1.2. Специфика преподавания психологии в разных типах учебных заведений
Преподавание психологии в различных типах учебных заведений имеет свои особенности, которые тесно связаны с теми целями преподавания психологии. Эти подходы подробно раскрывает Карандашев В. Н. Цели преподавания психологии в высших учебных заведениях, по его мнению, должны включать в себя: 1) обучение фундаментальным психологическим знаниям; 2) обучение прикладным психологическим знаниям; З) обучение научно-исследовательским умениям; 4) обучением практическим психологическим умениям; 5) обучение умениям передавать психологические знания другим людям; 6) формирование психологической культуры студентов. Психология как учебный предмет в высшем учебном заведении (вузе) ближе к структуре науки, в ней: раскрываются методы научного психологического исследования, чтобы приобщить студентов к научному поиску; изучаются различные теории и походы к объяснению психологических фактов и закономерностей; большое место отводится истории открытия, описанию психических явлений, закономерностей их развития; преподавание психологии стимулирует развитии психологической науки, так как именно вузовские кафедры осуществляют отбор содержания психологии как учебного предмета. Несколько другие цели ставит перед собой изучение психологии студентами непсихологических специальностей. В учебном пособии «Психология и педагогика» составленном на кафедре психологии и педагогики Северо-Кавказского государственного технического университета для студентов технических специальностей указано, что целями изучения психологии является - познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими психологическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения; раскрыть содержание психического облика и индивидуально-психологических особенностей человека; познакомить будущих специалистов с основными проблемами взаимодействия личности и социума; способствовать формированию у студентов стойкой мотивации повышения собственной психологической компетенции. Эти цели конкретизированы в задачах:
1. Ознакомление студентов с феноменом человеческой психики, выработка научного понимания психики, усвоение основных понятий современной психологии. 2. Ознакомление студентов со структурой индивидуальной психики, личности, приобретение опыта самопознания при помощи методов психологического исследования. 3. Ознакомление студентов с основными проблемами взаимодействия личности и общества, с особенностями динамики групповых и межгрупповых процессов; подготовка студента к управлению социально-психологическими процессами внутри производственного коллектива. Особенностью изучения психологии в вузе является и то, что оно происходит в форме лекций, семинаров, лабораторных работ. Специфическими особенностями преподавания психологии в различных типах средних профессиональных учебных заведений (училищах, колледжах и т. д. ) являются следующие: - в курсе психологии представляется дидактический материал, точка зрения того или иного психолога, как правило, без показа взглядов, мнений других ученых; - большая практическая направленность учебного курса: у учащихся педагогических колледжей, например, формируются умения наблюдать процесс формирования личности ребенка, учитывать индивидуальные особенности детей в их воспитании (например, темперамент) и др. По форме обучения здесь нет единства, и в некоторых учебных заведениях используются лекционно-семинарские формы, а в некоторых классно-урочные, как в общеобразовательных школах.
В последнее десятилетие всредних общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях) вводится курс психологии. Она может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание психологического образования в общеобразовательной школе не совпадает с таковыми в высшей школе, но частично совпадают с целями изучения психологии в средних профессиональных образовательных учреждениях. Главным в изучении психологии в средних школах, лицеях, гимназиях училищах является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. (Карандашев В. Н., 2007). Однако пока нет единого подхода к преподаванию психологии, специфика определяется теми основными задачами, которые ставит перед собой конкретная школа: профориентационная работа, формирование ценностного отношения к жизни, осознание себя во времени как субъекта жизнедеятельности. Таким же образом школа определяет и содержание курса психологии. В соответствии со спецификой обучения психологии в методике ее преподавания появляются отрасли: методика преподавания психологии в вузе, методика преподавания психологии в педагогических колледжах (школьных и дошкольных), методика преподавания этики и психологии семейной жизни, методика преподавания психологии в школе и т. д. Несмотря на то, что методика преподавания психологии является важным звеном в профессиональной подготовке педагогов, в конце двадцатого века заметно приостановилось ее развитие как науки. Небольшое оживление наблюдается в последние годы. Появились учебники и учебные пособия по методике преподавания психологии (Герасимова В. С., Карандашев В. Н. ) и выпускается журнал «Психология в вузе», на страницах которого обсуждаются многие вопросы преподавания психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|