Четыре шага к искусному усилию
Сомнение
Препятствие сомнения – это растерянность, отсутствие знания о верном направлении, незнание, куда двигаться. Сомнение вспыхивает из мыслей о вещах, отличных от того, что вы можете наблюдать в настоящий момент. Сомнение подобно путешествию по пустыне без карты и каких бы то ни было ориентиров. Идя через пустыню, вы можете легко сбиться с пути, поскольку ландшафт предельно однообразен. Ориентиры, которыми вы пользуетесь, могут быть правильными или неправильными. Подобным образом, когда возникает сомнение в истинности учений Будды, вы приходите в замешательство, и вам становится сложно решить, что делать. Вы сидите и думаете: «Действительно ли люди достигают просветления? Поможет ли мне эта практика? Правильно ли я её выполняю? Кажется, у других людей получается лучше. Возможно, мне стоит попробовать всё делать по‑ другому, уйти к другому учителю или исследовать что‑ то совершенно иное». Такие сомнения высасывают вашу энергию, порождают заблуждения и препятствуют ясному видению вещей.
Четыре шага к искусному усилию
Теперь пришло время поговорить о том, как работать с ментальными сорняками‑ препятствиями и оковами, а также развивать благоприятные состояния ума. Будда говорил о четырёхступенчатом подходе к работе с умом. Вам следует применять искусное усилие, чтобы:
● предотвратить негативные состояния ума; ● преодолеть негативные состояния ума; ● развить позитивные состояния ума; ● поддерживать позитивные состояния ума.
Предотвращение негативных состояний ума
Ваша первая линия обороны – это предотвращение возникновения негативных, или неблагих, состояний ума. Как это сделать? Поддерживая неослабную внимательность. Только так.
Внимательность требует тренировки, а тренировка требует усилий. Тренировка внимательности состоит из пяти пунктов: этики, внимательности, мудрости, терпения и усилия. Усилие применяется в каждом из пяти пунктов. Вы начинаете с хорошей этики, что требует усилий, как мы уже видели, когда рассматривали предыдущие шаги пути. Используя стабильную основу этики, вы прикладываете усилия, чтобы применять всю внимательность, которую вы уже привыкли практиковать. Один из аспектов внимательности – это «памятование», и его необходимо поддерживать непрерывно. Вы вновь и вновь напоминаете себе направлять ум на настоящее мгновение. Количество мгновений, в ходе которых вы последовательно внимательны, растёт. Я слышал такое выражение: «Мгновение внимательности не бывает потрачено впустую». Затем вы применяете свои прозрения, привнося в свои усилия всё больше мудрости. Вы останавливаетесь и задумываетесь: «Как это было в прошлый раз? » Ощущение веса ваших ошибок побуждает вас избегать их в будущем. Вы вспоминаете, чему научились, и прекращаете раз за разом повторять одни и те же ошибки. Таким образом вы очень быстро оттачиваете и совершенствуете своё поведение. Когда ваша мудрость понимания реальности становится по‑ настоящему глубокой, вы постоянно напоминаете себе о своих приоритетах и не желаете упускать ни мгновения, раз за разом привнося в происходящее внимательность и мудрость. Если у вас это не выходит, вы применяете терпение: вы страдаете от последствий, а затем терпеливо прилагаете усилия, чтобы восстановить внимательность. Развитие устойчивой внимательности может быть продолжительным процессом, поэтому Будда дал своим ученикам советы о том, как защитить ум. Он советовал им применять «мудрое внимание» и избегать «немудрого внимания». (M 2) Он объяснял, что нам следует придерживаться того, что, согласно показаниям наших органов чувств, истинно в настоящий момент. Это наша территория, наш настоящий дом. Мышление заставляет вас покинуть это безопасное место. Например, услышав во время медитации звук, просто знайте, что это «звук», а не размышляйте о том, кто издал этот звук и что он означает. Заметив неприятное ощущение холода во время работы, просто наблюдайте это ощущение, не порождая оценок в отношении системы кондиционирования здания. Ожидая на остановке автобус, наблюдайте свои мысли как приходящие явления, подобные проезжающим машинам, не пытаясь усесться в них.
Будда призывал своих монахов мириться с небольшими жизненными неудобствами, не пытаясь сразу же всё исправить. Если вы каждый раз решаете что‑ то изменить во имя удобства, ум становится беспокойным и в нём быстрее возникают неблагие состояния. Предположим, вы заметили, что в комнате для медитации слишком тепло. Вместо того чтобы вставать и регулировать температуру или открывать окно, просто обратите внимание на ощущение тепла. Заметьте изменения, связанные с дискомфортом, и то, как на них реагирует ум. Учитесь терпению на небольших вещах. Разумеется, некоторые люди начинают применять этот совет совершенно неразборчиво. В случае экстренной ситуации следует внимательно решить её! Будда также советовал избегать компании глупых, невнимательных людей, поскольку мы склонны подражать чужому поведению. Общайтесь с людьми, обладающими качествами, которые вам хотелось бы развить. Найдите хорошего духовного друга: честного, внимательного, обуздавшего свои реакции и сдержанного в своём поведении. Держитесь ближе к нему и при необходимости обращайтесь к нему за советом. Будда также советовал своим ученикам не обращать внимания на «признаки и характеристики» внешних стимулов, способные породить неблагие состояния ума. «Признаком» называется крючок, нечто такое, что привлекает ваше внимание и заставляет вас желать рассмотреть это более пристально, чтобы породить неблагое состояние. Характеристикой называется определённое качество объекта вашего внимания, способное усугубить неблагое состояние. Например, женатому мужчине рекомендуется не обращать внимания на кокеток и не присматриваться к привлекательным качествам женщины, к которой он может испытать влечение. Подобным образом, замужней женщине советуют не обращать внимания на то, есть ли обручальное кольцо на пальце привлекательного мужчины, и не останавливаться, чтобы ответить на его улыбку. Эти советы иллюстрирует история, которая произошла при жизни Будды.
Один монах дал обет безбрачия, однако с трудом соблюдал его в силу навязчивых сексуальных фантазий. Он практиковал медитацию на частях тела и скелете, чтобы избавиться от этих навязчивых мыслей. Однажды он шёл по лесной дорожке. На той же дорожке оказалась красивая женщина, направлявшаяся в дом своих родителей после ссоры с мужем. Увидев проходившего мимо монаха, она улыбнулась ему. Чуть позже по той же дорожке шёл муж женщины, искавший свою жену. Увидев монаха, он спросил: «Господин, не проходила ли здесь красивая женщина? » «Не знаю, кто это был: мужчина или женщина, – ответил монах. – Я видел лишь скелет». (Vsm 1 [55])
Монах не позволил возникнуть страстным мыслям, применив искусное усилие в своей практике медитации. Так он защитил свой ум от неблагих состояний. Если вы способны непрерывно поддерживать внимательность, ничто не сможет вас расстроить. Вы не разозлитесь и не придёте в смятение. Вы сможете сохранять терпение, что бы ни делали и ни говорили другие. Вы будете чувствовать себя спокойными и счастливыми. Неблагие или негативные состояния ума не могут возникнуть в момент, когда присутствует внимательность. Возможно, вам кажется, что предотвращать негативные состояния ума легко лишь до тех пор, пока вы не сталкиваетесь с неприятными людьми или ситуациями. Когда всё идёт гладко, легко поддерживать целостность ума. У вас даже может появиться желание поздравить себя с тем, что вам удаётся сохранять терпение, а также услышать похвалы от родных, друзей и коллег, превозносящих ваш самоконтроль и терпение. Но когда всё идёт не так, ваше терпение и внимательность могут начать рассыпаться. Будда рассказал историю о том, как легко происходят подобные вещи.
Жила одна богатая женщина, у которой была исполнительная и искусная служанка. Она вставала рано утром и начинала работать ещё до того, как просыпались остальные обитатели дома. Она трудилась целый день до позднего вечера. Она отдыхала лишь тогда, когда спала ночью, – всего несколько часов. Она часто слышала, как соседи высоко отзываются о её хозяйке. Они говорили: «Эта богатая женщина очень добра к своей прислуге. Она очень терпелива. Мы ни разу не видели, чтобы она выходила из себя. Интересно, как она стала такой хорошей». Служанка думала: «Эти люди очень высоко отзываются о моей хозяйке. Они не знают, как много мне приходится трудиться, чтобы поддерживать порядок в доме. Я должна проверить, насколько добра и терпелива моя хозяйка на самом деле». На следующий день служанка поднялась поздно. Богатая женщина проснулась и увидела, что служанка всё ещё спит. Она отругала её: «Ты, глупая женщина! Ты проспала восход солнца. Вставай и сейчас же принимайся за работу». Служанка встала. На самом деле она не спала. Она лишь притворялась. Поднявшись, она попросила прощения у своей хозяйки и принялась за работу. На следующий день служанка поднялась ещё позже. Богатая женщина была в ярости. Она отругала работницу грубыми словами и пригрозила, что если она проспит ещё раз, то будет наказана физически. На третий день служанка поднялась ещё позже. Богатая женщина настолько вышла из себя, что взяла метлу и била свою работницу то тех пор, пока не разбила ей голову. Та выбежала из дома с окровавленной головой и закричала: «Глядите, люди добрые! Моя хозяйка побила меня за то, что сегодня я поздно встала. Вчера я трудилась до полуночи, и у меня разболелась голова. Поэтому сегодня я поспала немного подольше». Соседи, прежде хвалившие богатую женщину за её терпение и сострадание, быстро изменили своё мнение. (M 21)
Возможно, вы переживали подобные срывы после длительного, расслабленного отпуска или по возвращении из духовного ретрита. Пока вы были там, ваш гнев, нетерпеливость, ревность и страх находились в неактивном состоянии, и вы ощущали спокойствие и счастье. Однако, едва вернувшись домой, вы услышали неприятное сообщение на автоответчике, увидели счёт, который забыли оплатить, кто‑ то наступил вам на ногу, и ваш гнев тут же вспыхнул с прежней силой. Спокойствие вашего ума мгновенно улетучилось. В связи с этим у вас возник вопрос: «Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя таким же счастливым, как во время отпуска или ретрита, в повседневной жизни? »
Ответ на каждый день: поддерживайте внимательность. Вы должны помнить, что проблемы возникают не из‑ за сложных людей или сложных ситуаций. Они возникают из причин и условий, заложенных в наш ум в прошлом. Чтобы предотвратить неблагие реакции, вам может быть полезно не только целенаправленно поддерживать осознанность, но и научиться распознавать конкретные слабости, ставшие привычками вашего ума. Например, представьте, что вы приходите в дорогой магазин, чтобы купить пару перчаток, но продавец очень груб с вами. На основании прошлого опыта вы знаете, что грубые продавцы выводят вас из себя. Поэтому вы стараетесь быть особенно внимательными и гоните прочь любые гневные мысли. Вы урезониваете себя так: «Вообще‑ то этот продавец тоже человек. Возможно, он не смог как следует выспаться. Возможно, у него проблемы с деньгами или в семье. Возможно, он чувствует себя неуверенно с людьми моей расы или национальности. Возможно, он просто плохо себя чувствует. Это могло лишить его способности быть вежливым с клиентами». Эта техника может показаться слишком простой, но это не так. Наш ум не тренирован в предотвращении негативных паттернов мышления. Разозлиться очень легко, критиковать других очень легко, волноваться о завтрашнем дне очень легко, желать обладать той или иной вещью очень легко. Эти привычки похожи на фаст‑ фуд. Когда вы открываете большую пачку картофельных чипсов и начинаете есть, вам трудно остановиться. Так же трудно не дать возникнуть негативным мыслям. Если вы на них подсели, вам сложно от них отказаться. Будда сказал:
Хорошему легко быть хорошим. Злому трудно быть хорошим. Злому легко быть злым. Хорошему трудно творить зло. (UdV. 8)
Очень просто своими поступками навредить себе. Очень сложно своими поступками принести себе пользу. (Dh 163)
Как бы там ни было, вам следует твёрдо знать, что профилактика всегда проще лечения. Практика внимательности с искусным усилием позволяет сделать так, чтобы негативные мысли и действия не возникали в будущем. Если вы тренируете свою внимательность, предотвращение вредных привычек тела, речи и ума становится возможным. Если негативные мысли и действия всё же возникают, несмотря на все ваши искренние старания их предотвратить, не стоит впадать в депрессию и опускать руки. Это не значит, что вы плохой человек, – это значит лишь то, что вам ещё предстоит много работы. Радуйтесь осознанию, что у вас есть помощник: усилие, направленное на преодоление негативных состояний ума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|