Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Методика преподавания психологии как наука




ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА

 

1. 1. Методика преподавания психологии как наука и учебный предмет

 

Методика преподавания психологии представляет собой науку о методах преподавания психологии и о ее теоретических основах. Методика преподавания психологии как наука опирается на теорию обучения и представляет собой, таким образом, интегрированную дисциплину. Методика преподавания психологии находится на стыке двух наук – психологии и педагогики. Точнее можно сказать, что методика преподавания психологии – это одна из частных дидактик. Общая дидактика рассматривает вопросы обучения независимо от того, в каких учебных заведениях оно осуществляется. Частная дидактика рассматривает те же проблемы применительно к той или иной учебной дисциплине. Таким образом, задачи и специфика преподавания психологии в различных типах учебных заведений (вузах, средних специальных, школах и т. д. ); содержание и принципы его построения в соответствии со спецификой учебного заведения; формы и методы преподавания психологии в учебной и внеучебной работе, повышение квалификации преподавателя психологии через участие в предметной комиссии, особенности его деятельности на кафедре психологии в вузе - эти и другие вопросы будут рассмотрены в курсе «Методика преподавания психологии». Однако психология как наука обладает теми особенностями, которые обязательно должны отразиться на специфике ее преподавания.

Долгое время, по сложившейся традиции, основой подготовки преподавателей считалось вооружение их знаниями предмета своей специальности (в данном случае – психологии). Такая односторонняя подготовка преподавателей не давала хороших результатов, так как, обладая обширнейшими познаниями в психологии, преподаватель не всегда умел донести их до студентов. Устранение этого пробела в образовании преподавателей стало актуальным в настоящее время, когда психология вводится в учебные планы многих школ, лицеев, колледжей и т. д. Для того, чтобы решить весьма разнообразные задачи, связанные с преподаванием психологии, потребовалось изучить, обобщить, вычленить рациональное в работе многих преподавателей.

Методика преподавания как наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и систематизацию новых знаний о принципах, закономерностях процесса обучения психологии.  

Методика преподавания психологии как наука характеризуется следующими составляющими:

- ученые с их знаниями, способностями, научной квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

- научные учреждения, их оборудование;

- методы научно-исследовательской работы:

- научные понятия и категории;

- система научной информации, а также разнообразные экспериментальные площадки;

- сумма знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства (статьи, книги…).

Для своего успешного развития наука должна постоянно заботиться о притоке в ее ряды все новых творцов, новых сил для ее развития. Но они должны, в свою очередь, получить определенную подготовку. Достижение вершин науки начинается с изучения ее основ. Эти основы лежат в учебных предметах. Например, чтобы стать ученым-психологом, необходимо изучить психологию как учебный предмет, чтобы стать ученым в области методики преподавания психологии, необходимо начинать с изучения методики как учебного предмета. Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983).

Таким образом, в настоящее время методика преподавания психологии выступает в двух планах: как наука и как учебный предмет.

Следовательно, наука и учебный предмет тесно связаны друг с другом. Но эти связи являются сложными. Наука включает все знания о своем предмете. Ее задача полнее и глубже изучить его, а главная функция – исследовательская. Наука проявляет определенную заботу и об обучении, но эта ее функция не является доминирующей. Учебный предмет содержит не всю науку, а лишь ее основы, они специально подобраны с учетом задач обучения, возраста, подготовки обучаемых. Его основная функция – обучающая. При конструировании учебного предмета происходит не просто воспроизведение науки, но и уточнение понятий, систематизация и количественный отбор знаний. Учебный предмет интегрирует в себе то, что является продуктивным в науке и является основой для проверки научных положений. Научные понятия, категории после их творческой переработки в учебном предмете могут использоваться в научном обиходе в уточненном, преображенном виде.

Процесс конструирования учебного предмета длительный, в нем участвуют ученые и практики. Между ними часто разгораются споры о структуре предмета и его разделов, об объеме знаний и т. д.

Так же, как и общая дидактика, методика (или частная дидактика) преподавания психологии решает следующие задачи (Леденева Ю. Е., Шиянова Т. И. ):

1. Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о целях и  задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками (умения экспериментировать, анализировать, диагностировать…). В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний, в некоторых ситуациях наука отстает от практики и не может давать ей рекомендации. Поэтому важным является привитие обучаемым (студентам, учащимся) стремления самостоятельно приобретать знания, формирование у них умений самостоятельной учебной деятельности: умений анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать и т. д., т. е. совершенствовать свое образование в течение всей своей деятельности в качестве преподавателя психологии.

В. Я. Ляудис отмечает, что цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны. Содержание предмета усвоения детерминируется целями обучения. В. Я. Ляудис подчеркивает, что цели обучения психологии специалистов-психологов, осваивающих психологию в системе педагогического образования, познающих психику человека в разных типах учебных заведений отличаются. Однако в их целях есть общее: «овладение теоретическими и практическими методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности».

Эта общая цель обучения психологии реализуется в целой системе подцелей:

- для будущего специалиста в области психологии целью ее усвоения является приобретение профессиональных знаний, умений и навыков (умение диагностировать, корректировать, предупреждать появление тех или иных психических проявлений);

- для других категорий обучающихся целью изучения психологии становится овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения основной профессиональной деятельности. Так, юристу необходимо знать психику подследственного и других участников следственных действий, руководителю – психику подчиненных.

Несколько иначе определяет цели изучения психологии Б. Ц. Бадмаев. По его мнению, целью изучения психологии является «получение научной ориентировки в психологии человека при реальном взаимодействии с ним».

Таким образом, проблема целей является центральной, она определяет содержание, формы и методы обучения психологии. На цели обучения психологии мы обратим внимание ниже, решая вопрос о специфике преподавания психологии как учебного предмета в различных типах учебных заведений.

2. Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строится процесс обучения психологии.

В настоящее время, в методике преподавания психологии рассматриваются многие принципы общей дидактики: принцип развивающего обучения; принцип оптимизации; принцип усиления практической направленности; систематичности; наглядности, доступности и т. д.

Принципы обучения или дидактические принципы – это исходные положения, определяющие весь процесс обучения. Как указывает Карандашев В. Н. - принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, регулирующие процесс обучения. В этой связи дать анализ процесса обучения психологии, вскрыть внутренние и внешние его стороны, определить исходные положения на которые должна опираться теория и практика обучения – важнейший вопрос методики преподавания психологии.

3. Методика преподавания психологии как наука определяет содержание психологического образования, объем знаний необходимый обучаемым на разных ступенях их подготовки: в школе, колледже, вузе. В этом вопросе в настоящее время имеется много проблем. Ученые и практики создают сквозные планы «школа → колледж → вуз», в которых определяют содержание обучения психологии на каждом этапе. Создано немалое количество программ и учебников. Часто практики создают свои авторские программы.

Все эти планы, программы опираются на следующие принципы формирования содержания:

- принцип соответствия содержания учебного предмета психологии современному состоянию науки. Периодически составляются новые программы, в которые включены, как устоявшиеся, академические знания, так и результаты последних исследований по психологии. Особенно большие изменения претерпевают программы по возрастной и педагогической психологии;

- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Сущность данного принципа состоит в обеспечении единства подхода к конструированию содержания образования со стороны представителей разных учебных предметов (межпредметные связи). Человек является объектом исследования многих наук (психологии, педагогики, физиологии…), поэтому одни и те же факты в учебном предмете часто могут трактоваться и излагаться по-разному, что затрудняет процесс усвоения. Например, тип высшей нервной деятельности и темперамент изучают психология и анатомия, формирование понятий – педагогическая психология, методики преподавания отдельных учебных предметов. Нарушение принципа структурного единства приводит к тому, что перегружается сознание студентов фактами, которые воспринимаются ими как новые (в новой интерпретации), или студенты выражают сомнение в правильности этих фактов;

- принцип учета содержательной и процессуальной сторон. Это означает, что при проектировании содержания учебного предмета психологии необходимо учитывать методы, закономерности, принципы обучения, отражать в программах и учебниках наряду с содержанием способы его передачи и усвоения, уровни его усвоения, связанные с ним действия. Во многих программах по психологии указано, какие практические занятия необходимо провести, даны примерные темы курсовых и контрольных работ, в учебниках даются указания «пронаблюдай», «составь», «сравни» и т. д.

4. Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о формах и методах обучения. Вопрос о методах обучения является главным в теории обучения, и большинство методических поисков практиков связан с приемами и методами обучения. В дидактике в настоящее время существует большое количество классификаций методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. М. Лернер, М. И. Махмутов). Иногда преподаватели говорят о кризисе теории методов обучения. На самом деле идет естественный процесс интеграции и дифференциации знаний о методах обучения.

В практике работы учебных заведений иногда можно отметить односторонний подход при отборе методов обучения, заключающийся в универсализации того или иного метода. Например, эксперимент на уроке психологии превращает его в развлечение; появились методы проблемного обучения – преподаватели ими увлеклись, забывая, что они хороши в развитии мышления, его самостоятельности, но слабо способствуют развитию речи, приобретению знаний, умений и навыков; часто не имея должной квалификации для составления тестов, преподаватели используют их в качестве проверки знаний.

В последнее время появилось много интересных методов обучения, не основанных на принуждении: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, учебные дискуссии, методы эмоционального воздействия, методы педагогики сотрудничества.

Проблема методов обучения в дидактике в целом, и в частности в методике преподавания психологии, принадлежит к числу тех, которые не сразу поддаются решению. В зависимости от ее решения, так или иначе направляется учебный процесс. Развитие творческой личности, высокое качество обучения и отсутствие у студентов инициативы, формализм в знаниях – во многом являются результатом выбора методов обучения.

5. Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о тех, кого учить психологии. Этот вопрос наиболее дискутируемый в последнее время. Все большее число школ включает психологию в учебные планы, все большее количество всеобучей появляется для родителей. Есть интересный опыт, связанный с обучением психологии детей начальных классов.

Таково содержание основных задач методики преподавания психологии. Задачи и содержание, формы и методы учебной работы по психологии имеют свои особенности в зависимости от возраста обучаемых, типа учебного заведения, задач стоящих перед ним.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...