Аскеза странника 4 страница
Песня единит людей самым правильным образом. Едва ли мы сильно ошибемся, если скажем, что песни в древности составляли заметную часть того, что относили к понятию Русь. Песня не тяготит. Запел ее далеко от дома, и как бы связался с родной землей, получил ее поддержку и силу. 6. Типичным и очень важным примером аскезы является странничество. Оно используется всеми религиями. Как и в случае с танцем, тут все дело в том, какие духовные идеи в странничество вкладываются. Современный туристический поход, при правильной ориентации сознания, оказывается непрерывной многодневной аскезой. Трудность похода компенсируется теми силами, которые при этом даются людям извне. Не способный их получить – всегда ноет и оказывается для группы тяжкой обузой. Колоссальная притягательность туристических походов со все более нарастающей степенью сложности не подлежит сомнению. Но, никто из туристов, по крайней мере у нас, в России, не объяснял – что же происходит с ними в походе. Феномен остался не разгаданным, для этого не было понятийного аппарата, психологов он сам по себе не интересовал. Получалось так: " Я спросил – зачем идете в гору вы? Улыбнулась ты и взяла с собой", вот и все разъяснение. В действительности, в условиях похода, происходит изменение состояния сознания, которое выбрасывает нас из бытовой реальности, помещает в иной мир и в силу этого делает нам более доступным мир духов. Не случайно, среди видений горных туристов существуют такие образы, как альпийская дева, черный альпинист, красная связка. Упоминание о них в походе многих бросает в дрожь. Альпийская дева из них самая невинная – она будоражит сознание, не дает спать, заставляет вылезать из палатки, идти к воде. Видение красной связки означает гибель всей группы. Эти, так сказать, предрассудки, есть закономерный результат работы сознания. Защищенным и сильным в горах оказывается тот, кто осознает горных духов и жертвует им. Жертвенных даров особенно много на перевалах Алтая. Мотивировки сознания, которые оказываются значимыми там, в условиях города кажутся смехотворными.
В походе есть как бы две фазы. Первая – это движение, вторая – это остановка и переживание того места, куда человек пришел. И та и другая самостоятельны и важны для аскезы. Туристический поход, осознанный как путешествие в мир духов, есть аскеза. Туристический поход, если он не заорганизован, не ориентирован на спортивный результат, носит характер странничества. Человек на время становится странником, как бы продолжая древние традиции странничества Руси.
Аскеза странника
1. Аскеза странника – это аскеза постижения гармонии и целостности Природы, ради постижения дарна. Ее можно назвать медитацией, поскольку человек на время отдает ей себя целиком. Странник пускается в путь чтобы обрести счастье и полноценность жизни. Странничество предполагает минимальное число людей и минимальное число вещей. Взятые с собой вещи должны быть максимально приближены к тем, которые могли бы быть изготовлены вручную. Понятно, что кованных ножей и топоров сейчас почти нет, а брезент и полиэтилен вручную никто не изготовляет. Если мы не посвящаем все свои силы реконструкции древней одежды и предметов, то нам приходится пользоваться изделиями массового производства, которые лишены индивидуальности. Поэтому взятые с собой вещи должны быть уже много раз использованы, это знакомые вам вещи со " следами жизни". Никаких этикеток, кричащих упаковок, ярких тряпок быть не должно. Посмотрите внимательно на лес, реку, горы, туда, куда вы собрались идти. Какие там цвета, какие тона? Вы не должны выпадать из этого мира. Соображения типа того, что вам нужна красная фуфайка, чтобы ее было легче увидеть спасателям, вас волновать не должны. Продукты питания нужны тоже естественные, стандартные для пешеходного туризма, а не продукты для пикника. В походе для передвижения моторов или велосипедов не использовать. Контакт с техникой постараться вообще исключить.
2. Первая задача вашего похода состоит в том, чтобы оторваться от цивилизации и обыденности жизни, прочистить сознание. У вас должен быть разработан маршрут, но вы не должны быть ограничены жестким графиком следования. Маршрут предполагает минимальный контакт с цивилизацией. Первые несколько дней надо просто следовать по этому маршруту. При этом, будет происходить ваше привыкание к новым условиям и перестройка сознания. Это известно всякому туристу. Через несколько дней, городские образы и повседневные проблемы уходят. Появляется ощущение, что " я, наконец, в походе". После этого ощущения, начинаются действия, носящие мистический характер. К этому моменту, вы должны быть достаточно удалены от цивилизации. Не слышать шума поездов, не видеть заводских труб, низко летящих самолетов и т. д. Найдя красивое и удобное место, надо стать в нем лагерем. Для определенности, будем считать, что вы поставили палатку близ лесного озера. Здесь будет происходить ваша работа по налаживанию контакта с духами. Этот контакт потом будет иметь продолжение в дальнейшем, в условиях суеты городской жизни, чтобы приводить себя в дарна. Поэтому, лучше всего, если местом, для своего путешествия вы выбрали родину своего предка, окрестности родной деревни, или такое место, к которому у вас есть душевная близость, предрасположенность. С постановки лагеря надо соблюдать естественные правила. Рубить только сушняк, не засорять территорию, не кричать, не греметь, не проявлять эмоций, не ругаться. Не упоминать неизвестно какого бога, не говорить на христианские темы. Большой костер без надобности не разводить. В огонь мусор не бросать. Что способно сгнить – зарывать, что не способно – впоследствии унести. После вашего ухода, должен остаться почищенный лес, кружок от костра, может быть скамья, пакетик соли, и все. Этим правилам сотни лет.
3. Вы поставили лагерь. Теперь начинается самое сложное и самое индивидуальное. Отвлекитесь от своих товарищей, лучше если вы оказались одни. Если оказались с друзьями, то не говорите с ими о своих переживаниях и намерениях. То, зачем вы сюда пришли, надо обговорить заранее. На месте, беседуйте только на самые простые бытовые темы своей стоянки. Тут вы должны понимать друг друга без слов. Из дел перво‑ наперво положите в огонь кусочек мяса или любой другой вкусной пищи. Сделайте это до своей первой трапезы. Скажите про себя или вслух, но тихо. " Ты, Огонь, прими дар наш. Будь другом и защитником. Говори то, что сказать хочешь, что знать должны, будем слушать тебя. " Слова могут быть и другие, те, которые к месту, и естественны для вас. Вычурности никакой быть не должно. Огонь лучше всего поддерживать все время, пока длится стоянка, возжигать из тлеющих углей, а в конце гасить, извинившись и не заливая водой. Лучше всего, если огонь просто погаснет без дров. Когда огонь горит, надо долго смотреть на языки пламени. Никаких мыслей от себя при этом не гнать, сидеть и греться, но помнить, что огонь живой, он слышит и знает о вашем присутствии. Если вас донимает какое‑ то желание, выскажите его на огонь. У огня можно негромко петь или что‑ то рассказывать, но должно быть и долгое спокойное созерцание его в тишине. Тот покой, который при созерцании костра наступает в душе, является древнейшим и важнейшим покоем человека. Это не статическое состояние, это состояние мягкого возбуждения древнейших пластов сознания, которые не имеют языка самовыражения. Их движение упорядочивает и его поздние, осознаваемые пласты. Запомните это состояние у костра, запомните характер движения языков пламени. Потом вспоминайте его в обыденной жизни и не думайте, что оно возможно только в присутствии настоящего огня. Найдите несколько свободных минут, сосредоточитесь и вспомните костер, у которого вам было хорошо. Представьте себе его пламя. Мысленно скажите ему то, что сейчас волнует, попросите участия. Это сразу сделает вас как бы отвлеченным зрителем круговерти суетной жизни. Это способствует принятию правильных решений. В жизни, чаще вспоминайте и представляйте себе огонь вашего костра, мысленно зажигайте его. Тогда приходит нужный покой. Это один из приемов приведения себя в дарна.
Огонь очага – ваш друг. Фактически он принесен вами на стоянку и является составной частью жилища. Он не родственен тем духам, которые живут в лесу. 4. Среди ночи, после полуночи, уйдите в лес. При свете дня, надо предварительно осмотреть лес и выяснить – нет ли в нем ям или совсем не проходимых завалов. Вы должны уйти так далеко, чтобы не видеть огня костра и не слышать звука стоянки, но и не заблудиться. С собой можно взять палку, нож или топор. Потом, когда вы остановитесь, их надо будет оставить так, чтобы они не мешали. В руках их не держать. Если вы давно не были в ночном лесу, то будет страшно. Этот страх полезен, он стимулирует ваше здоровье. Но он должен быть вам подконтролен. Дальность удаления в лес от лагеря определяется и контролем над страхом. Тут полезным является наличие оберега. Если у вас совсем не обнаруживается страха, то это не имеет принципиального значения. Он появится через несколько минут, просто его не надо так сильно запирать в себе. Здесь это положительное свойство оказывается не на пользу. Страх, возникающий при входе в незнакомый ночной лес естественен для человека. 5. То, что вы будете делать в лесу, является очищением от всякого рода устоявшихся психических ошибок и болезненных комплексов, которые заполняют сознание и устойчиво живут в нем. В условиях цивилизации этого нельзя сделать из за иллюзии повсеместной сверхбезопасности, атмосфера которой создается для комфорта бытия. Этой сверхбезопасностью вы затравлены так, что биологически нуждаетесь в состоянии страха. Не в таком сильном, который известен по некоторым снам: леденит душу и сковывает тело. Не в таком уродливом, как страх перед властью милиции, когда только бездействуй и оправдывайся спокойно – возможно, будешь цел, а в естественном страхе, который переживается ежедневно существами, живущими в Природе. Этот страх – сторож, побудитель к действию. Цивилизация пытается компенсировать недостаток этого внутреннего сторожа всякими детективами, безобразными игрушками и фильмами – страшилками. В результате, нарушается естественное разделение пространства. Для древнего человека, его дом – это еще и храм, сакральное место, куда не допускаются страшные духи, обретающиеся во внешнем мире. Страхи живут вне жилища, бояться их надо выйдя на улицу, и не бояться, когда войдешь в дом. Но и бояться не значит опускать руки – это значит быть готовым постоять за себя, ибо надо жить.
В цивилизованном мире страхи врываются в дома через видеосистемы, они воспринимаются как нечто не до конца правдоподобное, но масштаб их такой, что бороться с ними обычному человеку невозможно. Когда перед явленным страхом человек – ничто, тогда не может быть и роста силы, противостоящей этому страху. Дарна предполагает наличие силы, которую человек может противопоставить страху. Эту силу дают и боги и духи, и она приходит и в ночном лесу. Ночной лес дает возможность покопаться в себе и отыскать нужные силы. В состоянии дарна человек, по сути, бесстрашен. 6. Если огонь очищает вас посредством " уюта жилища", так, что вы перестаете мелочиться, становитесь добрее и великодушнее, то в лесу вы ставите себя перед опасностью нападения, входите в условие риска, когда ваши органы чувств не убаюканы, как у костра, а наоборот, обострены. Углубившись в лес, встаньте и начните вслушиваться в его ночные звуки. Эти звуки очень разнообразны. Это и падение капель и хруст веточек и шорохи. Надо быть готовым и к сильным звукам, например, к хлопанью крыльев птицы, которая долгое время сидела неподвижно у вас над головой, или к скрипу дерева. Очень редко появляется и пара светящихся глаз. В связи с этим, надо сказать, что в зимнее время углубляться в ночной лес, может быть, и не стоит. В случае любых звуков, вы должны следить за собой, за тем, что делается внутри вас. Стоять и слушать надо столько, чтобы наступило привыкание, стало ясно, что лес хотя и живет, но вам ничего плохого причинять не собирается. Тогда можно перейти на другое, более «рискованное» место и повторить все тоже. Когда вы насладитесь ночными звуками, сделайте десяток плавных вдохов и выдохов. Можно расставить руки, смотрите перед собой. В благоприятном случае, по краям поля зрения вы увидите бледные тени, которые могут двигаться или быть неподвижными. Не поворачивайте глаз, это мало что даст. В ночи лучшее зрение – боковое. Поздоровайтесь. Вы пришли не на охоту, не за грибами. Сейчас вам не надо просить лесных духов о добыче. Если вы их видите, то, значит, они к вам благосклонны. Отнеситесь к ним в мыслях по доброму. Если это удастся, то вам станет тепло и уютно, а страх перед лесом окончательно исчезнет. Если теперь случайный хруст или топтание вас насторожит, но не приведет к вздрагиванию или бесконтрольному напряжению мышц, то значит вы попали в дарна. Запомните это состояние единства с лесом, и перед выходом к своему костру скажите и повторите сколько хотите раз молитву: " Лада, великая богиня, соблюди меня. " Если вам ближе какое‑ то другое обращение к богам с просьбой о внутренней гармонии, то скажите его, сейчас для этого самое лучшее время. Пребывать в дарна короткое время легко. Естественным содержанием аскезы является многократное приведение себя в дарна при разных условиях, чтобы потом дарна становилось устойчивым состоянием. Лесные духи слабее человека. В худшем случае, они могут напугать или вывести на вас змею или зверя, но это надо заслужить особо скверным отношением к лесу. В лучшем, они дадут не только лесные дары, но и правильный душевный настрой. Но при входе в лес не нужно и расслабляться. Среди лесных деревьев есть вампиры. Хороший результат дает поведение, когда войдя в лес, вы потянете ноздрями воздух на себя, осмотритесь, мысленно или вслух скажете: " я тут сильный зверь". Общение с духами начинается сразу, как только вы входите в лес. В древности, люди уходили в глубину леса для разрешения спорных вопросов, для поиска правды. Даже князья уходили в лесную глушь, чтобы держать там совет или вершить суд. Если что‑ то и просить у лесных духов, так только душевной правильности, чтоб в любом сотворенном людьми мраке вам удавалось отыскать истину. 7. Подойдите к воде. Если хотите так же пережить первобытный страх и пустоту, какая была до сотворения мира, то нырните глубоко в темную ночную воду. Лучше всего без плавок. Разумеется, до этого, днем, надо проверить, достаточно ли глубоко озеро, нет ли коряг, родников. Ощущения, которые вы должны пережить, связанны не с реальной опасностью напороться под водой на сук, а с переживанием близости к себе абсолютного мрака, в котором вы невесомы и где нет никаких опор. Предложенное действие носит характер посещения картинной галереи или мистериального театра, где образ пустоты и мрака создает мрак воды. Нам, в полном сознании, никогда не пережить в ощущениях тот мрак, который означает для нас исчезновение мира, и ассоциируется с потусторонним ничто, с недрами Земли, Океана, Космоса. Углубление в массу темной воды дает образ этого потустороннего ничто. Это ведет к осознанию того, что есть нечто альтернативное Природе, Миру, созданному богами – созидателями. Это альтернативное не имеет общего с человеком, и потому, надо почитать этот Мир, который дан нам для бытия. Нужно уметь наслаждаться его многообразием и красочностью, ибо он на самом деле ограничен и окружен мраком. Если поэтесса просила любить ее за то, что она умрет, то Мир надо любить и радоваться ему за то, что он есть. Если сама эта возможность – любить Мир и наслаждаться ощущением Природы – дана человеку, то это не просто случайность! Богам было угодно привести нас к этому ощущению, оно есть необходимая для жизни самоценность. Эти чувства надо уметь переживать в полной мере. Надо помнить, что мы имеем богоданные чувства, и надо уметь выделять их из чувств, которые можно охарактеризовать как удовольствие или блажь, которая может быть и не нужна. Через переживание мрака воды, известный исследователь психики Лили вышел на духов, стоящих вне плана человеческого бытия. Поэтому, предлагаемый опыт вовсе не нужно рассматривать как обретение бутафорного образа. 8. Теперь подведем некоторые итоги. В основе аскезы мы дали здесь схему мистериального действия, когда человек оказывается сопричастен к стихиям, и осознает свое первозданное бытие у домашнего очага, вне дома и знает, что такое быть вне своего мира вообще. Человек, пребывающий в дарна всегда хранит в себе чувство сопричастности к своему миру. Сперва эта сопричастность должна быть раскрыта человеку. А потом стать желанной – так, чтобы человек находил радость в стремлении к ней. Выполнение мистерии может удаться лучше или хуже. Она и построена может быть иначе, в зависимости от особенностей избранного места и времени года. Цель этой мистерии – раскрытие сопричастности человека к Природе. В мистерии, человек должен почувствовать Природу изнутри, оставив на время цивилизацию. Те переживания, которые при этом были получены, обращаются в его силу. Формируют жизненный тонус. Возвратившись в городскую среду, такой человек будет чувствовать свое физическое и психическое превосходство над членами своего социума. Это такое чувство превосходства, которое не нуждается в демонстрации, и о нем не заявляют вслух. По истечении примерно месяца становится заметным, что эта сила слабеет, человек опускается до среднего уровня члена общества. Чтобы поддерживать в себе эту силу нужна регулярная связь с землей и контакт с Природой вне города. Надо сказать, что идея странничества и медитативного созерцания Природы предлагается и в западной традиции. По этому поводу см. книгу Дениза Линна " В поисках видений". В этой небольшой книге дается ряд теоретических и практических рекомендаций для западного изнеженного человека – как провести несколько дней в дикой природе для восстановления изуродованной цивилизацией психики. По мнению Линна, Природа оказывает воздействие на сознание человека, сравнимое с изменением сознания шамана при камлании. И этот след остается на годы. (? ) Выйдя на место, надо просто ждать так, как умеешь, и Природа сама окажет правильное благотворное воздействие. Линн делает основной упор на пассивном созерцании, что, наверное, достаточно для западного обывателя, но кажется совершенно недостаточным для нас. Отработанный набор вещей, которые Линн предлагает брать с собой в Природу, вызовет у русского туриста улыбку. Вернемся к русской жизни. По сути, каждый серьезный туристический поход есть особое мистериальное действие. Оно очищает сознание и наполняет его новым содержанием, делающим человека совершенным. Интуитивно это понимают почти все пешеходники, водники и горники. Мы утверждаем, что туристический поход это форма осуществления глубокой биологической потребности человека в общении с Природой. Не удивительно, что в экономически благоприятную эпоху прошлого века, походной формой отдыха увлеклись молодые здоровые люди из технической и научной интеллигенции. Это как раз те люди, которые, обладая развитым сознанием, не могли компенсировать потребность в общении с Природой через дачную жизнь или матрасничество на южном море. Их слишком сильное отклонение в техническую сферу неизбежно требовало столь же сильного возвращения. Иначе их преследовало чувство неудовлетворенности, усталости, неуравновешенности, бессмысленности. С победой демократии интересы основной массы технической интеллигенции были смещены в область биологического выживания. А выезд с туристическими целями в отдаленные районы страны стал невозможен по средствам и опасен для жизни. 9. Те, кто прошел легкие маршруты всегда стремились к маршрутам более сложным. Почему? Потому, что чем сложнее маршрут, тем острее опасность, тем большие силы требуются для ее преодоления, и тем требуется больший контакт, связь и доверие к Природе. В развитии состояния дарна большую роль играют случайные обстоятельства. Например, вы ушли зимой в лес на лыжах и заблудились. Темнеет, вы можете замерзнуть, вас могут просто съесть. В этой ситуации отчетливо появляются два уровня сознания. Первый – это предпаническое состояние, когда организм выбрасывает адреналин и вы бежите сломя голову в поиске спасительной знакомой лыжни. Второй – вы осматриваете лес, просите его о доверии и помощи, успокаиваете себя, взвешиваете варианты, ориентируетесь, вспоминаете свой маршрут, осмысленно выбираете путь возвращения, не паникуете при первых ошибках. Вы удерживаете себя в дарна и сохраняете свой запас адреналина для правильного броска. Это более высокий уровень аскезы, чем тот, что описан выше. Здесь есть серьезный риск, здесь вы не только молитесь богам, но и совершаете ответственное дело. Ваше спасение существенно зависит от способности сохранить дарна. Подобную, но еще более жестокую практику имели друиды. Они подвергали себя различным опасностям, чтобы преодолеть их и тем наполнить себя волей богов, а заодно узнать: имеют ли они их благодать на решительные действия или нет? Если друид, брошенный в море, сумел снять с шеи камень и всплыть, пройти через стаю волков и быть не тронутым, то после этого он мог стать между двумя идущими на бой армиями и остановить их своей песней. Такова была сила его воли и веры. Такие поступки могут быть успешными лишь в состоянии дарна. Совершались подобные действия и ради самоочищения. Так, что при этом должно было либо восстановиться дарна, либо наступить гибель. С восстановлением дарна, стало быть, грех перед богами искупался. Так, согласно " Старшей Эдде", жена конунга Гудрун, расправившись со своей семьей, села в лодку без весел и оттолкнулась от берега в море. Море не погубило эту многогрешную женщину. Ее прибило к далекому берегу, где она вновь вышла замуж. К сожалению, наша литература не оставила нам примеров практики наших волхвов и мы вынуждены пользоваться иноземными источниками. 10. Разумеется, аскезу для достижения дарна можно пройти и без всякого риска для жизни, например в процессе воспитания детей. Или как это делал Сократ, живя со сварливой женой. Но в любом случае, как питание для желудка, так и питание для души приходят к нам из Природы. Поэтому аскеза странника необходима человеку и является одной из его биологических потребностей. Потребность в общении с Природой в конце концов будет иметь осознанное выражение в форме веры. Вера эта может быть только языческой. Она должна быть названа Природной верой. Цель этой веры: обретение дарна в жизни на Земле. Жизнь по смерти, как известно, есть продолжение жизни земной. Живущий в дарна наследует небесные леса и белое царство Святовита, где живут его лучшие предки. Потому не стоит молить словами добрых богов о спасении себя в земной жизни, но надо поступать согласно их воле. В древности то, что сейчас называется походом, более понималось как странничество. Маршруты не были описаны так подробно, как сейчас. Странничество составляло целый социальный институт. Странничество формировало особый тип человека, который мог ходить в образе скомороха, торговца, целителя, нищего и даже христомольца, который думал, что идет поклониться христианской святыне. Странничество всегда связывалось с очищением от грехов, поиском совершенства и силы. За институтом странничества стояла более высокая идея, о которой большинство из странников никогда не догадывалось. Они лишь чувствовали ее и это чувство умешали как умели в рамки своего мировоззрения. В первозданной связи с Природой человек нуждался всегда и делал это через путешествия. Волшебная сказка обычно строится на том, что герой вынужден путешествовать для восполния какого‑ то недостатка. Через аскезу странничества он приходит к семейной жизни с любимой женщиной. На своем пути он избегает бед потому, что является совершенным носителем народной культуры, чист и тяготеет к дарна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|