Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Закономерности и принципы обучения.




Процесс обучения сложен и противоречив в силу того, что на его организацию и эффективность оказывают влияние многие обстоятельства: общество, профессионализм преподавателя, уровень подготовленности учащихся и др. В то же время обучение влияет на эти же обстоятельства. Например, учащиеся развиваются, преподаватель совершенствует свой опыт, общество, получив высокообразованных людей, прогрессирует.

Таким образом, изучив связи обучения с другими явлениями, которые выступают его закономерностями, можно использовать их в обучении, совершенствовать его и совершенствовать общество.

В современной дидактике описан целый ряд закономерностей процесса обучения.

М. А. Данилов, М. Н. Скаткин выделяют следующие закономерности:

- единство обучения и воспитания;

- активность учащихся в обучении и воспитании;

- обусловленность общего развития учащихся способом обучения;

- наличие причинной зависимости развития учащихся от характера обучения.

По мнению И. Я. Лернера процесс обучения характеризуется следующими закономерностями:

- всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;

- обучение происходит только при соответствующей активной деятельности учащихся;

- учебный процесс протекает только при соответствии цели ученика цели учителя и в условиях, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого материала;

- целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность.

Г. Нойнер подчеркивает, что процесс обучения обусловлен следующими закономерными связями: связью педагогического процесса с общественными условиями; связью между целью, средствами и результатом обучения; зависимостью содержания от цели и возможностей обучения; зависимостью методов, средств и форм организации обучения от целей и содержания педагогического процесса.

Ю. К. Бабанский на основе анализа взаимосвязей широких социальных процессов с целостным педагогическим процессом, в который в качестве элемента входит и процесс обучения, выделяет две группы закономерностей: внешние и внутренние по отношению к его организации и осуществлению. Рассмотрим внешние закономерности.

Процесс обучения обусловлен более широкими социальными процессами и потребностями общества, в частности потребностью общества во всесторонне и гармонически развитой личности, способной активно участвовать в производственном, научном и культурном процессах. Эта закономерность распространяется, прежде всего, на задачи обучения, а через них на содержание, методы, средства и формы его организации. Она обусловливает принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

Процесс обучения связан с процессом образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и развития личности. Из этой закономерности вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития личности; принцип научности, принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучаемых, которые являются совокупностью внутренних и внешних по отношению к личности условий обучения, отражающих уровень развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, степень сформированности знаний, умений и навыков учебного труда, отношение к учению, дисциплину и поведение, состояние здоровья и работоспособность. В них своеобразно преломляются влияния, которые оказывают на личность семья, сверстники, школа, общество. Эта закономерность обусловливает принцип доступности и учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

Процесс обучения зависит от внешних условий, в которых он протекает. В связи с этим необходимо создавать соответствующие учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия, а также необходимо учитывать и время, в течение которого осуществляется учебный процесс. Отсюда вытекает принцип создания необходимых условий для обучения.

К внутренним закономерностям обучения относятся те, которые существуют между его процессуальными компонентами, т. е. между процессами преподавания и учения, а также его задачами, содержанием, методами, средствами, формами организации:

Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения характеризует сущность учебного процесса, где педагогическое руководство диалектически сочетается с активностью обучаемых. Из этой закономерности вытекает принцип сознательности и активности обучаемых при руководящей роли педагога.

Содержание обучения зависит от его задач, отражающих в себе потребность общества, уровень и логику развития науки, реальные учебные возможности и внешние условия для обучения. Эта закономерность нашла свое отражение в ранее названных принципах направленности обучения на всестороннее развитие личности, связи обучения с жизнью и, особенно, в принципах научности, доступности, систематичности и последовательности обучения.

Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности зависят от задач и содержания обучения. Данная закономерность требует при выборе методов обучения учитывать не только его задачи, но и специфику содержания, которое уже построено в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учеников. Эта закономерность учитывается в принципе наглядности и принципе сочетания различных методов обучения в зависимости от задач и содержания обучения. Необходимо так же иметь в виду, что с изменением методов обучения создаются возможности для решения более сложных задач, для усвоения более объемных разделов содержания.

Формы организации обучения зависят от задач, содержания и методов обучения. Эта закономерность определяет принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.

Взаимосвязь всех компонентов учебного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечит прочные, осознанные и действенные результаты обучения. В этой закономерности как бы соединены в систему все предшествующие. Если преподаватель правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты в образовании, воспитании и развитии обучаемых. Из этой закономерности вытекает принцип оптимизации учебного процесса, принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения.

О том, что все эти связи закономерны, свидетельствует их всеобщий характер, они проявляются во всех типах учебных заведений. Без учета этих связей невозможно эффективно организовать обучение. Поскольку эти связи носят всеобщий характер, устойчивы и необходимы, есть все основания считать их закономерными.

Важно иметь в виду, что в обучении находят отражение не только дидактические, но и психологические, физиологические, гигиенические и другие закономерности. Например, физиология и гигиена установили зависимость учебной работоспособности от интенсивности и времени деятельности обучаемых, изучены изменения работоспособности с возрастом, в течение учебного года, недели, рабочего дня.

Педагогическая психология обосновала построение обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, успехи всех наук о человеке оказывают влияние на обогащение представлений о закономерностях обучения.

Из закономерностей обучения вытекают его принципы. Анализ многочисленных работ приводит к выводу о том, что многие авторы употребляют одни и те же термины в различных значениях. Обратимся к «Философскому словарю». Понятие «принцип» определяется «первоначально руководящая идея, основное правило поведения… В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован».

Принципы обучения в теории и практике играют основополагающее, определяющее значение. Все педагогические и методические рекомендации и советы основаны на определенных исходных теоретических положениях. В то же время преподаватели приходят к выводам, которые определяют подходы к организации и проведению учебных занятий, к их содержанию. Иначе говоря, и в теории, и в практике можно найти исходные положения, которые лежат в основе формирования основных требований к обучению.

Принципом обучения называют исходные, основополагающие требования, определяющие процесс обучения, и вытекающее из закономерностей его эффективной организации.

Проблема принципов сложна, так как результативность обучения зависит от многих факторов, которые должны быть систематизированы и обобщены. Принципы обучения имеют историко-педагогическое и социальное обоснование. Например, принцип прочности знаний всегда был ведущим принципом обучения, но в настоящее время гораздо важнее сформировать у обучаемых умения самостоятельно приобретать знания.

В современной педагогике используются и другие подходы к характеристике принципов обучения: психологический, социологический, кибернетический и т. д.

Психологические исследования раскрывают различные стороны обучения, и на этой основе может быть дана более глубокая трактовка принципов. Например, на основе соотношения обучения и развития раскрывается принцип развивающего обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социологические исследования, раскрывающие личностные отношения между людьми, условия формирования группы и коллектива, позволяют глубже понять воспитательное влияние обучения на формирование личности (воспитывающий характер обучения).

Необходимость совершенствования системы принципов обучения объясняется прогрессом в изучении его закономерностей. Обновления принципов обучения требуют и новые задачи, которые общество ставит перед высшей и средней школой.

Проблема принципов обучения нашла отражение в работах многих педагогов. Например, Н. А. Сорокин описал восемь принципов: научности, систематичности и последовательности; связи теории с практикой; сознательности, активности и самостоятельности; наглядности; доступности; прочности; учета индивидуальных особенностей в коллективной работе; развивающего и воспитывающего характера обучения.

Деятельностный подход в дидактике позволил выделить основные компоненты учебного процесса – задачи, содержание, методы, формы обучения и его результаты, а также условия, в которых он протекает. При таком подходе становится ясной определенная последовательность принципов, повышается их значение для повседневного использования в деятельности преподавателей, т. к. обычно преподаватель продумывает задачи занятия, их содержание, методы, средства, формы. Исходя из этого, Ю. К. Бабанский разработал систему принципов обучения (см. табл. 1).

Таблица 1

Система принципов обучения (по Ю. К. Бабанскому)

 

Основные компоненты и условия обучения Принципы обучения
1. Задачи обучения Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития.
2. Содержание обучения. Принцип научности, связи с жизнью, систематичности и последовательности, доступности.
3. Методы обучения и соответствующие им средства Принципы наглядности, сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя, принцип сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения.
4. Формы организации обучения Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.
5. Условия для обучения Принцип создания необходимых условий для обучения.
6. Результаты обучения Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

 

 

В практике отсутствовал принцип обучения, регулирующий выбор форм организации обучения, что порой вело к гиперболизации или недооценке отдельных форм обучения, поэтому Ю. К. Бабанским был введен принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Принцип создания необходимых условий для обучения также был введен им.

М. А. Данилов выделил семь принципов обучения: воспитание в процессе обучения; научности и доступности; систематичности и связи с практикой; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли педагога; единства конкретного и абстрактного; прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил личности; коллективного обучения и учета индивидуальных особенностей.

В. А. Попков и А. В. Коржуев называют следующие общедидактические принципы реализуемые в вузе: принцип научности, принцип фундаментализации образования, системности, принцип межпреметных связей, профессиональной направленности обучения, доступности.

Важно отметить, что любой предшествующий принцип обучения имеет отношение ко всем последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание и методы; содержание – методы и формы.

Таким образом, обучение сложный противоречивый процесс, имеющий множество закономерных связей и вытекающих из них принципов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...