Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избавление от оков




 

Используя описанные техники, вы можете научиться распознавать оковы, когда они возникают, и принимать меры, чтобы избавиться от них.

Целенаправленное внимание и активное сопротивление постепенно ослабляют тревожащие вас оковы (сомнение, алчность, ненависть, беспокойность), и те покидают ум. Оковы определённого вида могут не возникать в течение какого‑ то времени. Ум знает, что они исчезли, и проясняется. Однако через определённое время, в зависимости от вашего темперамента и жизненных обстоятельств, возникают оковы другого вида.

Если вы целенаправленно уделяете внимание этому циклу возникновения, исчезновения и повторного возникновения оков в какой‑ то другой форме, вы начинаете понимать, насколько прочны эти оковы и насколько сильно они привязывают вас к страданию и несчастью. Как бы часто ни случались моменты временного преодоления оков, тенденции ума, проявляющиеся как оковы, продолжают существовать внутри вас, раз за разом связывая вас или загоняя в ловушку. Вы видите, что носите свою тюрьму внутри себя. По мере развития внимательности вы осознаёте, что эти негативные состояния ума: алчность, ненависть и заблуждение – не только искажают ваши мысли, но и наполняют все аспекты вашей жизни страданием и болью. Ум вновь и вновь возвращается к одним и тем же негативным паттернам. Вы чувствуете, что попали в ловушку непрекращающегося цикла рождений и смертей, вы прикованы к нему оковами.

Истина в том, что внимательность может помочь вам подавить оковы лишь на время. Для их уничтожения требуются высокие свершения на указанном Буддой пути к просветлению. Как мы уже говорили, оковы разрушаются в четыре этапа. Как именно это происходит? Вы отбрасываете их благодаря применению пяти видов усилия, известных как подавление, замещение, уничтожение, умиротворение и спасение.

Подавлением называется сдерживание всех неблагих состояний, их обуздание при помощи внимательности или сосредоточения. Если вы поддерживаете внимательность или погружаетесь в глубокое сосредоточение, путы находятся в дремлющем состоянии. Если вы привыкаете подавлять путы, они ослабевают. Ослабленные путы причиняют меньше неудобств от мгновения к мгновению и меньше влияют на ваш процесс мышления. Препятствия также немного успокаиваются. Эта передышка создаёт возможность для возникновения прозрения и повышает вероятность того, что с проявлением мудрости какие‑ то из оков будут уничтожены.

Замещение – это усилие оппозиции определённому неблагому состоянию в форме его противоположности. Вы замещаете гнев любящей добротой. Вере в то, что вещи существуют вечно, противопоставляется исследование непостоянства. Вы противопоставляете инстинктивной вере в «я» анализ колеблющихся элементов, из которых состоят ваши тело и ум. При хорошо развитых подавлении и замещении вы можете разорвать некоторые ослабевшие оковы.

Уничтожение – это момент, когда одна из оков разрушается, подобно пальме, раскалывающейся пополам от удара молнии. Умиротворением называется исчезновение оков сразу после уничтожения. Спасением называется освобождение ума, следующее за разрушением любого вида оков. Самый яркий пример спасения имеет место на первой из четырёх стадий просветления, когда некто выходит за пределы обычной жизни и становится частично просветлённым.

Давайте представим, что вы вознамерились устранить первые три вида оков: веру в постоянное «я», сомнение и веру в силу обрядов и ритуалов – и глубоко изучили их противоположности. Когда вы сидите и медитируете, наблюдая характеристики дыхания с сильным сосредоточением, может возникнуть прозрение. Исследование непостоянства, неудовлетворённости и отсутствия «я» в дыхании позволяет вам через одно мощное прозрение постичь тот факт, что вся реальность обладает этими характеристиками. Ясно видя непостоянство всех вещей, вы на интуитивном уровне понимаете, что не может быть никакой постоянной сущности под названием «я» или «душа». Таким образом, вы разрушаете первый вид оков. Вы также осознаёте, что, вероятно, некто великий уже познал всё это в ходе практики пути, и поэтому, по всей видимости, путь действительно позволяет устранить все негативные состояния ума. Таким образом, вы избавляетесь от второго вида оков, сомнения. Теперь вы знаете, что ваш ум не освободит ничто, кроме развития мудрости на пути, где основное внимание уделяется этике, сосредоточению и прозрению. Зная это, вы больше не верите, что вас могут спасти ритуалы, и поэтому отбрасываете третий вид оков.

Разорвав три вида оков, вы достигаете первой стадии просветления. Теперь вы уже не скатитесь назад. Вы уже никогда не усомнитесь в своей способности достичь полного просветления и не будете задумываться о том, как его достичь. Вы гарантированно достигнете своей цели. Вы становитесь «вступившим в поток», поскольку течение духовного потока будет нести вас к просветлению, подобно тому, как течение ручья увлекает за собой упавшую в него ветку.

С этого момента ум обретает новый позитивный настрой, ощущение того, что какими бы сложными ни казались жизненные обстоятельства, то, что лежит под ними, в полном порядке. Вы знаете наверняка, что всё непостоянно, и это знание наполняет ваше сердце спокойствием. Вы больше не сможете совершить по‑ настоящему неблагого поступка, поскольку прекрасно понимаете закон причин и следствий. Благодаря вашему этичному поведению не возникает причин для тяжких сожалений – так вы освобождаетесь от этого груза. Если вы всё же оступаетесь, например, произнося небольшую ложь, вы не обретёте покоя до тех пор, пока всё не исправите. Вы по‑ прежнему можете поддаваться приступам гнева, горя или алчности, однако эти эпизоды уже не заходят так далеко, как прежде, и быстро проходят. Весь путь обретает для вас смысл, и продолжение практики вызывает у вас острый и живой интерес. Вы становитесь в целом более уверенными, менее эгоистичными, более щедрыми и добрыми, улучшается ваша способность к сосредоточению, и вы становитесь более компетентными в любых делах. Ваши коллеги и друзья замечают произошедшие в вас перемены: вы становитесь намного более приятными, жизнерадостными и расслабленными людьми. Блеск в ваших глазах открывает сердца людей, и они начинают спрашивать вас, в чём секрет вашего благополучия.

Чтобы показать на примере важность вступления в поток, Будда подцепил кончиком ногтя немного грязи и спросил: «Монахи, что больше: этот комочек грязи или вся грязь в мире? » Разумеется, монахи ответили, что грязь всего мира больше этого крошечного комочка на кончике ногтя Будды. Тогда Будда сказал: «Так же, монахи, количество омрачений, уничтожаемых с вступлением в поток, подобно всей грязи в мире. То же, что остаётся уничтожить вступившему в поток, подобно грязи на моём ногте». (SV. 56. 6 [1]) Поэтому, как сказал Будда, вступление в поток является более великим достижением, чем восхождение на трон «вселенского монарха», правящего всеми остальными царствами. Это достижение превосходит в величии пребывание на небесах в форме ангела и даже состояние божества.

Совершив этот прорыв, вы начинаете работать над следующими преградами: оковами грубой алчности и ненависти. Разорвав первые три вида оков, вы также ослабляете остальные оковы. Таким образом, алчность и ненависть, с которыми вы имеете дело в настоящий момент, гораздо слабее, чем те, что вы переживали, когда были обычным человеком.

Вы отслеживаете проявления алчности и ненависти и используете искусное усилие для победы над этими врагами. Вы развиваете щедрость и любящую доброту. Вы больше не собираетесь терпеть цепляние, нытьё и ворчание своего ума. Вы углубляете своё осознавание непостоянства, яснее видя изменчивую природу всех приятных, неприятных и нейтральных чувств, благодаря чему понимаете, насколько бесполезно всё время пытаться добиться своего. Вы отпускаете всё больше и больше.

Наконец наступает день, когда грубая алчность и ненависть значительно уменьшаются. По‑ прежнему сохраняются менее очевидные алчность и ненависть, поддерживающие существование вашей личности, однако основная работа уже сделана. Вы становитесь «возвращающимся лишь однажды», что означает: вы можете родиться в физическом мире лишь раз, прежде чем достигнете полного просветления.

Ум обретает невероятное спокойствие. Все ваши заботы, обязательства и тяготы навсегда покидают вас. Вас больше не тревожат никакие оскорбления и неудачи. С вас хватит тревог. Люди могут заметить вашу чистоту и вашу бесконечную доброту и решить, что вы святой. Однако когда‑ то вы были ничем не лучше других. Вы прошли так далеко по пути, указанному Буддой, благодаря безличному процессу – естественному сдвигу, произошедшему в уме. Хотя вы больше не испытываете цепляния или горя по поводу собственных невзгод, ваше сердце настолько велико и сохраняется достаточное количество цепляния, что вы по‑ прежнему можете испытывать чрезмерную озабоченность и грусть по поводу чужих утрат. Вам ещё предстоит поработать. Остатки алчности и ненависти по‑ прежнему не устранены.

Когда оковы грубой алчности и ненависти наконец разрушаются, вы достигаете третьей стадии просветления. Того, кто достигает этой стадии, называют невозвращающимся – он больше никогда не родится в этом мире, хотя всё ещё может родиться в нематериальном измерении существования.

Когда работа по устранению грубой алчности и ненависти завершена, остаётся победить тончайшие психические раздражители, входящие в последнюю группу из пяти оков. Эти ментальные проблемы настолько тонки, что обычные люди просто не способны даже увидеть их, не говоря уж о том, чтобы испытывать желание их устранить. Например, невозвращающийся по‑ прежнему испытывает беспокойность, вызываемую тревогой ожидания одного рождения в будущем. Однако для того, кто достиг такого уровня утончённости, оставшиеся оковы подобны крошечному кусочку пищи, прилипшему к совершенно чистой белой рубашке.

Продолжая практику, невозвращающийся устраняет оставшиеся тонкие желания в отношении любого вида существования. Он или она избавляется от «тщеславия» – присутствующего в переживаниях качества, вызывающего ощущение обладания собственным «я». Устраняются последние крупицы неведения – беспокойность. В один великий миг отбрасываются последние оковы, и остаётся лишь совершенный просветлённый – арахант. Он уже никогда не совершит ничего, исходя из алчности, ненависти или заблуждения, поскольку всё это навсегда изгнано из его ума. Будда много раз повторял: арахант – это тот, кто «снял с себя груз».

Возможно, вы думаете, что арахант может скатиться вниз и поддаться искушениям сексуального вожделения, воровства или иного мирского поведения. Но если вы вспомните о природе оков: то, как оковы негативно влияют на наше поведение, и то, как их устраняют, вы перестанете так думать о тех, кто достиг полного просветления. Для араханта немыслимо даже увлечение чувственными наслаждениями, не говоря уже об аморальных поступках. Арахант никогда больше не совершит ничего неблагого. Он постоянно ощущает вкус высочайшего счастья и пребывает в полном спокойствии.

С просветлением мы ясно видим, что Четыре благородные истины вмещают всё необходимое нам знание. Мы освобождаемся от всех умозрительных представлений и теорий относительно реальности, прошлого, настоящего и будущего, существования «я» и вселенной. Мы понимаем, что такое физическая реальность, как она возникает и исчезает. Мы понимаем, что такое чувства, и как они возникают и исчезают. Понимаем мы также и то, что такое восприятие, ментальные образования и сознание.

Мы добиваемся полной свободы от любых мнений и гипотез, а также от склонности утверждать или ощущать собственную тождественность с «я» или «моим». Абсолютная свобода от всех десяти пут – это стадия полного просветления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...