновывается необходимость выбора именно этого направления. Эмпирическая часть исследования содержит анализ содержания консультационных сессий в рамках этого направления, применяемые способы регистрации происходящих изменений психологических феноменов, способы решения проблемы. Проводится обобщение и анализ эффективности консультирования, формулируются выводы.

Теоретическая глава исследования любого из выше указанных типов исследовательских работ содержит обзор основных подходов к исследованию проблемы, анализ работ отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывает сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления исследуемого психологического феномена, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.

Теоретическая глава и ее параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание в соответствии с темой и логикой работы. В названии главы не должно быть словосочетания «теоретическая часть».

Недопустим компилятивный характер работы, не следует злоупотреблять цитатами. Рекомендуется основную часть теоретической главы посвятить самостоятельному анализу и сопоставлению теоретичесих взглядов авторов на объект исследования.

Каждый параграф и глава в целом должны обязательно завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. При этом следует особое внимание уделить описанию и обоснованию критериев, которые позволят осуществить адекватный подбор методов эмпирического исследования, а после завершения экспериментальной работы позволят сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

В формулировках пунктов плана и в тексте работы важно находить синонимические ряды, выбирая оптимальные формулировки по чёткости, ясности, логичности. В тексте научных работ принято использовать личное местоимение 1 лица множественного числа «мы» и его склоняемые эквиваленты при употреблении замечаний, рассуждений от автора. Не следует пренебрегать этим положением и при написании курсовой работы. Также можно использовать безличные выражения: было установлено…, можно утверждать… и т.п.

В написании первой, теоретической главы обычно прибегают к помощи стереотипных выражений, общепринятых фраз, с которых можно начать, продолжить, завершить рассуждения. Приводим небольшой перечень подобных, вполне приемлемых в тексте курсовой и выпускной квалификационной работы, выражений:

- данный автор считает, признаёт, доказывает, приводит, поддерживает идею о…;

- идея, вытекающая из работы, статьи, монографии, исследования, такова: …;

- смысл исследования можно представить следующей мыслью, в следующем тезисе…;

- следует считать, что…;

- из описанной теории следует…;

- данные результаты экспериментов по изучению ….. доказывают, что…;

- результаты исследования, представленные в данной монографии, показывают…;

- очевидным представляется факт о … (касающийся проблемы…);

- данные наблюдения, представленные в таблице, показывают, …;

- коллективная монография представляет спектр мнений по проблеме…;

- многообразие позиций авторов свидетельствует о …;

- сходство точек зрения (позиций) позволяет сделать вывод о …;

- альтернативные взгляды на …;

- разночтение одного и того же положения наталкивает на мысль о …

- и т.д.

Обычно студенты описывают историю изучения в науке проблемы, поставленной в названии темы их работы, анализируя монографические источники в хронологической последовательности. Ими фиксируются отдельные мнения отдельных авторов, книги которых «нашлись» в библиотеке. Гораздо продуктивнее, проанализировав точки зрения разных авторов, объединить их в группы по принадлежности к одному из направлений психологии или как основывающихся на одной теории, одной методологической базе. Тогда сравнение их позиций будет оправдано принадлежностью к определенным научным направлениям. В этой части работы следует сделать вывод о направлениях изучения темы, сгруппировать мнения учёных, указав, какой позиции придерживается сам автор работы, в русле какого направления он будет её рассматривать.

В конце теоретической главы делается общий (по всей главе) вывод. Используются, например, следующие выражения: «вывод по 1 главе», «итак», «можно сделать общий вывод», «вышеперечисленные данные свидетельствуют о …», «резюме по 1 главе таково», «теоретические источники позволяют – после основательного их анализа – определить понятийный аппарат изучаемой темы, сделать такой вывод…» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...