Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для повторения и систематизации вышеизложенного материала используйте следующие таблицы.




Для повторения и систематизации вышеизложенного материала используйте следующие таблицы.

ВИДЫ ВЫБОРОВ  (формирование представительных органов государственной власти)
Общенациональ-ные выборы(президентские, парламентские)   Выборы органов местного управления   Выборы некоторых должностных лиц(судей, присяжных заседателей, комиссаров полиции и др. )
ФУНКЦИИ ВЫБОРОВ (положительное значение выборов)
Участие граждан в управлении страной
Легитимация власти
Контроль населения за органами власти
Реализация мирного способа передачи власти
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1. Совокупность юридических норм, регулирующих организацию и проведение выборов в стране (объективное право) 2. Возможность гражданина избирать и быть избранным в стране в представительный орган государственной власти (субъективное право)
ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (субъективное право)
Активное избирательное право –право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов государственной власти   Пассивное избирательное право –право гражданина быть кандидатом на выборах в представительные органы государственной власти
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Назначение выборов

Формирование избирательных органов (избирательных комиссий)

Регистрация избирателей в установленном порядке

Организация избирательных округов и участков
Выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности
Предвыборная агитация

Голосование

Подсчет голосов и определение результатов голосования
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Принцип всеобщности   Принцип Свободы   Принцип равенства   Принцип тайности голосования
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
В широком смысле слова:    Порядок организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти, закрепленный в юридических нормах В узком смысле слова:    Способ определения результатов выборов по данным голосования

РАЗНОВИДНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 


Мажоритарная

избирательная система

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства
Мажоритарная избирательная система относительного большинства
Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства

Пропорциональная избирательная система

Смешанная избирательная система

                                           

 

Модуль 4

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ

1. Современные международные отношения: понятие, разновидности, субъекты, основные принципы и тенденции развития.

2 Внешняя политика государств: виды, цели, средства. Внешняя политика Республики Беларусь, ее многовекторный характер.

  

1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

Особую сферу политики составляют международные отношения. В современных условиях мировой порядок зависит от взаимодействий более 200 государств, находящихся на разных этапах экономического, политического и культурного развития.

Необходимо иметь в виду следующее определение понятия «международные отношения»:

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.

Существуют различные виды международных отношений, которые можно классифицировать по разным основаниям следующим образом:

1. В зависимости от содержания этих отношений можно выделить следующие МО:

· Экономические МО (финансовые, торговые, кооперирование в сфере производственной деятельности и др. );

· Политические МО (сотрудничество в сфере права, дипломатические, взаимодействия между политическими партиями, парламентами и др. );

· Военно-стратегические МО (взаимодействие стран в рамках военных блоков, между армиями, совместные учения, войны и др. );

· Культурные МО (международные гастроли художественных коллективов, обмен научной информацией, совместные научные исследования, реституция культурных ценностей и др. );

· Гуманитарные МО (безвозмездная помощь пострадавшим от войн и природных бедствий, организация лагерей беженцев и др. ).

 

2. В зависимости от участников (субъектов) МО бывают:

· Межгосударственные (между главами государств, парламентами, правительствами различных стран и др. );

· Межпартийные (между политическими партиями различных стран, имеющими схожие политические программы);

· Между общественными организациями (профсоюзами, молодежными, экологическими и др. );

· Между политическими лидерами (монархами, президентами, председателями политических партий и др. );

· Между предприятиями различных стран в рамках торговли между ними, обмена опытом, поставок комплектующих, сырья и т. д.;

· Между отдельными городами-побратимами.

3. В зависимости от характера взаимодействий участников МО бывают:

· Стабильные – отношения между субъектами МО основаны на соблюдении заключенных ранее договоренностей, выполнении взаимных обязательств;

· Нестабильные - отношения между субъектами МО основаны на частичном или полном нарушении заключенных ранее договоренностей, невыполнении взаимных обязательств;

· Постоянные (отношения между соседними государствами, между странами, находящимися в рамках интеграционных союзов и др. );

· Временные (отношения между государствами в рамках отдельных договоренностей и контактов);

· Мирные  - (отношения без применения военной силы);

· Военные – (отношения с применением вооруженных средств).

4. В зависимости от масштабов МО бывают:

· Глобальные МО –отношения между системами государств, определяющими мировой политический процесс в целом;

· Региональные отношения – отношения между государствами конкретных регионов мира (азиатского, европейского, североамериканского и т. д. );

· Двусторонние МО.

     Для повторения вышеизложенного материала используйте следующую таблицу:

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

v В  зависимости от содержания МО

Экономичес-кие

Политичес-кие

Военно-стратегические

Культурные

Гуманитар-ные

v В зависимости от участников (субъектов) МО

Межгосу-дарствен-ные  

Межпар-тийные

 

Между обществен-ными организа-циями

Между политичес-кими лидерами

Между предприя-тиями различных стран

Между отдельны-ми городами  

v В зависимости от характера взаимодействий участников МО

Стабильные и нестабильные

Постоянные и временные

Мирные и

 военные

v В зависимости от масштабов МО

Глобальные

 

Региональные

 

Двусторонние

 

                   

Основными субъектами международных отношений (участниками взаимодействия на международной арене) являются:

• Государства

• Международные организации

  Государства как главные субъекты ( акторы) на международной арене исторически определились в рамках современной (Вестфальской) системы международных отношений, которая сложилась в XVII веке.

  История формирования данной системы связана с завершением «тридцатилетней» войны (1618-1648) в Западной Европе, заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г, который санкционировал распад Священной Римской империи. Закончилось противостояние римской католической церкви и светских властей феодальных государств Западной Европы.

      

    Необходимо иметь в виду следующие особенности Вестфальской международной системы:

· В данной системе отсутствует высший орган власти над государствами, на роль которого до 1648 г претендовала католическая церковь;

· Главный принцип Вестфальской системы МО – принцип национального государственного суверенитета.

 

Суверенитет  как главное свойство государства - субъекта международных отношений означает:

• полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики;

невмешательство государств во внутренние дела друг друга;

равенство и независимость государств во взаимоотношениях друг с другом;

нерушимость границ и территориальной целостности государств;

• отсутствие высшего арбитра над государствами.

СОВРЕМЕННАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (сложилась в 17 веке)
Главный принцип данной системы – принцип национального государственного суверенитета (доминирующий субъект международных отношений – суверенное государство)
Полная свобода государства при определении своей внутренней и внешней политики   Невмешательство  государств во внутренние дела друг друга
Равенство и независимость государств во взаимоотношениях друг  с другом Отсутствие в данной системе  высшего арбитра над государствами

    Вместе с тем необходимо помнить, что абсолютного суверенитета в отношениях между государствами реально не существует, т. к. страны отличаются по размерам территорий, населению, природным ресурсам, экономическому, научно-техническому, финансовому потенциалам. К тому же заключение договоров (двусторонних, многосторонних) между странами предполагает их отказ от части суверенитета.

    Поэтому существует неофициальная международная стратификация государств (их фактическая иерархия по степени значимости в мире), которая выражается в следующих названиях государств:

· Великие державы.  После второй мировой войны такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Российская федерация (до 25 декабря 1991 г. – СССР), США, Великобритания, Франция, Китай.

· Средние государства (Япония, Германия, Украина и др. )

· Малые государства (Беларусь, Израиль, Чехия, Греция и др. )

· Карликовые государства (Андора, Монако, Сан-Марино, Гибралтар и др. )

    Международные организации как субъекты международных отношений условно делятся на два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные международные организации.

    А) Межгосударственные (межправительственные) международные организации. Специфика данных организаций проявляется в том, что у них:

• имеются постоянно действующие органы управления;

• официально определяются их полномочия;

• регулярно происходят встречи участников (конференции, симпозиумы).

Основные функции межгосударственных организаций:

• выявление позиций участников;

• выработка способов разрешения возникающих проблем;

• формирование и реализация международных правовых норм.

  Самую значительную роль в системе международных отношений играет межгосударственная Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия стран, содействия безопасности, экономическому и социальному прогрессу всех народов (создана в 1945 году, в нее входят 195 стран. ).

   В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений. К ним относятся:

• ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);

• МОТ (Международная организация труда);

• ЮНЕСКО (Организация по вопросам культуры и науки);

• МВФ (Международный валютный фонд – осуществляет предоставление кредитов странам);

• Международный суд;

• МАГАТЭ (Международная организация по атомной энергии – осуществляет контроль научных исследований в области ядерной физики, контроль в сфере строительства атомных электростанций в различных странах) и др.

     Важную роль в международных отношениях играют региональные межгосударственные организации:

· ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (28 стран Западной Европы)

· ЕВРОПАРЛАМЕНТ (избирается прямыми выборами граждан государств – членов Евросоюза на 5 лет)

· ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

· СНГ (Союз независимых государств – объединяет ряд постсоветских республик)

· ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности – входят страны: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) и др.

Существуют в мире организации экономического характера:

· ВТО (Всемирное торговое общество – для создания режима наибольшего благоприятствования в торговле участникам этой организации)

· Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана

· Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

 

   В ряду межгосударственных организаций особую роль играют профессиональные международные  организации:

• Международная организация журналистов (МОЖ)

• Организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ – 1923 г. )

• Международный олимпийский комитет (МОК)

• Всемирный Совет церквей (ВСЦ)

• Международный красный крест (МКК) и др.

     Б) Значительнуюроль в международных отношениях играют неправительственные международные организации, например:

• Религиозные организации (Экуменический совет церквей)

• Объединения ученых (Пагоушское движение)

• Профсоюзные (МФП)

• Правовые (Международная амнистия) и др.

       ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государства   Международные организации  

Межправительственные организации Неправительственные организации

 

Отношения между государствами в современных условиях выстраиваются на основе следующих принципов:

· Принцип подчинения меньшинства большинству при принятии решений по обсуждаемым международным проблемам (применении военных или экономических санкций в отношении конкретных стран, оказании помощи странам и т. д. );

· Принцип консенсуса используется в том случае, когда обсуждаемая проблема не ставится на голосование, а решения принимаются только при согласии всех участников. Так, все решения Совета Безопасности ООН принимаются на основе консенсуса.

· Признание суверенитета государств (см. выше);

· Неприменение силы в международных отношениях, стремление решать проблемы путем переговоров, компромисса;

· Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом в рамках достигнутых ранее договоренностей.

 

    Необходимо иметь в виду, что данные принципы являются идеальными правилами при выстраивании международных связей и решении конкретных проблем мировой политики. В реальных международных отношениях как в прошлом, так и в современных условиях эти принципы часто нарушаются со стороны отдельных субъектов этих отношений.

         ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

                Принцип подчинения меньшинства большинству
                                             Принцип консенсуса
                           Признание суверенитета государств

                       Неприменение силы в международных отношениях
                         Выполнение субъектами мировой политики                    обязательств перед международным сообществом

     Большое значение для международных отношений имеет географическое положение конкретных стран – участников этих отношений. Поэтому внешняя политика любого государства имеет геополитический характер. Геополитику можно рассматривать, с одной стороны, как особую науку, изучающую зависимость внешней политики государств от их географического положения. Однако в рамках вышеназванной темы следует иметь в виду определение геополитики как особого вида деятельности государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...