Приговор международного военного Трибунала
нение, которое следовало давать. Этот бюллетень не содержал опреде-
ленных указаний на то, что евреи уничтожались, но в нем говорилось,
что их направляли в трудовые лагери, о том, что их полностью отделяли
от остального населения, а также о необходимости проявлять к ним без-
жалостную суровость. Таким образом, даже на первый взгляд этот бюл-
летень указывал на то, что механизм руководящего состава использо-
вался для того, чтобы удержать немецкое общественное мнение от про-
тестов против программы, которая, как утверждалось, включала в себя
осуждение евреев в Европе на пожизненное рабство. Эти сведения все
время поступали к политическим руководителям. В августовском выпуске
«Ди Лаге» за 1944 год, являвшемся изданием, которое распространялось
среди политических руководителей, описывалась депортация 430 000 ев-
реев из Венгрии.
Руководящий состав сыграл важную роль в проведении программы
рабского труда. Директива Заукеля от 6 апреля 1942 г. назначала гаулей-
теров чрезвычайными уполномоченными по мобилизации рабочей силы
в их соответствующих ray с полномочиями координировать деятельность
всех организаций, имевших отношение к вопросам рабочей силы в преде-
лах их гау, и со специальными полномочиями в области найма иностран-
ных рабочих, в том числе в отношении условий их работы, их питания и
расселения. Исходя из этих полномочий, гаулейтеры взяли в свои руки
контроль над размещением рабочей силы в их гау, в том числе над раз-
мещением рабочих, насильно пригнанных из других стран. При осуще-
ствлении этой задачи гаулейтеры использовали многие учреждения пар-
тии в пределах своих гау, в том числе подчинявшихся им политических
руководителей. Так, например, директивой Заукеля от 8 сентября 1942 г.
относительно размещения по отдельным хозяйствам 400 000 женщин-ра-
ботниц, прибывших с Востока, устанавливается порядок, согласно кото-
рому заявления о присылке таких работниц передавались крейслейтерам,
чье решение являлось окончательным.
В соответствии с директивой Заукеля, обращение с иностранными
рабочими непосредственно входило в ведение политических руководите-
лей, причем гаулейтеры были специально проинструктированы предот-
вращать «слишком большую заботу и внимание к иностранным рабочим»
со стороны «политически ненадежных руководителей предприятий».
В число вопросов, связанных с обращением с рабочими, которыми
должны были заниматься политические руководители, входило составле-
ние крейслейтерами отчетов о случаях беременности среди женщин,
использовавшихся для рабского труда; эти отчеты имели своим резуль-
татом производство аборта, если родители ребенка не соответствовали
расовым требованиям, установленным СС, и обычно вели к заключению
в концлагерь матери ребенка. Доказательства устанавливают, что под
наблюдением политических руководителей промышленные рабочие рас-
селялись в лагерях в ужасных антисанитарных условиях, работали много
часов и не получали достаточного питания.
Под наблюдением тех же политических руководителей сельскохозяй-
ственным рабочим, с которыми обращались несколько лучше, было за-
прещено пользоваться транспортом, посещать места развлечения и от-
правлять религиозные обряды; для них не был установлен нормирован-
ный рабочий день и были введены правила, которые давали нанимателю
право прибегать в отношении их к телесным наказаниям. Политические
ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА 1027
руководители, по крайней мере до ортсгруппенлейтеров, несли ответ-
ственность за руководство этими вопросами. 5 мая 1943 г. всем полити-
ческим руководителям, до ортсгруппенлейтеров, был разослан меморан-
дум Бормана, содержавший инструкции о прекращении жестокого обра-
щения с угнанными в рабство рабочими. Подобным же образом 10 ноября
1944 г. Шпеер циркулярно разослал директиву Гиммлера, предусматри-
вавшую, что все члены нацистской партии, в соответствии с указаниями
крейслейтера, должны быть предупреждены ортсгруппенлейтерамн о том,
что их долгом является внимательное наблюдение за иностранными ра-
бочими.
Политические руководители непосредственно занимались вопросами
обращения с военнопленными. 5 ноября 1941 г. Борман разослал дирек-
тивное указание до крейслейтеров включительно, предлагая им обеспе-
чить выполнение армией недавно вышедших директив министерства вну-
тренних дел, в которых указывалось, что трупы русских военнопленных
следовало завертывать в листы толя и хоронить в отдаленных местах без
всяких церемоний или украшения их могил. 25 ноября 1943 г. Борман
разослал циркуляр, предлагавший гаулейтерам докладывать о случаях
мягкого обращения с военнопленными. 13 сентября 1944 г. Борман разо-
слал директиву до крейслейтеров включительно, требовавшую установле-
ния связи между крейслейтерами и охранниками военнопленных для
того, чтобы «лучше согласовать использование военнопленных с полити'
ческими и экономическими требованиями».
17 октября 1944 г. директива ОКВ предписывала офицеру, отвечав-
шему за военнопленных, советоваться с крейслейтером по вопросу произ-
водительности труда. Использование военнопленных, особенно военно-
пленных с Востока, сопровождалось нарушением конвенции о ведении
сухопутной войны в широких масштабах. Доказательства устанавливают,
что руководящий состав, до крейслейтеров включительно, участвовал
в этом незаконном обращении с военнопленными.
Механизм руководящего состава также использовался при попытках
лишить союзных летчиков той защиты, которая им предоставлялась со-
гласно Женевской конвенции. 13 марта 1940 г. вышла директива Гесса
с инструкциями политическим руководителям до блоклейтеров включи-
тельно о руководстве гражданским населением в случае приземления
вражеских самолетов или парашютистов, которые гласили, что вра-
жеские парашютисты должны были немедленно подвергаться аресту
или «обезвреживаться».
30 мая 1944 г. Борман разослал циркулярное письмо всем гау- и
крейслейтерам с сообщением о случаях линчевания союзных летчиков
штурмовой авиации, в которые полиция не вмешивалась. Было предло-
жено информировать ортсгруппенлейтеров устно о содержании этого.
письма. Это письмо сопутствовало пропагандистской кампании, начатой
Геббельсом с тем, чтобы поощрять эти линчевания или, по крайней мере,
в нарушение Женевской конвенции, запрещать полиции вмешиваться.
Ряд линчеваний был проведен в соответствии с этими указаниями,
однако нет данных о том, что они проводились по всей Германии. Тем не
менее существование этого циркулярного письма показывает, что вер-
хушка политического руководства использовала его для целей, которые
были явно незаконными и требовавшими использования аппарата поли-
тического руководства, по крайней мере, до ортсгруппенлейтеров.
65*
Ю28 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
Заключение
Полетическое руководство использовалось для целей, которые, со-
гласно Уставу, являлись преступными и включали германизацию, при-
соединенных территорий, преследование евреев, проведение программы
рабского труда и жестокое обращение с военнопленными. Подсудимые
Борман и Заукель, Являвшиеся членами этой организации, были в числе
тех, кто использовал ее в этих целях. Гаулейтеры, крейслейтеры и ортс-
группенлейтеры в той или иной степени принимали участие в проведении
этой преступной программы. Рейхслейтунг, как руководящая организа-
ция партии, также ответственна за эту преступную программу, как и
главы различных руководящих организаций гаулейтеров и крейслейтеров.
Решение Трибунала по этим руководящим организациям распростра-
няется лишь на амтслейтеров, которые были начальниками отделов
в аппарате рейхслейтунга, гаулейтунга и крейслейтунга. В отношении
других должностных лиц и партийных организаций, примыкавших к по-
литическому руководству, за исключением амтслейтеров, о которых гово-
рилось выше, Трибунал примет предложение Обвинения относительно
того, чтобы на них не распространялось это решение.
Трибунал объявляет преступной в том смысле, как это определено
Уставом, группу, состоящую из тех членов политического руководства,
которые занимали посты, перечисленные в предыдущем параграфе, или
тех, которые вступали в организацию или оставались в ней, зная о том,
что она использовалась для совершения действий, определяемых пре-
ступными в соответствии со статьей 6 Устава, либо тех, которые были
лично замешаны как члены организации в совершении подобных пре-
ступлений. Основой для вынесения настоящего приговора является уча-
стие организации в совершении военных преступлений и преступлений
против человечности, связанных с войной; поэтому эта группа, признан-
ная преступной, не может включать лиц, которые более не занимали по-
стов, перечисленных в предыдущем параграфе, после 1 сентября 1939 г.
ГЕСТАПО И СД •
Структура и составные части
Обвинением названы государственная тайная полиция (гестапо) и
служба безопасности рейхсфюрера СС (СД), как группы или организа-
ции, которые должны быть объявлены преступными. Обвинение предста-
вило дело против гестапо и СД вместе, заявив, что это было необходимо
благодаря тесному сотрудничеству в работе между ними. Трибунал раз-
решил СД представить свою защиту отдельно, в связи с заявлением
о противоречивости их интересов. Однако, ознакомившись с доказатель-
ствами, Трибунал решил рассматривать дело гестапо и СД вместе.
Впервые гестапо и СД были объединены 26 июня 1936 г. назначе-
нием Гейдриха, являвшегося начальником СД, на пост начальника поли-
ции безопасности, которое имело целью объединить гестапо и уголовную
полицию. Еще до этого СД представляла собой разведывательную аген-
туру сначала СС, а затем, после 4 июня 1934 года, всей нацистской пар-
тии. Гестапо состояло из различных подразделений политической поли-
ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА Ю29
ции нескольких немецких федеральных государств, которые были объеди-
нены под личным руководством Гиммлера с помощью Геринга. Гиммлер
был назначен начальником немецкой полиции в министерстве внутренних
дел 17 июня 1936 г. и, будучи рейхсфюрером СС и начальником герман-
ской полиции, он 26 июня 1936 г. издал декрет, который включил уго-
ловную полицию (Крипо) и гестапо в состав полиции безопасности и
объединил полицию безопасности и СД под руководством Гейдриха.
Объединение полиции безопасности — государственной организации
и СД — партийной организации, под руководством Гейдриха было
оформлено декретом от 27 сентября 1939 г., объединявшим различные
государственные и партийные учреждения, подведомственные Гейдриху,
как начальнику полиции безопасности и СД, в одно административное
целое — главное имперское управление безопасности (РСХА), которое
одновременно являлось одним из главных управлений СС, подведом-
ственного Гиммлеру, как рейхсфюреру СС, и управлением министерства
внутренних дел, подведомственного Гиммлеру, как начальнику немецкой
полиции.
Внутренняя структура РСХА показывает, как оно осуществляло объ-
единенное управление полицией безопасности и СД. РСХА подразделя-
лось на 7 отделов (АМТ), два из которых (AMT-I и AMT-II) занимались
административными вопросами. Полиция безопасности была представ-
лена AMT-IV — главным управлением гестапо, и AMT-V — главным
управлением уголовной полиции. СД было представлено AMT-III — глав-
ным управлением по деятельности СД внутри Германии, AMT-VI — глав-
ным управлением по деятельности СД вне Германии и AMT-VII, зани-
мавшимся исследовательскими вопросами идеологического характера.
Вскоре после создания РСХА, в ноябре 1939 года, полиция безопас-
ности была «координирована» с СС путем производства всех чиновников
гестапо и уголовной полиции в звания СС, соответствовавшие занимае-
мым ими постам. Созданием РСХА достигались координация деятель-
ности всей полиции и разграничение функций среди высших полицейских
чиновников. В этом разграничении СД служила разведывательной аген-
турой полиции безопасности.
Аналогичная координация существовала и в местных управлениях.
В Германии и во включенных в империю районах с целью облегчения
гражданского управления местные органы гестапо и уголовной полиции
и СД формально существовали отдельно. Однако их координация осуще-
ствлялась инспекторами полиции безопасности и СД из аппарата мест-
ных высших руководителей СС и полиции, и одной из основных функций
местных частей СД было служить в качестве разведывательной агентуры
для местных частей гестапо. На оккупированных территориях взаимоот-
ношения между местными частями гестапо, уголовной полицией и СД
были несколько теснее. Они были организованы в местные отряды поли-
ции безопасности и СД и находились под контролем как РСХА, так и
высшего руководителя СС и полиции, который назначался Гиммлером
в аппарат оккупационных властей.
Органы полиции безопасности и СД на оккупированной территории
состояли из отделов, соответствовавших различным управлениям РСХА.
На оккупированных территориях, которые все еще рассматривались как
районы военных действий, или там, где формально немецкий контроль
еще установлен не был, структура органов полиции безопасности и СД
1030 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
была несколько иной. Члены гестапо, Крипо и СД объединялись вместе
в организации военного типа, известные под названием эйнзатцкоманд и
эйнзатцгрупп, в которых основные должности были заняты членами ге-
стапо, Крипо и СД, в то время как члены полиции порядка, Ваффен-СС
и даже личный состав вооруженных сил Германии использовались для
вспомогательных целей. Эти организации находились под общим контро-
лем РСХА, но в районах, прилегающих к линии фронта, поступали под
оперативное руководство соответствующего командующего армией.
Таким образом, можно видеть, что с точки зрения их функций как
гестапо, так и СД представляли собой важные, тесно связанные между
собой группы в составе организации полиции безопасности и СД. Поли-
ция безопасности и СД находились под единоначалием сначала Гейд-
риха, а потом Кальтенбруннера, как начальника полиции безопасности и
СД; у нее имелся единый штаб РСХА; у нее имелась собственная система
субординации, и ее деятельность была деятельностью единой организа-
ции как в Германии, так и на оккупированных территориях и в прифрон-
товой полосе.
В течение периода, рассмотрением которого в основном занимается
Трибунал, кандидаты на должности в полиции безопасности и СД прохо-
дили подготовку по линии всех составных частей полиции безопасности:
гестапо, уголовной полиции и СД. Некоторая путаница была вызвана тем
фактом, что часть организации являлась организационным подразделе-
нием нацистской партии, в то время как другая часть организации явля-
лась управлением в правительстве, но это не имеет никакого особого зна-
чения ввиду закона от 1 декабря 1933 г., который объявил единство на-
цистской партии и германского государства.
Полиция безопасности и СД являлись добровольной организацией.
Верно то, что большое число гражданских служащих и административ-
ных чиновников было переведено в полицию безопасности. Утверждение
о том, что перевод был принудительным, является не чем иным, как
утверждением о том, что они должны были или согласиться с таким
переводом или уйти в отставку со своих постов, что могло вызвать недо-
вольство по служебной линии. В течение войны члены полиции безопас-
ности и СД не имели свободного выбора при назначениях внутри орга-
низации, и отказ принять какое-либо назначение, особенно на оккупиро-
ванной территории, мог привести к серьезному наказанию. Однако
остается явным тот факт, что все члены полиции безопасности и СД всту-
пали в организацию добровольно, не побуждаемые ничем иным, кроме
желания сохранить свою официальную должность.
Организация полиции безопасности и СД включают также три спе-
циальные части, которые должны быть рассмотрены в отдельности. Пер-
вая из них—пограничная полиция (гренцполицей), которая была пере-
дана в ведение гестапо в 1937 году.
В ее функцию входило осуществление контроля над проездом через
границы Германии.
Она производила арест лиц, незаконно пересекающих границу.
Из представленных доказательств также явствует, что она получала
директивы гестапо об отправке задержанных иностранных рабочих
в концентрационные лагери. Она также могла ходатайствовать перед
местными отделениями гестапо о разрешении заключить арестованных
лиц в концентрационные лагери.
ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА Ю31
По мнению Трибунала, обвинение в преступлении, выдвинутое про-
тив гестапо, должно также распространяться и на пограничную полицию.
Таможенная пограничная охрана (цоллгренцшутц) вошла в состав
гестапо летом 1944 года. Функции этой организации были аналогичными
функциям пограничной полиции и заключались в проверке соблюдения
правил при переезде через границу и особенно в предотвращении контра-
банды. Однако нет данных, что их включение было полным, около поло-
вины ее общего состава, насчитывающего 54 000 человек, осталось в ве-
дении имперского финансового управления или полиции порядка. За
несколько дней до конца войны вся организация была вновь включена
в имперское финансовое управление. Включение организации в гестапо
произошло так поздно и она так мало участвовала в общей деятельности
организации, что Трибунал считает, что не следует включать ее при рас-
смотрении преступности гестапо.
Третьей организацией являлась так называемая тайная полевая по-
лиция, которая первоначально была подчинена армейскому руковод-
ству, но которая в 1942 году была переведена военным приказом в поли-
цию безопасности. Тайная полевая полиция занималась вопросами безо-
пасности армии на оккупированной территории, а также предотвраще-
нием нападения гражданского населения на военные сооружения и части
и совершала в широких масштабах военные преступления и преступле-
ния против человечности. Однако не было доказано, что эта организация
являлась частью гестапо, и Трибунал считает, что на нее не распростра-
няются обвинения в преступности, содержащиеся в Обвинительном за-
ключении, за исключением тех ее членов, которые, возможно, были пере-
ведены в AMT-VI РСХА или являлись членами организаций, признанных
преступными настоящим приговором.
Преступная деятельность
Первоначально одной из основных функций гестапо являлось пред-
отвращение какой-либо политической оппозиции нацистскому режиму —
функции, которую гестапо выполняло с помощью СД. Основным ору-
дием, которое использовалось для осуществления этой функции, явля-
лись концентрационные лагери. Гестапо не имело административного
контроля над концентрационными лагерями, но, действуя через главное
управление имперской безопасности, несло ответственность за содержа-
ние под арестом политических заключенных в этих лагерях. Чиновники
гестапо обычно отвечали за допрос политических заключенных в этих
лагерях.
Гестапо и СД также занимались рассмотрением дел, связанных
с государственной изменой, прессой, церковью и евреями. По мере того
как нацистская программа антисемитских преследований усиливалась,
роль, которую играли эти группы, становилась все более важной. Ран-
ним утром 10 ноября 1938 г. Гейдрих" послал телеграмму всем управле-
ниям гестапо и СД, в которой давались инструкции об организации по-
громов в этот день и об аресте такого количества евреев, которое спо-
собны вместить тюрьмы, «особенно богатых» евреев, обращая при этом
внимание на то, чтобы арестовывались только здоровые и не слишком
старые.
1032 ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
К 11 ноября 1938 г. 20000 евреев были арестованы и многие были
посланы в концентрационные лагери. 24 ноября 1939 г. Гейдриху, на-
чальнику полиции безопасности и СД, было поручено дальнейшее про-
ведение эмиграции и эвакуации евреев из Германии,, и 31 июля 1941 г.
ему было поручено полнейшее разрешение еврейского вопроса в нахо-
дившихся под господством Германии европейских государствах.
Был организован специальный отдел управления гестапо главного
управления имперской безопасности под начальством штандартенфюрера
Эйхмана, и в его ведение были переданы вопросы, касающиеся евреев;
это управление использовало своих собственных агентов для разреше-
ния еврейской проблемы на оккупированной территории. Управления
гестапо на местах были использованы сначала для осуществления над-
зора над эмиграцией евреев, а затем для депортации их на Восток как
из Германии, так и из территорий, оккупированных во время войны.
Эйнзатцгруппы полиции безопасности и СД, действовавшие в тылу на
восточном фронте, осуществляли массовое убийство евреев. Специальная
часть из управления гестапо в РСХА использовалась для организации
депортации евреев из стран — сателлитов держав оси в Германию для
«окончательного разрешения».
Местные управления полиции безопасности и СД играли важную
роль в германской администрации на оккупированных территориях. Уча-
стие в этой администрации характеризуется мероприятиями, проведен-
ными летом 1938 года по подготовке, к нападению н? Чехословакию,
которое тогда подготовлялось. Эйнзатцгруппы гестапо и СД были органи-
зованы для того, чтобы следовать за армией в Чехословакию и обеспе-
чить безопасность политической жизни на оккупированных территориях.
Были подготовлены планы для проникновения членов СД на эту тер-
риторию до начала вторжения и для создания системы карточек на этой
территории для того, чтобы указать, какие жители должны находиться
под наблюдением, кто должен быть лишен паспорта и кто должен быть
уничтожен. Эти планы были значительно изменены в результате отмены
нападения на Чехословакию, но в военных действиях, которые действи-
тельно имели место, в особенности в войне против СССР, Эйнзатцгруппы
полиции безопасности и СД были использованы и применяли зверские
меры по усмирению гражданского населения и проводили массовые убий-
ства евреев. Гейдрих отдал приказы инсценировать инциденты на поль-
ско-германской границе в 1939 году, которые бы дали Гитлеру доста-
точный предлог для нападения на Польшу. Личный состав как гестапо,
так и СД принимал участие в этих операциях.
Местные части полиции безопасности и СД продолжали свою работу
на оккупированных территориях после того, как они переставали быть
театром военных действий. Полиция безопасности и СД занимались по-
всеместными арестами гражданского населения в этих оккупированных
странах, заключали большое число этих арестованных в тюрьмы, где их
содержали в нечеловеческих условиях, подвергали их зверским допросам
третьей степени и посылали многих из них в концентрационные лагери.
Местные части полиции безопасности и СД также участвовали
в расстреле заложников, в заключении в тюрьмы их родственников,
в казни лиц, обвиняемых в терроризме и в диверсиях, безо всякого суда,
и в проведении декрета «Ночь и туман», по которому лица, обвиняемые
в преступлениях, которые считались опасными для оккупационных войск,
ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ЮЗЗ^
были либо казнены в течение недели, либо тайно вывозились в Герма-
нию, причем им запрещалось поддерживать связь со своей семьей и
близкими.
Управления полиции безопасности и СД использовались в проведе-
нии в жизнь программы рабского труда. На некоторых оккупированных
территориях они помогали местным организациям по набору рабочей
силы выполнять план, установленный Заукелем. Управления гестапо
внутри Германии несли функцию надзора над рабочими, вывезенными
в Германию для рабского труда, и отвечали за привлечение к ответствен-
ности тех, кто отсутствовал на месте работы.
Гестапо также ведало так называемыми лагерями трудовой подго-
товки. Хотя в эти лагери заключались как немецкие, так и иностранные
рабочие, гестапо играло значительную роль в принуждении иностранных
рабочих к работе для германских военных усилий. На последних стадиях
войны, по мере того как СС занялась своей собственной программой раб-
ского труда, гестапо было использовано для ареста рабочих с целью
обеспечения достаточного снабжения рабочей силой концентрационных
лагерей.
Местные управления полиции безопасности и СД также принимали
участие в совершении военных преступлений, заключавшихся в убийстве
военнопленных и жестоком обращении с ними. Советских военноплен-
ных, находившихся в лагерях для военнопленных в Германии, проверяли
эйнзатцкоманды, которые действовали в соответствии с указаниями мест-
ных управлений гестапо. Комиссары, евреи, представители интеллиген-
ции, «коммунисты-фанатики» или даже те, кого считали неизлечимо
больными, рассматривались как «нетерпимые элементы» и уничтожались.
Местные управления полиции безопасности и СД участвовали в прове-
дении в жизнь декрета «Пуля», вступившего в силу 4 марта 1944 г.,.
согласно которому определенные категории военнопленных, которые
пытались бежать и были пойманы, не рассматривались далее как военно-
пленные и посылались в секретном порядке в Маутхаузен, где их рас-
стреливали. Члены полиции безопасности и СД также обвиняются в про-
ведении в жизнь декрета о расстреле парашютистов и «командос».
Заключение
Гестапо и СД использовались для целей, которые являлись, согласно
Уставу, преступными и включали преследование и истребление евреев,
зверства и убийства в концентрационных лагерях, эксцессы на оккупиро-
ванных территориях, проведение программы рабского труда, жестокое-
обращение с военнопленными и убийство их. Подсудимый Кальтенбрун-
нер, являвшийся членом этой организации, относился к числу тех, кто
использовал ее для этих целей.
Рассматривая дело гестапо, Трибунал имеет в виду всех оператив-
ных и административных чиновников IV отдела главного управления
имперской безопасности или тех, кого касались вопросы, связанные
с гестапо в других отделах главного управления имперской безопасности,
и всех местных чиновников гестапо, которые служили как внутри Гер-
мании, так и за ее пределами, включая сотрудников пограничной поли-
ции, но не включая сотрудников таможенной пограничной охраны или
тайной полевой полиции, за исключением тех членов, о которых говори^
лось выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: