Для повторения и систематизации вышеизложенного материала используйте следующие таблицы.
Для повторения и систематизации вышеизложенного материала используйте следующие таблицы.
Модуль 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ 1. Современные международные отношения: понятие, разновидности, субъекты, основные принципы и тенденции развития. 2 Внешняя политика государств: виды, цели, средства. Внешняя политика Республики Беларусь, ее многовекторный характер.
1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ, СУБЪЕКТЫ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Особую сферу политики составляют международные отношения. В современных условиях мировой порядок зависит от взаимодействий более 200 государств, находящихся на разных этапах экономического, политического и культурного развития. Необходимо иметь в виду следующее определение понятия «международные отношения»: Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.
Существуют различные виды международных отношений, которые можно классифицировать по разным основаниям следующим образом: 1. В зависимости от содержания этих отношений можно выделить следующие МО: · Экономические МО (финансовые, торговые, кооперирование в сфере производственной деятельности и др. ); · Политические МО (сотрудничество в сфере права, дипломатические, взаимодействия между политическими партиями, парламентами и др. ); · Военно-стратегические МО (взаимодействие стран в рамках военных блоков, между армиями, совместные учения, войны и др. ); · Культурные МО (международные гастроли художественных коллективов, обмен научной информацией, совместные научные исследования, реституция культурных ценностей и др. ); · Гуманитарные МО (безвозмездная помощь пострадавшим от войн и природных бедствий, организация лагерей беженцев и др. ).
2. В зависимости от участников (субъектов) МО бывают: · Межгосударственные (между главами государств, парламентами, правительствами различных стран и др. ); · Межпартийные (между политическими партиями различных стран, имеющими схожие политические программы); · Между общественными организациями (профсоюзами, молодежными, экологическими и др. ); · Между политическими лидерами (монархами, президентами, председателями политических партий и др. ); · Между предприятиями различных стран в рамках торговли между ними, обмена опытом, поставок комплектующих, сырья и т. д.; · Между отдельными городами-побратимами. 3. В зависимости от характера взаимодействий участников МО бывают: · Стабильные – отношения между субъектами МО основаны на соблюдении заключенных ранее договоренностей, выполнении взаимных обязательств; · Нестабильные - отношения между субъектами МО основаны на частичном или полном нарушении заключенных ранее договоренностей, невыполнении взаимных обязательств; · Постоянные (отношения между соседними государствами, между странами, находящимися в рамках интеграционных союзов и др. ); · Временные (отношения между государствами в рамках отдельных договоренностей и контактов); · Мирные - (отношения без применения военной силы); · Военные – (отношения с применением вооруженных средств).
4. В зависимости от масштабов МО бывают: · Глобальные МО –отношения между системами государств, определяющими мировой политический процесс в целом; · Региональные отношения – отношения между государствами конкретных регионов мира (азиатского, европейского, североамериканского и т. д. ); · Двусторонние МО. Для повторения вышеизложенного материала используйте следующую таблицу:
Основными субъектами международных отношений (участниками взаимодействия на международной арене) являются: • Государства • Международные организации Государства как главные субъекты ( акторы) на международной арене исторически определились в рамках современной (Вестфальской) системы международных отношений, которая сложилась в XVII веке. История формирования данной системы связана с завершением «тридцатилетней» войны (1618-1648) в Западной Европе, заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г, который санкционировал распад Священной Римской империи. Закончилось противостояние римской католической церкви и светских властей феодальных государств Западной Европы.
Необходимо иметь в виду следующие особенности Вестфальской международной системы: · В данной системе отсутствует высший орган власти над государствами, на роль которого до 1648 г претендовала католическая церковь;
· Главный принцип Вестфальской системы МО – принцип национального государственного суверенитета.
Суверенитет как главное свойство государства - субъекта международных отношений означает: • полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики; • невмешательство государств во внутренние дела друг друга; • равенство и независимость государств во взаимоотношениях друг с другом; • нерушимость границ и территориальной целостности государств; • отсутствие высшего арбитра над государствами.
Вместе с тем необходимо помнить, что абсолютного суверенитета в отношениях между государствами реально не существует, т. к. страны отличаются по размерам территорий, населению, природным ресурсам, экономическому, научно-техническому, финансовому потенциалам. К тому же заключение договоров (двусторонних, многосторонних) между странами предполагает их отказ от части суверенитета. Поэтому существует неофициальная международная стратификация государств (их фактическая иерархия по степени значимости в мире), которая выражается в следующих названиях государств: · Великие державы. После второй мировой войны такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Российская федерация (до 25 декабря 1991 г. – СССР), США, Великобритания, Франция, Китай. · Средние государства (Япония, Германия, Украина и др. ) · Малые государства (Беларусь, Израиль, Чехия, Греция и др. ) · Карликовые государства (Андора, Монако, Сан-Марино, Гибралтар и др. ) Международные организации как субъекты международных отношений условно делятся на два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные международные организации. А) Межгосударственные (межправительственные) международные организации. Специфика данных организаций проявляется в том, что у них: • имеются постоянно действующие органы управления;
• официально определяются их полномочия; • регулярно происходят встречи участников (конференции, симпозиумы). Основные функции межгосударственных организаций: • выявление позиций участников; • выработка способов разрешения возникающих проблем; • формирование и реализация международных правовых норм. Самую значительную роль в системе международных отношений играет межгосударственная Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия стран, содействия безопасности, экономическому и социальному прогрессу всех народов (создана в 1945 году, в нее входят 195 стран. ). В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений. К ним относятся: • ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения); • МОТ (Международная организация труда); • ЮНЕСКО (Организация по вопросам культуры и науки); • МВФ (Международный валютный фонд – осуществляет предоставление кредитов странам); • Международный суд; • МАГАТЭ (Международная организация по атомной энергии – осуществляет контроль научных исследований в области ядерной физики, контроль в сфере строительства атомных электростанций в различных странах) и др. Важную роль в международных отношениях играют региональные межгосударственные организации: · ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (28 стран Западной Европы) · ЕВРОПАРЛАМЕНТ (избирается прямыми выборами граждан государств – членов Евросоюза на 5 лет) · ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ · СНГ (Союз независимых государств – объединяет ряд постсоветских республик) · ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности – входят страны: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) и др. Существуют в мире организации экономического характера: · ВТО (Всемирное торговое общество – для создания режима наибольшего благоприятствования в торговле участникам этой организации) · Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана · Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.
В ряду межгосударственных организаций особую роль играют профессиональные международные организации: • Международная организация журналистов (МОЖ) • Организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ – 1923 г. ) • Международный олимпийский комитет (МОК) • Всемирный Совет церквей (ВСЦ) • Международный красный крест (МКК) и др. Б) Значительнуюроль в международных отношениях играют неправительственные международные организации, например: • Религиозные организации (Экуменический совет церквей) • Объединения ученых (Пагоушское движение) • Профсоюзные (МФП) • Правовые (Международная амнистия) и др.
Отношения между государствами в современных условиях выстраиваются на основе следующих принципов: · Принцип подчинения меньшинства большинству при принятии решений по обсуждаемым международным проблемам (применении военных или экономических санкций в отношении конкретных стран, оказании помощи странам и т. д. ); · Принцип консенсуса используется в том случае, когда обсуждаемая проблема не ставится на голосование, а решения принимаются только при согласии всех участников. Так, все решения Совета Безопасности ООН принимаются на основе консенсуса. · Признание суверенитета государств (см. выше); · Неприменение силы в международных отношениях, стремление решать проблемы путем переговоров, компромисса; · Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом в рамках достигнутых ранее договоренностей.
Необходимо иметь в виду, что данные принципы являются идеальными правилами при выстраивании международных связей и решении конкретных проблем мировой политики. В реальных международных отношениях как в прошлом, так и в современных условиях эти принципы часто нарушаются со стороны отдельных субъектов этих отношений.
Большое значение для международных отношений имеет географическое положение конкретных стран – участников этих отношений. Поэтому внешняя политика любого государства имеет геополитический характер. Геополитику можно рассматривать, с одной стороны, как особую науку, изучающую зависимость внешней политики государств от их географического положения. Однако в рамках вышеназванной темы следует иметь в виду определение геополитики как особого вида деятельности государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|