Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология научного исследования




Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Автионова Н.В.

«____»___________ 2014 г.

В.А. Конышев

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Москва 2014

УДК 378.147.88

ББК 74.5

К 61

 

 

К 61 Конышев, В.А.

Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации. Учебное пособие /В.А. Конышев. – Москва: АНО ВПО «МГИ», 2014. - 59 с.

 

Настоящее издание предназначено для студентов-магистрантов всех форм обучения.

В методических рекомендациях представлены методология научного исследования и алгоритм работы над диссертацией, структура и основных разделов диссертации и автореферата. Даны методические рекомендации к написанию введения, глав основной части и заключения магистерской диссертации. Приведены требования к оформлению и защите магистерской диссертации, список рекомендуемой литературы.

 

 

УДК 378.147.88

ББК 74.5

К 61

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Методология научного исследования 7

1.1. Выбор темы диссертации и работа научного руководителя 7

1.2. Типовая структура научного исследования и план диссертации 8

1.3. Подбор научной литературы по выбранной теме 13

1.4. Анализ информации и её систематизация 14

1.5. Методы научного исследования 16

1.6. Параметры и критерии оценки результатов научных исследований 16

1.7. Планирование и основные этапы работы над диссертацией 18

1.8. Написание диссертации 19

1.9. Язык и стиль диссертационной работы 20

2. Методические рекомендации к содержанию основных разделов магистерской диссертации 23

2.1. Введение 23

2.2.Главы основной части 25

2.3. Научная новизна магистерской диссертации 26

2.4. Список использованных источников 27

2.5. Приложения 27

2.6. Написание автореферата магистерской диссертации 28

3. Оформление магистерской диссертации 30

3.1. Общие правила оформления 30

3.2. Правила написания буквенных аббревиатур 30

3.3. Правила представления формул, написания символов 29

3.4. Правила оформления таблиц и иллюстративного материала 31

3.5. Правила оформления ссылок на использованные источники 32

3.6. Правила оформления списка использованных источников 32

3.7. Правила оформления приложений 32

4. Организация защиты магистерской диссертации 33

4.1. Основные документы, представляемые в Итоговую аттестационную комиссию 33

4.2. Подготовка к выступлению на защите диссертации в Итоговой аттестационной комиссии 34

4.3. Процедура публичной защиты магистерской диссертации 35

Заключение 38

Рекомендуемая литература 39

Приложения 40

 

ВВЕДЕНИЕ

Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно-исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения в магистратуре посвящён подготовке к защите магистерской диссертации.

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, с привлечением одного или двух научных консультантов).

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы [4 ].

В содержании диссертации должна быть новизна в установлении подходов к исследованию темы, новизна в методах решения проблемы, в определении источников используемой информации [5 ].

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения (выводы) и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у её автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факторы и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, выносимых на защиту. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решению задач прикладного характера. Магистерская диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период обучения и научно-исследовательской практики.

Магистерская диссертация отличается от квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от кандидатской диссертации выпускная работа магистра не может содержать чётко выраженной научной новизны исследования [4].

Целью магистерской диссертации является [3]:

- выявление умений автора планировать экспериментальные исследования, проводить их, осуществлять обработку экспериментальных данных и проводить анализ полученных результатов;

- формирование у диссертанта навыков работы с научной и справочной литературой и другими информационными источниками;

- формирование и выявление умений автора аргументировано излагать свои мысли научно грамотным языком и их публично защищать;

- выявление умений автора составлять простые математические модели и решать их аналитически, используя современные компьютерные технологии.

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

- актуальность темы исследований;

- чёткость постановки цели и задачи исследований;

- качество и достоверность полученных результатов, их научная новизна и практическая ценность;

- соответствие темы направлению подготовки;

- качество представления материала и оформление диссертации;

- качество доклада и ответов на вопросы при защите;

- заключение и оценки научного руководителя и рецензента.

В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют четыре типа магистерских диссертаций с учётом соответствия ниже приведённым квалификационным признакам [1]:

1) Теоретические, методологические и историографические исследования, которые ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностей изучаемых явлений 9процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических факторов и закономерностей.

Квалификационные признаки:

- постановка теоретической задачи с характеристикой новизны и преимуществ предлагаемого подхода или критический анализ проблемной ситуации в данной области знания, требующей переосмысления существующих концепций и подходов;

- характеристика основных положений предлагаемой теоретической модели или концепции (включая вытекающую из такой концепции новую интерпретацию ключевых факторов и закономерностей, относящихся к соответствующей (им) области(ям) знания);

- чёткая формулировка в терминах теоретической модели научной гипотезы, подлежащей эмпирической проверке, и её содержательная интерпретация или чёткая формулировка следствий, вытекающих из предложенной методологической (историографической) концепции, для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в пользу предложенной гипотезы или концепции.

2) Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных (статистических, социологических), выявление и анализа документов и фактов (исторических, правовых, литературных).

Квалификационные признаки:

- постановка конкретной задачи эмпирического исследования;

- характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки (для историко-экономического исследования – принципов интерпретации фактов);

- представление результатов исследования (для историко-экономических исследований – представление источников и фактов, впервые вовлекаемых в научный оборот) и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.

3) Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практических значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени.

Квалификационные признаки:

- характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;

- характеристика используемых данных (факторов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;

- изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными решениями аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.

4) Комплексные исследования решают одновременно задачи двух и более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т. д.).

Применяется комплекс квалификационных признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в диссертации.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенных в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию.

 

 


 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании магистерской диссертации для магистранта важно знать не только основные положения, характеризующие магистерскую диссертацию, но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения магистерской диссертации. Упрощённый алгоритм над магистерской диссертацией представлен в Приложении 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...