Параметры и критерии оценки результатов научных исследований
Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность [2]. Их оценка позволяет судить об исследовании, о его промежуточных и итоговых результатах. Особенностью указанных параметров является их внутренняя взаимосвязь, их корреляция и даже взаимообусловленность. Например, практическая значимость предопределяется теоретической значимостью. Подобным образом дело обстоит и с другими параметрами. Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность. Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наук и практика в настоящее время. При оценки актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы, степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области. При подведении итогов научной работы оцениваются естественно реальное влияние полученных результатов. При оценке актуальности технологических работ в первую очередь принимаются во внимание практическая потребность в разработке темы. Степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надёжен, чем для фундаментальных работ.
Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации. Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и преувеличения, к чему нередко стремятся диссертанты, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы диссертантом. Эта работа проста только на первый взгляд. В любом случае объективных выводов в отношении рассматриваемого параметра необходимо проделать огромную работу по изучению литературы по теме исследования. Опасность, поджидающая диссертанта на этом пути, связана с тем, что можно попасть в ситуацию «изобретения велосипеда». Если это произошло, выход один: углублять изучение избранного объекта, сместив соответствующим образом акценты в отношении предмета и темы исследования. Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики. Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т. д.) и практическую (правило. Предложение, рекомендация, средство, требования, методическая система и т. д.). В зависимости от типа работы на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно. Указание уровня новизны результата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науки данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать. Уровень конкретизации: новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.
Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет её. Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области. Теоретическое значение показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, походы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования. Если результаты исследования новы, то они, будучи встроенными в модель объекта исследования, обязательно приводят в большей или меньшей степени (в зависимости от масштабов нововведения) к перестройке всей теоретической модели исследуемого объекта. В результате теория становится более совершенной, т. е. более изоморфной объект исследования, и, следовательно, приобретает большие возможности в части объяснения и прогнозирования свойств и поведения объекта. На этом, в сущности, и строится рубрика «теоретические значения результатов исследования». Для характеристики теоретической значимости результатов исследований учитывают новизну, концептуальность и доказательность, перспективность. Каждый показатель может быть ранжирован. В зависимости от области и тематики данные критерии наполняются конкретным содержанием. Практическое значение результатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику. Оценка результатов исследования с использованием рассматриваемого параметра обычно вызывает наименьшие затруднения в силу своей очевидности. Необходимо лишь, добросовестно проанализировав, кратко описать те новые практические задачи (группы, классы задач), которые позволяет дополнительно решать либо сама созданная диссертантом теория (когда исследования носит целостный объектный характер), либо совокупная теория объекта, усовершенствования с учётом новых данных, полученных диссертантом.
Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий): предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения. Достоверность результатов научного исследования. Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны [2 ]. Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверным в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строится методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т. е. на их изоморфность реальности.
Планирование и этапы диссертационного исследования
Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ: 1) Подготовительные работы: - составление чернового плана по теме; - ознакомление с научной литературой по теме; - накопление научной информации по теме; - ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет. 2) Выбор темы диссертации: - обоснование актуальности выбранной темы; - определение цели и задач исследования. 3) Овладение методами исследования: - изучение методов научного исследования;
- проверка на практике методов и приёмов, необходимых для работы над темой. 4) Консультация со специалистами: - консультации с научными руководителям; - консультации со специалистами в организациях. 5) Обзорные рефераты по теме: - изучение литературы и других информационных материалов по теме; - составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами; 6) Организация личного «научного архива»: - выбор систем хранения и обработки первичной научной документации 7) Собственно-исследовательская работа: - выяснение современного состояния по теме; - систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление; - уточнение рабочего плана; - составление развёрнутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента. 8) Сбор информации по теме диссертации: - систематическое изучение литературы и многих других материалов по теме, анализ и учёт информационных данных. 9) Накопление собственных научных факторов: - различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация. 10) Оформление предварительных научных результатов по теме: - анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах. 11) Обсуждение ориентировочных выводов: - подготовка реферата или научного отчёта по работе с предварительными выводами по теме. 12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок: - если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких либо положений, то организуются дополнительные эксперименты. 13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме: - анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка её теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора. Научно-исследовательская работа магистранта проходит под руководством научного руководителя и в постоянном контакте с ним в течение всего времени обучения в магистратуре. Эта работа организуется и выполняется согласно методических указаний по научно-исследовательской работе магистранта.
Написание диссертации Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям: а) авторская самостоятельность; б) полнота исследования; в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения; г) грамотное изложение на русском литературном языке; д) высокий теоретический уровень. Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений и других научных позиций или в новом аспекте.
Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации. Начинать писать магистерскую диссертацию необходимо, как только накоплен материал по очередному параграфу. Используйте целевой подход, т. е. определите цель, результат к которому необходимо прийти. Сформулируйте примерные выводы. Первоначально не надо много времени тратить на формулировки: поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы ещё не раз вернётесь к началу и по ходу дела улучшите стиль изложения. Выбирайте знакомые слова. Старайтесь делать фразы простыми и ясными, тем более, что писать, таким образом, значительно легче. Работа над первым вариантом диссертации начинается с общей оценки её построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчётливо показать, что нового несёт в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения. После устранения структурных дефектов можно приступить к оценке объ1ёма приводимых в работе материалов и степени подробности из изложения. При этом следует избегать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения материала и стремиться к примерно одинаковому объёму параграфов диссертации. Следующий этап – проверка правильности оформления диссертации. Здесь всё должно быть сделано в соответствии с определёнными правилами. Касаются они фактически всех элементов работы: её рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т. д. Заключительный этап – литературная правка. Основными её задачами являются: достижения единства стиля изложения; подготовка соображений по поводу того, как должен излагаться текст и какие потребуются в нём выделения; проверка правильности орфографии и пунктуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|