Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приговор международного военного Трибунала ю05




гласно приказаниям одного эсэсовца, который имел в руках хлыст... Без
крика и плача эти люди раздевались, собирались в маленькие группы по
семьям, целовались и прощались друг с другом, а затем ожидали прика-
зания от другого эсэсовца, который стоял около ямы также с хлыстом
в руке... В этот момент эсэсовец, стоявший у ямы, крикнул что-то своему
товарищу. Последний отсчитал около 20 человек и приказал им итти на
насыпь... Я перешел на другую сторону насыпи и оказался перед огром-
ной могилой; тесно прижавшись друг к другу, люди лежали один на дру-
гом так, что были видны их головы. Яма была уже наполнена на ^/з; по
моим подсчетам там находилось около 1000 человек... Теперь подошла
следующая группа людей, они спустились в яму, легли на предыдущие
жертвы и были расстреляны».

Изложенные выше преступления против гражданского населения
являются чудовищными. Из представленных доказательств явствует, что
во всяком случае на Востоке массовые убийства и зверства совершались
не только в целях подавления оппозиции и сопротивления германским
оккупационным войскам. В Польше и Советском Союзе эти преступле-
ния являлись частью плана, заключавшегося в намерении отделаться от
всего местного населения путем изгнания и истребления его для того,
чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами. В том же
духе Гитлер писал в «Майн кампф»; этот план был совершенно ясно
изложен Гиммлером в июле 1942 года, когда последний писал:

«В наши задачи не входит германизация Востока в том смысле, как
это понималось раньше, т. е. германизация, заключающаяся в обучении
населения немецкому языку и немецким законам; мы хотим добиться
того, чтобы на Востоке жили исключительно люди чистой немецкой
крови».

В августе 1942 года один из подчиненных Розенберга следующим
образом суммировал политику в отношении восточных территорий, кото-
рая была ранее сформулирована Борманом:

«Славяне должны на нас работать. Если они нам более не нужны,
они могут умереть. Поэтому обязательные прививки и медицинское об-
служивание немецкими врачами представляются излишними. Рост сла-
вянского населения является нежелательным».

В октябре 1943 года Гиммлер вновь заявил:

«Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или
чеха. Мы возьмем от других наций ту здоровую кровь нашего типа, ко-
торую они смогут нам дать. Если в этом явится необходимость, мы при-
бегнем к отбиранию у них детей и воспитанию.их в нашей среде. Вопрос
о том, процветает ли данная нация или умирает с голоду, интересует
меня лишь постольку, поскольку представители данной нации нужны нам
в качестве рабов для нашей культуры; в остальном их судьба не пред-
ставляет для меня никакого интереса».

Еще в сентябре 1938 года польская интеллигенция была предназна-
чена к уничтожению; в мае 1940 года подсудимый Франк писал в своем
дневнике об «использовании того обстоятельства, что внимание обще-
ственного мнения всего мира приковано к Западному фронту для массо-
вой ликвидации тысяч поляков, прежде всего ведущих представителей
польской интеллигенции». В более ранний период Франку было поручено
довести состояние «всей польской экономики до абсолютного минимума,
необходимого лишь для поддержания самого скудного существования

1006 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

жителей страны. Поляки должны стать рабами Великой Германской Ми-
ровой Империи». В январе 1940 года Франк писал в своем дневнике, что
«дешевые рабочие должны вывозиться из генерал-губернаторства сотнями
тысяч. Это предотвратит биологическое размножение польского народа».
Германия проводила эту политику в Польше настолько успешно, что
к концу войны треть населения была убита, а вся страна предана опу-
стошению.

То же самое происходило на оккупированных территориях Совет-
ского Союза. В начале германского нападения—в июне 1941 года Ро-
зенберг заявил своим сотрудникам:

«Цель, заключавшаяся в снабжении продуктами питания герман-
ского народа, стоит в этом году несомненно первой в числе тех требова-
ний, которые Германия предъявляет Востоку; в этом отношении южные
территории и Северный Кавказ должны будут восполнить дефицит в про-
дуктах питания для германского народа... Необходимо будет весьма ин-
тенсивно вывозить продукты, и, без сомнения, в будущем русским пред-
стоят очень тяжелые годы».

Через три или четыре недели после этого Гитлер обсуждал с Розен-
бергом, Герингом, Кейтелем и рядом других лиц план эксплуатации со-
ветского народа и советских территорий; этот план среди прочих вопро-
сов включал эвакуацию населения Крыма и заселение его немцами. По-
добная же судьба была уготована для Чехословакии подсудимым
фон Нейратом в августе 1940 года; интеллигенция страны должна была
быть «изгнана»; однако остальное население предлагалось не изгонять
или истреблять, а подвергнуть германизации, так как ощущался недоста-
ток в немцах, которые могли бы занять их место.

На западе жертвой германской «операции по высылке» стало насе-
ление Эльзаса. Между июлем и декабрем 1940 года 105 тыс. эльзасцев
было изгнано из домов или было лишено возможности вернуться в них.
Захваченный германский отчет от 7 августа 1940 г. предусматривал в от-
ношении Эльзаса следующее:

Прежде всего будет обращено внимание на расовую проблему; этот
вопрос должен быть разрешен таким образом, чтобы лица, представляю-
щие ценность в расовом отношении, вывозились в Германию, а предста-
вители низшей расы отправлялись во Францию».

РАЗГРАБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ

Статья 49 Гаагской конвенции предусматривает, что оккупирующие
державы имеют право взимать денежную контрибуцию с оккупирован-
ных территорий для оплаты расходов на содержание оккупационной ар-
мии и издержек по управлению данной территорией. Статья 52 Гаагской
конвенции разрешает оккупационным властям производить реквизицию
в натуре только для нужд оккупационных войск, и размеры подобной
реквизиции должны соответствовать ресурсам страны. Эти статьи вместе
со статьей 48 о расходовании средств, собранных в форме налогов, и
статьями 53, 55 и 56 об общественной собственности делают совершенно
ясным, что, согласно правилам ведения войны, от экономики оккупиро-

ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА Ю07

ванной страны можно требовать лишь оплаты расходов по оккупации
данной страны, причем размеры этих расходов не должны превышать
возможностей, разумно допустимых для экономики данной страны.
Статья 56 гласит:

«Собственность муниципалитетов, религиозных и благотворительных
обществ, учебных заведений, культурных и научных учреждений, хотя
она и принадлежит государству, должна рассматриваться как частная
собственность. Преднамеренный захват, разрушение и повреждение по-
добных заведений, исторических памятников, произведений науки и
искусства запрещаются и должны преследоваться».

Однако из доказательств по данному делу ясно, что территории,
оккупированные Германией, были подвергнуты эксплуатации для воен-
ных усилий Германии, причем эксплуатации жестокой, без учета мас-
штабов местной экономики, явившейся следствием заранее обдуманного
плана и политики. Фактически это являлось «систематическим ограбле-
нием общественной и частной собственности», что является преступле-
нием, согласно статье 6 (b) Устава. Немецкая политика оккупации была
с исчерпывающей ясностью охарактеризована в речи, произнесенной
подсудимым Герингом 6 августа 1942 г. перед различными представите-
лями немецких оккупационных властей.

«Всевышний знает, — вас послали туда не для того, чтобы забо-
титься о благосостоянии людей, над которыми вы поставлены; вы по-
сланы для того, чтобы получить от них все, что возможно, с тем, чтобы
немецкий народ мог жить. Именно этого я ожидаю от вас. Эти вечные
заботы об иностранцах должны быть прекращены раз и навсегда. Передо
мной лежат доклады о том, что вы должны собрать. Это ничто по срав-
нению с размером ваших территорий. Поэтому для меня совершенно без-
различно, если вы скажете, что ваши люди будут обречены на голодную
смерть».

Методы, применявшиеся для эксплуатации ресурсов оккупирован-
ных территорий в максимально возможных пределах, были различными
при применении их в разных странах. В некоторых оккупированных стра-
нах на Востоке и Западе подобная эксплуатация ресурсов проводилась
силами существовавшего хозяйственного аппарата. Местная индустрия
была передана под германский надзор, а распределение военных мате-
риалов строго контролировалось. Отрасли промышленности, которые
имели значение для военной экономики Германии, в принудительном
порядке продолжали работать, а большинство из остальных предприятий
было закрыто. Сырье и готовая продукция конфисковались в одинаковой
мере для нужд немецкой промышленности. Еще 19 октября 1939 г. под-
судимый Геринг издал директиву, содержавшую подробные указания по
управлению оккупированными территориями, в которой говорилось:

«Назначение экономических мероприятий в различных районах раз-
лично, и они зависят от того, является ли данная страна страной, кото-
рая будет политически воссоединена с германской империей или генерал-
губернаторством, которое, по всей вероягности, не будет сделано частью
Германии. На территории первой группы цель должна заключаться в том,
чтобы сохранить все их производственные возможности и систему снаб-
жения, а также в том, чтобы в возможно более короткий срок добиться
полного слияния их с немецкой экономической системой. С другой сто-
роны, с территорий генерал-губернаторства должны быть вывезены все

1008 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

сырье, утиль, машины и т. п., которые могут быть полезными для немец-
кой военной экономики. Предприятия, которые не являются абсолютно
необходимыми, должны быть переведены в Германию, если такой пере-
вод не потребует слишком большого периода времени и если не будет
более выгодным эксплуатировать эти предприятия на их прежнем месте
расположения, давая им заказы из Германии».

В результате этой директивы сельскохозяйственные продукты, сырье,
необходимое для немецких фабрик, машины, транспортное оборудование,
другие готовые изделия и даже вклады в иностранной валюте и ино-
странные ценные бумаги подлежали реквизиции и отправке в Германию.
Подобная реквизиция ресурсов проводилась без учета экономических ре-
сурсов данных стран, и впоследствии она привела к голоду, инфляции и
возрастающей активности «черного рынка». Сначала германские оккупа-
ционные власти пытались бороться с «черным рынком», потому что это
канал, по которому местные продукты уходили из германских рук. Когда
подобные попытки провалились, было организовано немецкое закупочное
агентство для производства закупок для Германии на «черном рынке» и,
таким образом, было проведено в жизнь заверение Геринга о том, что
«необходимо, чтобы все знали, что если где-нибудь будет голод, то
только не в Германии».

Во многих оккупированных странах Востока и Запада власти сохра-
няли видимость того, что они платят за все захваченное ими имущество.
Эта хитро задуманная видимость оплаты лишь скрывала тот факт, что
товары, посылавшиеся в Германию из этих оккупированных стран, опла-
чивались ими самими либо под предлогом чрезмерных расходов по окку-
пации или путем принудительных займов в форме кредитного расчета
«по клирингу», который существовал только номинально.

В большинстве оккупированных стран Востока не соблюдалась даже
эта видимость законности; экономическая эксплуатация превратилась
в преднамеренное разграбление. Эта политика прежде всего была вве-
дена в действие аппаратом генерал-губернаторства Польши. Эксплуата-
ция сырья на Востоке главным образом касалась сельскохозяйственных
продуктов, и очень большое количество продовольствия было отправлено
из генерал-губернаторства в Германию.

Доказательства о широко распространенной смертности от голода
среди польского населения генерал-губернаторства свидетельствуют
о том, с какой безжалостностью и жестокостью проводилась эта поли-
тика эксплуатации.

Оккупация территории Советского Союза характеризуется предна-
меренным и систематическим грабежом. Перед нападением на Советский
Союз был создан специальный экономический штаб — «Ольденбург» —
для обеспечения наиболее эффективной эксплуатации территорий Совет-
ского Союза. Немецкиеармии должны были находить продовольствие
на советской территории, даже если «многие миллионы людей будут
обречены на голодную смерть».

Директива ОКБ, изданная перед нападением, гласила:

«Обеспечение возможности получения максимального количества
продовольствия и сырой нефти для Германии является главной экономи-
ческой целью данной кампании».

Таким образом подсудимый Розенберг 20 июня 1941 г. выступал за
использование сельскохозяйственной продукции южной части России и

ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА 1009

Северного Кавказа для обеспечения немецкого населения продоволь-
ствием. Он заявил:

«Мы не видим никаких оснований для того, чтобы мы кормили
также и русское население за счет продуктов, полученных на этих допол-
нительных территориях. Мы знаем, что это является жестокой необходи-
мостью, далекой от каких-либо чувств».

Когда советская территория была оккупирована, эта политика была
проведена в жизнь: проводилась в широких масштабах конфискация
сельскохозяйственных продуктов без всякого учета нужд населения окку-
пированной территории.

Наряду с захватом сырья и готовой продукции производился в ши-
роких масштабах захват произведений искусства, мебели, текстильных
товаров и т. п. во всех захваченных странах.

29 января 1940 г. подсудимый Розенберг был назначен Гитлером
главой центрального исследовательского института по вопросам нацио-
нал-социалистской идеологии и воспитания, после чего организация, из-
вестная под названием «Эйнзатцштаб Розенберга», проводила свои опе-
рации в очень широких масштабах. Предназначенная первоначально для
создания научно-исследовательской библиотеки, она превратилась в си-
стему, использовавшуюся для захвата культурных ценностей. 1 марта
1942 г. Гитлер издал еще один декрет, дававший Розенбергу полномочия
обыскивать библиотеки, жилые дома и культурные учреждения с тем,
чтобы изымать материалы из этих учреждений, точно так же как и сокро-
вища искусства, принадлежавшие евреям. Подобные директивы были
изданы также в отношении тех ценностей, владельцев которых нельзя
было точно установить.

Декрет предусматривал сотрудничество верховного командования
вооруженных сил и указывал, что деятельность Розенберга на Западе
должна проводиться им как рейхслейтером, а на Востоке—как импер-
ским министром.

Впоследствии деятельность Розенберга была также распространена
на все оккупированные территории. В отчете Роберта Шольца, началь-
ника специального штаба изобразительного искусства, говорилось:

«За период с марта 1941 года по июль 1944 года специальный штаб
изобразительного искусства направил в империю 29 больших партий
грузов, в том числе 137 товарных вагонов, груженных 4100 ящиками
с произведениями искусства».

В отчете Шольца упоминается 25 коллекций картин, содержавших
наиболее ценные произведения искусства из художественной коллекции,
захваченной на Западе, и врученных Гитлеру в качестве подарка. 39 то-
мов, подготовленных эйнзатцштабом, содержали фотографии картин, тка-
ней, мебели, канделябров и многих других предметов искусства и иллю-
стрировали стоимость и размеры созданной коллекции. Во многих окку-
пированных странах частные коллекции были расхищены, библиотеки и
частные дома — разграблены. Музеи, дворцы и библиотеки на оккупиро-
ванных территориях СССР систематически подвергались разграблению.
Эйнзатцштаб Розенберга, особый батальон Риббентропа, имперские ко-
миссары и представители военного командования захватывали культур-
ные и исторические ценности, принадлежавшие народам Советского
Союза, и отправляли их в Германию. Таким образом имперский комис-
сар Украины вывез все картины и произведения искусства из Киева и.

64 Нюрнбергский процесс, т. II

1010 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

Харькова в Восточную Пруссию. Редкие издания книг и произведений
искусства из Петергофа, Царского Села и Павловска были вывезены
в Германию. В своем письме к Розенбергу от 5 октября 1941 г. имперский
комиссар Кубе заявил о том, что ценность произведений искусства, выве-
зенных из Белоруссии, исчисляется миллионами рублей. О масштабах
грабежа видно также и из письма, посланного отделом Розенберга
фон Мильде-Шреден, в котором говорится о том, что в течение лишь
октября месяца 1943 года было вывезено в империю около 40 товарных
вагонов, нагруженных культурными ценностями.

Необходимо сказать несколько слов в отношении утверждения, что
целью захвата сокровищ искусства была их охрана и сохранение. 1 де-
кабря 1939г. Гиммлер в качестве имперского уполномоченного по «укреп-
лению германской нации» издал декрет, адресованный районным офи-
церам тайной полиции на присоединенных восточных территориях и на-
чальникам службы безопасности в Радоме, Варшаве и Люблине. Этот
декрет содержал административные указания по проведению программы
захвата сокровищ искусства, и в первом пункте его говорилось:

«С целью укрепления германской нации, ради защиты империи все
предметы, упомянутые в разделе 2 настоящего декрета, подлежат кон-
фискации... Они конфискуются для блага германской империи и пере-
даются в распоряжение имперского уполномоченного по укреплению гер-
манской нации».

Тот факт, что скорее существовало намерение обогатить Германию
в результате этих захватов, нежели сохранить захваченные предметы,
явствует из недатированного отчета доктора Ганса Несса, директора
Дрезденской государственной картинной галереи:

«Я имел возможность приобрести некоторые сведения относительно
государственных и частных коллекций точно так же, как и относительно
церковной собственности в Кракове и в Варшаве.

Правильно, что мы не можем слишком рассчитывать на возможность
обогатиться за счет приобретения великих произведений живописи и
скульптуры, за исключением алтаря Вита-Ствоша, гравюр Ганса фон
Каульнбаха из церкви Св. Марии в Кракове... и нескольких других ра-
бот из национального музея в Варшаве...»

ПОЛИТИКА РАБСКОГО ТРУДА

Согласно статье 6 (b) Устава «жестокое обращение с населением в
угон на рабский труд или для других целей гражданского населения
оккупированных территорий» или с оккупированных территорий счи-
тается военным преступлением. Законы, касающиеся принудительного
труда населения оккупированных территорий, изложены в статье 52
Гаагской конвенции, которая предусматривает:

«От органов местного самоуправления и населения не следует требо-
вать поставок в натуре и трудовой повинности, кроме случаев, когда это
необходимо для оккупационных войск, причем это должно производиться
в соответствии с ресурсами данной страны и таким образом, чтобы не
заставить население принимать участие в военных действиях против его
собственной страны».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...