Контрольные вопросы и задания. Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования. 2. 1. Стандарт образования по психологии
Контрольные вопросы и задания 1. Каковы межпредметные связи методики преподавания психологии? 2. Назовите цель методики преподавания психологии как науки? 3. Охарактеризуйте исследовательские задачи методики преподавания психологии. 4. Каковы составляющие методики преподавания психологии как науки? 5. Какие особенности преподавания психологии в вузе? 6. Какова специфика преподавания психологии в средних профессиональных образовательных учреждениях? 7. Какие особенности связаны с преподаванием психологии в общеобразовательной школе? 8. Письменно в тетради раскрыть взаимосвязь методики преподавания психологии с педагогической, возрастной психологией, педагогикой, дидактикой, частными методиками.
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. 1. Стандарт образования по психологии Психология преподается во всех типах высших и во многих средних и средних специальных учебных заведениях. Цели преподавания зависят от типа учебного заведения, от получаемой в них специальности. Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании» (Об образовании..., 2000), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001), государственным образовательным стандартом и учебными планами.
Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Закон…, 1996; О высшем и послевузовском профессиональном образовании..., 2000), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (Типовое положение..., 2001); государственным образовательным стандартом, учебными планами и программами. Содержание преподаваемой психологии раскрывается в учебниках и трех обязательных документах: Государственном образовательном стандарте, учебном плане и учебной программе. Стандартизация является одной из современных тенденций развития содержания образования, которая вызвана необходимостью создания в стране единого образовательного пространства. Благодаря этому обеспечивается единый уровень образования, получаемого молодым поколением в различных типах образовательных учреждений, в различных регионах, городах по всей стране. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания образования в международной образовательной практике. Стандарт в переводе с английского означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулирования отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества. Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно. Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса ( в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Последние устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Сущность государственного стандарта образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гyманизации образования, управления, повышения качества образования. Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ. Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте, и глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников образовательный учреждений. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах и т. п.
Функция гуманизации образования связана с утверждением, что с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает обучаемого от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовывать свои интересы и склонности. Такой подход к содержанию образования в значительной степени снимает неоправданное психологическое напряжение учащихся, позволяя каждому обучаться на посильном ему уровне. Это формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности ученика. Функция управления заключается в разработке объективных критериев качества образования. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в осуществлении контроля за обучением и унифицировать оценки. Государственный образовательный стандарт позволяет осуществить функцию повышения качества образования. Введение государственных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом. Государственный стандарт общего образования является основой для решения следующих управленческих задач: · разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и высшего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
· объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждении; · объективной оценки деятельности образовательных учреждений; · определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; · установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; · установления федеральных требований к образовательным учреждениям по обеспечению процесса обучения, оборудованию учебных помещений. Наряду с Законом Российской Федерации «Об образовании» государственный стандарт общего образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики общего образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством такого стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества. Важным показателем развития общего образования служит степень демократичности его государственного стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Законом Российской Федерации «Об образовании» в этой связи предусмотрено следующее: государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Итак, государственный стандарт общего образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг. Государственный стандарт общего образования включает федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент устанавливается Российской Федерацией и определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры (иностранный язык, мировая художественная культура, физкультура и т. д. ).
Региональный (национально-региональный) компонент определяется субъектом Российской Федерации, отражает специфику конкретного региона, содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии родного края, искусства, трудовой подготовки и др. Этот компонент относится к компетенции регионов и учреждений образования. Компонент образовательного учреждения устанавливается самостоятельно образовательным учреждением на основе указанного в стандарте объема и содержания образования, отражающих специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. Содержание образования в стандарте определяется как необходимый минимум, все сверх нормы находится в компетенции образовательного учреждения. Все содержание в виде учебных дисциплин объединено в блоки, с указанием часов на каждый блок: 1. Общекультурный, в котором представлены дисциплины, являющиеся общими для всех учебных заведений данного типа (иностранный язык, основы естествознания, мировая художественная культура и т. д. ). 2. Естественно-математический, включающий точные науки (математика, физика, биология другие). 3. Гуманитарный, в который входят литература, русский язык и другие. 4. Психолого-педагогический, включающий различные педагогические и психологические дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|