6.3. Правительство Республики Беларусь: структура, порядок формирования, полномочия.
6. 3. Правительство Республики Беларусь: структура, порядок формирования, полномочия. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство, которое называется: Совет Министров Республики Беларусь. В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В функции Правительства Республики Беларусь входят: § руководство системой подчиненных ему органов государственного управления; § разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации; § разработка проекта республиканского бюджета, его исполнение и отчет о его исполнении; § обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики; § принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; § организация управления государственной собственностью; § обеспечение исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь (двойная ответственность).
Модуль 3 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1. Политический процесс: сущность, структура, стадии. Основные разновидности политических процессов. 2. Политические партии в политической системе общества: сущность, структура, функции. Типология политических партий. 3. Представительство и выборы. Ключевые принципы избирательного права. Понятие и типы избирательных систем. 1. ПОЛИТИЧСКИЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СТАДИИ. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Политическая жизнь общества представляет собой совокупность происходящих в нем политических процессов. Политический процесс – это понятие, которое характеризует политику в динамике (примеры политических процессов: демократизация, приватизация государственной собственности, война, избирательный процесс и др. ). Необходимо запомнить следующее определение данного понятия:
Политический процесс – деятельность субъектов политики по формированию, функционированию и преобразованию политической системы общества
Любой политический процесс, как правило, направлен на решение определенной социальной проблемы и поэтому состоит из нескольких стадий (этапов): 1. Формирование (вызревание) социальной проблемы; 2. Принятие политического решения, направленного на разрешение проблемы (выбор эффективной альтернативы); 3. Приведение в действие механизма реализации конкретных мер принятого решения; 4. Получение результата и его оценка. Виды политических процессов: · Внутриполитические – процессы, которые происходят внутри отдельной страны (избирательный процесс, законодательный процесс и др. ) · Внешнеполитические – процессы, реализующие отношения государств между собой, на международной арене (война, переговоры между государствами о строительстве совместных предприятий, о получении займов и др. );
· Эволюционные - совершаются постепенно, без коренной ломки основ общества; · Революционные – совершаются скачкообразно, с коренной ломкой основ общества;
· Открытые – процессы, освещаемые СМИ и делающие их известными населению. Политический курс государства при этом свободно обсуждается общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение; · Скрытые – процессы, не доступные для СМИ и неизвестные населению. С убъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.
· Стабильные – процессы, в которых взаимодействие участников носит характер партнерства или цивилизованной конкуренции. Преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью. · Нестабильные – процессы, в которых взаимодействие их участников носит характер борьбы или нецивилизованной конкуренции. Для них характерна неустойчивость политической ситуации, массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.
Для характеристики любого политического процесса важное значение имеет выявление его конкретных субъектов. Субъекты политического процесса – это участники процесса, носители политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.
В различных политических процессах могут участвовать субъекты трех типов: · индивидуальные субъекты - как рядовые граждане, так и профессиональные политики); · групповые субъекты - социальные общности, группы, коллективы, классы; · институциональные субъекты - определенные организации и учреждения страны. Для более конкретной характеристики субъектов политических процессов обратитесь к нижеприведенной таблице:
Какие субъекты играют главную роль в политическом процессе: отдельные личности, политические партии, классы, народ в целом? В политической литературе существуют различные теории, стремящиеся дать ответ на данный вопрос.
Либеральные концепции придерживаются двух основных точек зрения: 1. При индивидуалистическом подходе в качестве главных субъектов политики признаются, прежде всего, отдельные выдающиеся личности (главы государств, лидеры партий, политических движений и др. ). Сторонники данного подхода придерживаются тезиса «личность – творец истории», Именно от нее, по их мнению, зависит исход политических процессов (войн, революций, реформ, развитие страны в целом и т. д. ). Политическая деятельность коллективов при этом рассматривается как сумма действий отдельных индивидов. 2. При институциональном подходе решающая роль в политической истории отводится политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике.
Марксистская концепция г лавенствующую роль в политике отводит большим общественным группам – классам, нациям, народу в целом, считая, что «народ – творец истории». Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. В политической системе общества важное место занимают политические партии в качестве одного из элементов ее институционального компонента Задолго до формирования современных политических партий термином «партия» обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе. Современные политические партии берут свое начало в XIX в. Решающую роль в процессе их формирования сыграли следующие факторы: 1. Введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, что открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни. Политические партии формировались в результате слияния в единые организации избирательных комитетов, обеспечивавших поддержку своих кандидатов в депутаты парламента. Так были созданы Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США. 2. Становление и развитие массового рабочего движения, в основу которого легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против эксплуатации и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.
К концу XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать одним из важнейших социально-политических институтов, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества. Следует ориентироваться на следующее определение понятия «политическая партия»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|