Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура публичной защиты магистерской диссертации




Защита магистерской диссертации носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации.

Заседание комиссии ИГА начинается с того, что председательствующих объявляет о защите диссертации, указывая её название, фамилию, имя и отчество её автора, а также докладывает о наличии необходимых документов (диссертации, автореферат, аннотация, список трудов магистранта, отзыв. Рецензия, индивидуальный учебный план магистранта, студенческий билет) и кратко характеризует «учебную биографию» магистранта (его успеваемость, наличие текстов публикаций, а также выступлений на тему диссертации на заседаниях научных обществ, научных кружков и т. п.).

Затем слово для сообщения основных результатов научного исследования в пределах 10-15 минут предоставляется самому магистранту. Своё выступление он строит на основе рассказа заранее подготовленного доклада, при необходимости обращаясь к подготовленному раздаточному, графическому, презентационному материалу.

После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены ИГА комиссии и лица, приглашённые на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в диссертации, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т. п. Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Прежде чем отвечать на вопросы, необходимо внимательно его выслушать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что чёткий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

После этого по желанию магистранта ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации закончена. На закрытом заседании членов ИГА подводятся итоги защиты, и принимается решение об её оценке. Комиссия по ИГА может рекомендовать результаты исследований к внедрению или публикации, а автора – к поступлению в аспирантуру.

Решение об оценке работы принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председательствующего является решающим. Критерии выставления оценок представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Критерии выставления оценок на защите магистерской диссертации

 

Оценка Критерии
Отлично Глубокое и хорошо аргументированное обоснование темы; чёткая формулировка и понимание изучаемой проблемы; широкое и правильное использование относящейся к теме литературы и применение аналитических методов; проявление умения выявлять недостатки использованных теорий и делать обобщения на основе отдельных деталей. Содержание исследования и ход защиты указывают на наличие навыков работы студента в данной области. Оформление работы хорошее с наличием расширенной библиографии. Отзыв научного руководителя и внешняя рецензия положительные. Защита диссертации показала повышенную профессиональную подготовленность магистранта и его склонность к научной работе.
Хорошо Хорошо аргументированное обоснование темы; чёткая формулировка и понимание изучаемой проблемы; использование ограниченного числа литературных источников, но достаточного для проведения исследования. Работа основана на среднем по глубине анализа изучаемой проблемы и при этом сделано незначительное число обобщений. Содержание исследования и ход студентов защиты указывает на наличие практических навыков работы студента в данной области. Диссертация хорошо оформлена с наличием необходимой библиографии. Отзыв научного руководителя и внешняя рецензия положительные. Ход защиты диссертации показал достаточную и профессиональную подготовку магистранта.
Удовлетворительно Достаточное обоснование выбранной темы, но отсутствует глубокое понимание рассматриваемой проблемы. В библиографии даны в основном ссылки на стандартные литературные источники. Научные труды, необходимые для всестороннего изучения проблемы, использованы в ограниченном объёме. Заметна нехватка компетентности студента-магистранта в данной области знаний. Оформление диссертации с элементами небрежности. Отзыв научного руководителя и внешняя рецензия положительные, но с замечаниями. Защита диссертации показала удовлетворительную профессиональную подготовку студента-магистранта, но ограниченную склонность к научной работе.
Неудовлетворительно Тема диссертации представлена в общем виде. Ограниченное число использованных литературных источников. Шаблонное изложение материала. Наличие догматического подхода к использованным теориям и концепциям. Суждения по исследуемым темой проблеме не всегда компетентны. Неточности и неверные выводы по изучаемой литературы. Оформление диссертации с элементами заметных отступлений от принятых требований. Отзыв научного руководителя и внешняя рецензия с существенными замечаниями, но дают возможность публичной защиты диссертации. Во время защиты студентом проявлена ограниченная научная эрудиция.

 

Затем Председатель ИГА комиссии объявляет всем присутствующим на защите эту оценку, сообщает, что защитившемуся присуждается академическая степень магистра, и закрывает заседание.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая поддержка самостоятельной работы в процессе написания магистерской диссертации и подготовке к её защите является важной составляющей повышения качества подготовки в магистратуре.

Использование приведённых в пособии рекомендаций для планирования и проведения научно-исследовательской работы, представления результатов в форме магистерской диссертации поможет формированию у магистрантов необходимого для современного учёного уровня методологической культуры, основными элементами которой являются:

- владение логикой и технологией проектирования научных исследований – от постановки задачи исследования до представления его результатов;

- опыт работы с различными источниками информации и базами данных, владения приёмами поиска, накопления и систематизации научной информации;

- навыки использования возможностей компьютерных и телекоммуникационных технологий и информационных систем для выполнения научно-исследовательских работ;

- наличие опыта составления обзоров научно-технической литературы, тезисов и докладов, написания научных статей и их подготовки к публикациям в разных формах;

- владение техникой публичных выступлений с научными сообщениями и докладами, навыками оформления и подготовки отчётов в соответствии с действующими стандартами и инструкциями;

- устойчивая мотивация и профессионально-личностные установки на участие в научной работе, интерес к источникам научно-технической информации и результатам исследовательской деятельности;

- креативные качества и инновационное мышление, обеспечивающих успешность в осуществлении исследовательских процедур на различных этапах проведения научных исследований;

- индивидуальный стиль организации научно-исследовательской работы.

 

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: прак. пособие для студентов-магистрантов. /Кузин Ф.А. – Ось-89, 1998. – 304 с.

2. Леднёв В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднёв. – 2-е изд., испр., доп. – М.: МГАУ, 2002. – 120 с.

3. Многоуровневая система образования: Научно-методические основы и практика /В.В. Попов и др. – Волгоград: изд-во ВолгГТУ, 1997. – 109 с.

4. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования / Госуд. Комитет РФ по высш. образованию //http://edu.park.ru./pudlic/ defaut. asp?no=72442#1000.

5. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации /Минобразования России //http://www/edu.ru/db-mo/modata/d_03/1155.htmI#1.

 

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...