Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательный процесс: основные стадии. Понятие и типы избирательных систем.




         В марте 1991 г. Министерство юстиции Республики Беларусь начало регистрацию политических партий и общественных движений. Согласно Закону «О политических партиях», принятому в октябре 1994 г. Верховным Советом Беларуси, минимальное число партийных членов для официальной государственной регистрации было увеличено до 500 человек.

     На протяжении 1994 – 1998 гг. в республике сформировалась система партий различных по численному составу, социальной принадлежности членов, идеологической направленности. Однако срок деятельности многих из них оказался весьма непродолжительным. Так в 1997 г. в республике было официально зарегистрировано 43 политические партии, но уже к концу 1998 г. их число составило только 28.

       По состоянию на1 января 2013 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 17 партий, общей численностью примерно 45 тыс. человек, представляющих различные направления политического спектра. Среди них наиболее известны Коммунистическая партия Белоруссии и Партия коммунистов Белоруссии, Объединённая гражданская партия, Либерально-демократическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта (БНФ), Республиканская партия труда и справедливости и др.

    Условно современные политические партии, действующие в Республике Беларусь, можно разделить на две группы:

1) партии, поддерживающие политический курс действующего президента и правительства республики –

· Аграрная партия;

· Белорусская социально-спортивная партия;

· Коммунистическая партия Белоруссии

· Либерально-демократическая партия

· Республиканская партия труда и справедливости

· Белорусская патриотическая партия.

2) оппозиционные партии –

· Партия БНФ

· Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»

· Объединённая гражданская партия

· Партия коммунистов Белоруссии

· Консервативно-Христианская Партия - БНФ

· Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)

· Социал-демократическая партия Народного согласия

· Белорусская партия «Зелёные»

· Республиканская партия.

   По своим программно-политическим целям и идеологической направленности партии, действующие в Беларуси в настоящее время, можно объединить в следующие группы: 1) партии правового толка – неолиберальной и антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил – коммунистической и социалистической ориентации.

   К первой группе следует относить партии, которые в качестве программной цели ставят форсирование капитализации Беларуси. (Партия БНФ, Объединённая гражданская партия, Консервативно-Христианская Партия (БНФ) и др. ).

  Вторую группу составляют партии, выступающие за многоукладную рыночную экономику, в которой свободное предпринимательство сочетается с определенным государственным регулированием хозяйственного развития на макроуровне, а также за участие наемных рабочих в управлении предприятий различных типов. (Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), Социал-демократическая партия Народного согласия и др. )

  К третьей группе относятся партии, выступающие за ориентацию общества на социалистический путь развития как " единственно ведущий к построению бесклассового общества социальной справедливости". (Партия коммунистов Белоруссии, Коммунистическая партия Белоруссии).

    В Республике Беларусь в настоящее время в качестве учредителей политической партии могут выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

     Конституцией Республики Беларусь (ст. 5) запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции Республики Беларусь).

     Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий не могут быть иностранцы. Законом также запрещается деятельность на территории Беларуси политических партий других государств.

      Политические партии в Республике Беларусь могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для их деятельности, предусмотренной уставом. Вместе с тем они не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.
    Политическим партиям в Республике Беларусь запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств и организаций. Финансирование политических партий, союзов из государственного бюджета не допускаетcя.

  Следует отметить, что большинство белорусских политических партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивных программ политического и социально-экономического развития страны. Это свидетельствует о том, что      партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования.

3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ВЫБОРЫ. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

 

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти от одних людей к другим мирным путем через волеизъявление народа.

Выборы – процедура формирования представительного органа власти или наделение полномочиями должностного лица посредством голосования

   Перечень представительных органов власти и различного рода государственных должностей, формируемых и замещаемых посредством выборов, довольно велик, хотя он и неодинаков в разных странах. Необходимо иметь в виду, прежде всего, следующие в иды выборов (в масштабе страны):

• общенациональные президентские и парламентские;

• выборы в органы местного самоуправления;

• выборы некоторых  должностных лиц (судей, присяжных заседателей, прокуроров, комиссаров полиции, шерифов и др. ).

 

Формирование тех или иных органов власти с помощью выборов посредством участия в них граждан страны – избирателей, имеет свои сложности, связанные с дополнительной затратой финансовых средств из бюджета государства. К тому же на выборы требуется больше времени, чем на формирование того или иного органа государственной власти посредством назначения. И тем не менее роль выборов в политической жизни велика.

    Они обеспечивают участие граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. Через выборы осуществляется участие граждан в управлении страной (выборы – это форма непосредственной демократии); Всеобщее избирательное право – это главный инструмент суверенитета народа;

С помощью выборов происходит легитимации власти и политического режима, т. к. через выборынарод определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом принимать соответствующие политические решения. Право должностного лица или представительного органа властвовать, если они избраны в результате голосования, под сомнение гражданами практически не ставится, наоборот - они считают своей естественной обязанностью подчиняться решениям избранных ими органов и лиц. Голосование означает придание режиму легитимности, согласие граждан с данной политической системой.

Через выборы возрастает вероятность отбора лучших политических деятелей на государственные должности;

Через выборы определяется будущий политический курс государства, т. к. основой для избрания того или иного кандидата является его политическая программа, которая в будущем может стать основой государственной политики;

Через выборы население контролирует власть, т. к. граждане имеют возможность на следующих выборах не избрать кандидата, не оправдавшего их доверие. Во время выборов граждане дают оценку результатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положительная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента.

Посредством выборов происходит мирная передача власти.

Наконец, выборы выполняют функцию показателя состояния политической жизни в стране. Результаты выборов дают объективную оценку степени влияния политических сил на граждан.

Участие граждан в выборах реализуется через наличие у них избирательного права.

Избирательное право – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего,  либо в качестве избираемого.     

Виды избирательного права:

Активное избирательное право – право гражданина избирать кого-либо в органы власти;

Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в какой-либо орган власти.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства.

1. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т. д. имеют право участвовать в выборах.

2. Принцип прямого избирательного права является наиболее распространенным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т. е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Бывает и косвенное (непрямое) голосование.

3. Принцип тайного избирательного права исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т. е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.

4. Принцип равного избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.

5. Принцип свободного избирательного права предполагает право избирателя решать самому вопрос об участии в голосовании и право самостоятельного выбора кандидата на избираемую должность.

 

  Во многих странах распространенным является абсентеизм – неявка определенной части избирателей на выборы, из-за чего выборы могут считаться несостоявшимися, если количество проголосовавших в стране не обеспечило порог явки избирателей, установленный законодательством. В этом случае выборы надо проводить заново, затрачивая на них дополнительные бюджетные средства.

     Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

       Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки и др. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т. д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важный гражданский долг.

 

Избирательный процесс: основные стадии. Понятие и типы избирательных систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...