Методологическими подходами
В отечественной психологии выделяют шесть основных качественных методов исследования: биографический метод, предполагающий изучение жизненного пути человека, общей направленности личности и этапов ее биографии; феноменологический метод, направленный на описание переживаний человека, раскрытие смысла, который имеют для него те или иные события или явления; метод обоснованной теории, требующий концептуализации определенного феномена, создание связанной с ним теории; этнографический метод, применяющийся для изучения психических явлений и психологических особенностей представителей определенной культуры или группы; исследование отдельного случая (кейс-стади), предусматривающий детальное изучение единичного явления; метод дискурс-анализатекстовых интерпретаций испытуемыми себя или мира [9]. Все эти методы допускают использование следующих процедур сбора качественных данных: наблюдение, интервью [3], анализ документов и аудио-визуальных материалов, материалов фокус-групп [23] и данных ассоциативного эксперимента с помощью контент-анализа [5, 20], Q-сортировка [11]. Распространено мнение, что качественные методы могут дополнять количественные, поскольку по сравнению с ними являются менее достоверными. В связи с этим еще Д. Кэмпбелл отмечал: «Количественные результаты могут быть столь же мало застрахованы от ошибок, как и качественные, поэтому я настоятельно рекомендую оба подхода как взаимно дополняющие средства перекрестной валидизации. Неадекватность количественных данных часто обнаруживается лишь благодаря качественному знанию» [цит. по: 3].
Для того чтобы избежать сомнений в данном вопросе, применяя качественные методы, используют критерии оценки достоверности качественных исследований, предложенные Д. Силверманом [цит. по:23]. К ним относятся: · соответствие методов исследования природе изучаемого явления; · наличие связи с теоретической основой исследования; · четкость критерия отбора случаев для изучения, сбора данных и анализа; · соответствие методов постановке вопроса исследования; · систематичность отбора данных и ведение протоколов; · обязательность ссылок на процедуры, проводимые в процессе анализа; · систематичность анализа данных; · адекватность обоснования того, каким образом темы, концепции и категории были выведены из данных; · обсуждение аргументов «за» и «против» позиции исследователя; · наличие четкого разграничения между данными и их интерпретацией. Метод триангуляции – перекрестной интерпретации некоторого фрагмента несколькими исследователями [цит. по: 23], также используется в целях оценки достоверности качественных исследований. Он представляет собой коллективный междисциплинарный взгляд на изучаемый материал и полученные данные разных исследователей и предусматривает: · сопоставление разных интерпретаций разных исследований; · сравнение интерпретаций с позиций разных методов; · сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; · повторение результатов на том же объекте через определенное время. Дополнение качественных процедур исследования измерениями и количественными данными также способствует получению более точных результатов. Например, при изучении процесса формирования идентичности у подростков можно использовать свободное сочинение на тему «Какие мы?» и личностный опросник С. Хартер для изучения персональной идентичности подростка.
Существуют также качественно-количественные методы исследования (контент-анализа, q-сортировки), предполагающие как качественный анализ результатов, так и математические подсчеты. Контент-анализ. Контент-анализ (от англ. «contens» – содержание) – метод качественно-количественного анализа содержания документов [5]. Может использоваться как: ü основной метод исследования (например, контент-анализ журнальной статьи для выявления отношения автора статьи к описываемым политическим событиям); ü параллельный, одновременный с другими методами (например, в исследовании популярности депутата среди населения); ü вспомогательный или контрольный (при анализе текста свободного, нестандартизированного интервью). Контент-анализ есть смысл применять, когда важные для изучения элементы текста встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|