Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3. Правительство Республики Беларусь: структура, порядок формирования, полномочия.




6. 3. Правительство Республики Беларусь: структура, порядок формирования, полномочия.

Исполнительную власть в Республике Бела­русь осуществляет Правительство, которое называется: Совет Министров Рес­публики Беларусь.

В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республикан­ских органов государственного управления.

    Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

      В функции Правительства Республики Беларусь входят:

§ руководство системой подчиненных ему органов государ­ственного управления;

§ разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

§ разработка проекта республиканского бюджета, его исполнение и отчет о его исполнении;

§ обеспечение проведения единой экономической, финан­совой, кредитной и денежной политики;

§ принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и обществен­ного порядка, борьбе с преступностью;

§ организация управления государственной собственностью;

§ обеспечение исполнения Конституции, законов и дек­ретов, указов и распоряжений Президента.

 

    Правительство в своей деятельности подотчетно Прези­денту Республики Беларусь и ответственно перед Парламен­том Республики Беларусь (двойная ответственность).

 

 

 ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Способ формирования Состав Полномочия
Президент определяет структуру Правительства Республики  Бе­ларусь, назначает и и освобождает  от должности Премьер-министра, министров и других членов Правительства · Премьер-министр   · Заместители премьер-министра   · Министры   · Руководите-   ли иных республикан-ских органов · руководство системой подчиненных ему органов государ­ственного управления · разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по  их реализации; · разработка проекта республиканского бюджета и его исполнение; · принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государ- ства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и обществен­ного порядка, борьбе с преступностью; · организация управления государствен- ной собственностью; · обеспечение исполнения Конституции, законов и дек­ретов, указов и распоряжений Президента.

 

Модуль 3

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Политический процесс: сущность, структура, стадии. Основные разновидности политических процессов.

  2. Политические партии в политической системе общества: сущность, структура, функции. Типология политических партий.

3. Представительство и выборы. Ключевые принципы избирательного права. Понятие и типы избирательных систем.

1. ПОЛИТИЧСКИЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СТАДИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

 

Политическая жизнь общества представляет собой совокупность происходящих в нем политических процессов. Политический процесс – это понятие, которое характеризует политику в динамике (примеры политических процессов: демократизация, приватизация  государственной собственности, война, избирательный процесс и др. ).

Необходимо запомнить следующее определение данного понятия:

 

Политический процесс – деятельность субъектов политики по формированию, функционированию и преобразованию политической системы общества

Любой политический процесс, как правило, направлен на решение определенной социальной проблемы и поэтому состоит из нескольких стадий (этапов):

1. Формирование (вызревание) социальной проблемы;

2. Принятие политического решения, направленного на разрешение проблемы (выбор эффективной альтернативы);

3. Приведение в действие механизма реализации конкретных мер принятого решения;

4. Получение результата и его оценка.

   Виды политических процессов:

· Внутриполитические – процессы, которые происходят внутри отдельной страны (избирательный процесс, законодательный процесс и др. )

·  Внешнеполитические – процессы, реализующие отношения государств между собой, на международной арене (война, переговоры между государствами о строительстве совместных предприятий, о получении займов и др. );

 

· Эволюционные  - совершаются постепенно, без коренной ломки основ общества;

·  Революционные – совершаются скачкообразно, с коренной ломкой основ общества;

 

· Открытые – процессы, освещаемые СМИ и делающие их известными населению. Политический курс государства при этом свободно обсуждается общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение;

· Скрытые – процессы, не доступные для СМИ и неизвестные населению. С убъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.

 

· Стабильные – процессы, в которых взаимодействие участников носит характер партнерства или цивилизованной конкуренции. Преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью.

· Нестабильные – процессы, в которых взаимодействие их участников носит характер борьбы или нецивилизованной конкуренции. Для них характерна неустойчивость политической ситуации, массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.

 

Для характеристики любого политического процесса важное значение имеет выявление его конкретных субъектов.

Субъекты политического процесса – это участники процесса, носители политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.

 В различных политических процессах могут участвовать субъекты трех типов:

· индивидуальные субъекты - как рядовые граждане, так и профессиональные политики);

· групповые субъекты - социальные общности, группы, коллективы, классы;

· институциональные субъекты - определенные организации и учреждения страны.

Для более конкретной характеристики субъектов политических процессов обратитесь к нижеприведенной таблице:

 

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Индивидуальные (отдельные личности – «политики») Групповые Институциональные
Виды «политиков-индивидов» (классификация М. Вебера): · Политики по профессии (глава государства, руководители государственных органов, лидеры партий и др. Для данных субъектов занятие политикой – их основная работа). · Политики по совместительству (индивиды, уделяющие большое внимание политике, но она не является их основной профессиональной деятельностью – к примеру, члены политических партий). · Политики по случаю (индивиды, которые достаточно редко принимают участие в политической деятельности- избиратели, случайные участники митингов и др. ) Социальные группы –участники политических процессов: · Профессиональные (например, работники правоохранительных органов, участвующие в судебной реформе). · Территориальные (например, жители сельских регионов, выступающие против дискриминационных цен на продукцию сельского хозяйства). · Этнические (например, представители той или иной нации, выступающие за отделение и создание самостоятельного государства). · Религиозные (например, протест представителей конкретной религиозной общины против дискриминации). · Демографические ( движения молодежи, женщин за свои права и др. ). · Органы государственной власти(парламент, правительство, судебные органы) · Политические партии · Общественные организации (профсоюзные, молодежные и др. )

 

Какие субъекты играют главную роль в политическом процессе: отдельные личности, политические партии, классы, народ в целом? В политической литературе существуют различные теории, стремящиеся дать ответ на данный вопрос.

Либеральные концепции придерживаются двух основных точек зрения:

1. При индивидуалистическом подходе в качестве главных субъектов политики признаются, прежде всего, отдельные выдающиеся личности (главы государств, лидеры партий, политических движений и др. ). Сторонники данного подхода придерживаются тезиса «личность – творец истории», Именно от нее, по их мнению, зависит исход политических процессов (войн, революций, реформ, развитие страны в целом и т. д. ). Политическая деятельность коллективов при этом рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.

2. При институциональном подходе  решающая роль в политической истории отводится политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике.

       

   Марксистская концепция г лавенствующую роль в политике отводит большим общественным группам – классам, нациям, народу в целом, считая, что «народ – творец истории». Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

В политической системе общества важное место занимают политические партии в качестве одного из элементов ее институционального компонента

   Задолго до формирования современных политических партий термином «партия» обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.    

     Современные политические партии берут свое начало в XIX в. Решающую роль в процессе их формирования сыграли следующие факторы:

1. Введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, что открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни. Политические партии формировались в результате слияния в единые организации избирательных комитетов, обеспечивавших поддержку своих кандидатов в депутаты парламента. Так были созданы Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

2. Становление и развитие массового рабочего движения, в основу которого легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против эксплуатации и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.      

     К концу XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать одним из важнейших социально-политических институтов, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Следует ориентироваться на следующее определение понятия «политическая партия»:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...