Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление негативных состояний ума




Преодоление негативных состояний ума

 

Пока мы не достигнем полного просветления, мы не можем выбирать, какие мысли у нас будут возникать, поэтому нам нечего стыдиться и не нужно испытывать отвращение к происходящему, каким бы оно ни было. Однако мы можем выбирать, каким мыслям мы позволяем развиваться. Позитивные и благие мысли помогают нашему уму. Их следует развивать. Негативные и неблагие мысли, такие как пять препятствий и десять оков, вредят нашему уму. Им следует немедленно противопоставить искусное усилие, которое позволит преодолеть их. Так советовал сам Будда.

 

Преодоление препятствий

 

То, как вы реагируете на препятствие, зависит от того, насколько прочно оно укоренилось. Препятствия не сразу набирают полную силу. Они начинаются с одного негативного мгновения ума и крепнут, разрастаясь. Чем скорее вы заметите этот поезд мыслей, тем проще вам будет его остановить. Когда бы ни возникали препятствия, вам не удастся достичь прогресса без внимательности или сосредоточения.

В самом начале это очень просто. Препятствие возникает, и вы просто замечаете его. Например, вы замечаете, что у вас появились алчные, гневные, тревожные или запутанные мысли или же ваш ум попал в ловушку беспокойности, тупости или депрессии. На этом начальном уровне препятствия очень слабы, поэтому вы можете преодолеть их посредством довольно мягких действий. Вы просто замечаете присутствие негативного состояния ума. Одного внимания достаточно, чтобы негативная мысль исчезла, и вы замечаете её отсутствие, а также то, что в её отсутствие рождаются мысли, связанные с щедростью, любящей добротой и мудрой ясностью.

Если препятствие развивается и выходит за рамки этой начальной стадии, вам придётся принять более решительные меры. Для начала посмотрите на негативную мысль с полной внимательностью. Уделите ей всё своё внимание. Обратите внимание на то, как она влияет на ваш ум и ваше тело. Заметьте, как она блокирует ваше ментальное развитие. Рассмотрите её непостоянную природу. Рассмотрите непостоянную природу обстоятельств, проявлений, настроений, вкусов, интересов и множества других условий, вызвавших появление этой мысли. Осмыслите то, какой вред вы можете себе причинить, если будете развивать эту негативную мысль, и ещё больший вред, который может возникнуть, если вы будете действовать исходя из этой мысли.

Затем урезоньте себя. Напомните себе, что всё непостоянно и что ситуация, вызвавшая эту мысль или состояние ума, обязательно изменится. Например, если кто‑ то сказал что‑ то такое, что вас разозлило, напомните себе обо всех проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в жизни: тревоги о деньгах и здоровье, волнение в связи с работой и семьёй. Скажите себе, что, возможно, этот человек испытывает такие же трудности. На самом деле вам неизвестно, что происходит в уме того ли иного человека в определённый момент. Говоря откровенно, вы даже не всегда знаете, что происходит в вашем собственном уме. Состояние вашего ума зависит от множества условий. В сущности, всё происходящее зависит от самых разнообразных причин и условий. Если вы будете размышлять таким образом, негативное состояние вашего ума улетучится.

Предположим, вы встали не с той ноги. Вы не знаете, почему именно вы так расстроены, разгневаны, угнетены, раздражительны или ворчливы. Однако если вы как следует поразмыслите, то сможете вспомнить, что на ужин поели очень острую еду или перед сном несколько часов смотрели телевизор. Однако острая еда и просмотр телевизора сами по себе не являются причинами вашего плохого настроения с утра. Сами эти действия – результат других причин. Возможно, перед этим вы поссорились со своим сыном или мужем и смотрели телевизор дольше, чем обычно, потому что чувствовали себя расстроенными или встревоженными. Тогда вы можете вспомнить, что ваша ссора произошла в связи с неприятной ситуацией на работе, которая также была результатом определённых причин и условий. Таким образом, за всем, что мы переживаем, стоят причины и условия, и их гораздо больше, чем мы способны проанализировать, и даже больше, чем нам известно. Все эти причины связаны друг с другом. Ни одно отдельно стоящее событие не может стать причиной чего бы то ни было. Поэтому нет нужды усугублять негативное состояние ума самообвинениями или обвинениями в адрес других людей!

Кроме того, вы можете напомнить себе, что, к счастью, все события и ситуации преходящи. Нет ничего неизменного. Когда вы в полном отчаянии, вам может казаться, что ничего уже не изменится. Однако, присмотревшись, вы можете увидеть, что это убеждение ошибочно. Люди меняются. Ситуации меняются. Вы сами тоже меняетесь. Нет ничего, что не могло бы измениться. Поэтому со временем депрессивное настроение или гневное состояние ума также меняются. Ваши чувства по отношению к неприятному человеку или ситуации меняются. Ваше отношение меняется. Отношение других людей меняется. Иногда, пока вы в плохом или хорошем настроении, вам кажется, что ваше настроение никогда не изменится. Но даже сама мысль «это никогда не изменится» меняется. Когда к вам приходит осознание этого факта, вы немного расслабляетесь и ваши негативные мысли постепенно стихают.

Сложнее всего преодолеть такие негативные мысли, которые вы не замечаете до тех пор, пока с головой не уйдёте в них. Такие мысли блокируют ум и не дают ему развиваться. Вы можете заметить присутствие таких мыслей, когда садитесь медитировать и выполняете практику внимательности или сосредоточения. Вы не можете сосредоточиться на дыхании, поскольку ваш ум раз за разом прокручивает одну и ту же негативную мысль. В таком случае вы должны приложить мощное усилие.

Возможно, настало время развивать прозрение, исследуя проблемную мысль. Если это так, временно отложите свои планы развивать сосредоточение или наблюдать, как возникают, достигают своей высшей точки и исчезают ощущения и состояния ума, и полностью направьте свой ум на исследование происходящего. Метод такого исследования приведён в описании второго шага в разделе «Внимательность к искусному мышлению». Однако если вы предпочитаете продолжать ту практику, которую намеревались выполнять, существует несколько противоядий. Они перечислены в порядке усиления. Если одно противоядие не помогает, попробуйте следующее.

 

● Игнорируйте препятствие.

● Перенаправьте ум на что‑ то другое.

● Замените препятствие на его противоположность.

● Осмысляйте тот факт, что все препятствия возникают из множества причин и условий и постоянно меняются.

● Сомкнув зубы и прижав язык к верхнему нёбу, направьте всю свою энергию, чтобы преодолеть это препятствие.

 

Предположим, вы повздорили с другом и продолжаете сердиться из‑ за этого. Просто направляя внимание на эти мысли, вы не почувствовали облегчения. Вы также не сумели себя урезонить. Вы пытались не обращать на эти мысли внимания. (Будда сказал: «Все вещи возникают в [вашем] уме, лишь когда вы уделяете им внимание». (AIV (Eights) IX. 3) Если вы не уделяете мысли внимания, она стихает. Однако и этот метод не помог преодолеть вашего гневного состояния ума. Вы садитесь медитировать, а в вашей голове продолжает прокручиваться разговор с другом. Эти мысли питают ваш гнев и не позволяют уму успокоиться.

Что же делать? Вы можете попробовать перенаправить свой ум на что‑ то другое. Переключите внимание на что‑ то совершенно иное, например, на приятные дела, которые вы запланировали на завтра. Если это не поможет, перенаправьте свой ум на противоположность гнева – любящую доброту. Вспомните те моменты, когда между вами и вашим другом царили спокойствие и гармония. Позвольте этим приятным воспоминаниям наполнить ваш ум. После этого попытайтесь направить любящие мысли на своего друга. Если это кажется слишком сложным, направьте любящие мысли на своего ребёнка или разожгите чувство любви, размышляя о качествах вашего учителя или другого любимого вами человека. Когда ваш ум сияет лучами любящих мыслей, в нём не остаётся места гневу.

Если гневные мысли всё же не отступают, как следует вглядитесь в них. Обратите внимание, как они меняются, возникают и исчезают, появляются и пропадают. Подумайте о том, какой вред спокойствию вашего ума и вашему духовному развитию причиняет ваша вовлечённость в неблагие состояния ума.

Если же ничто другое не помогло, вы должны обрушиться на негативные мысли со всей своей мощью – как сказал Будда, «подобно тому как сильный может сокрушить слабого». Иными словами, вы никогда не должны позволять неблагим мыслям брать над вами верх. Вы можете подумать, что метод, когда вы стискиваете зубы и сокрушаете негативные мысли, очень жесток и совсем не похож на остальные наставления по работе с умом, которые вы слышали. Вы даже можете решить, что он не соответствует мягкой натуре буддизма.

Однако мощное усилие вполне согласуется с жизнью и учениями Будды. Он учил нас упорно стремиться к цели. Как мы уже отмечали, искусное усилие – это то топливо, которое питает наши достижения на каждом шаге пути к счастью. Искусное усилие позволяет нам принять меры, чтобы предотвратить вредные мысли, слова и дела. Благодаря искусному усилию мы преодолеваем напряжение, тревогу, волнение, страх и обиду. Применяя искусное усилие, мы практикуем внимательность, чтобы развить те прекрасные качества, о существовании которых мы пока даже не подозреваем.

Взрастите свои прекрасные качества и позвольте им подняться на поверхность вашего ума. Применяйте искусное усилие, чтобы поддерживать их и не забывать о них. Культивируйте их вновь и вновь. Будда сказал: «Пусть высохнет моя кровь! Пусть увянет моя плоть! Пусть моё тело обратится в скелет! Я не поднимусь с этого места и не прерву медитации, пока не достигну просветления». (M 70) Со дня достижения просветления до последнего дня своей жизни Будда постоянно напоминал людям о необходимости такого усердия в духовных устремлениях.

Несмотря на это учение, иногда люди говорят, что духовное развитие требует «безусильного усилия». Не хочется вас разочаровывать, друзья мои, но безусильного усилия не бывает. Усилие должно быть сбалансированным. Чрезмерное или неискусное усилие может перенапрячь ум и отправить его вниз по спирали неблагих состояний. Однако если усилие слишком слабое, вы начнёте скучать, устанете или потеряете интерес. В этом случае вы должны прилагать неослабевающее усилие, чтобы сбалансировать этот и другие благие ментальные факторы.

Истина в том, что вы никогда не достигните ничего по‑ настоящему великого без усилий. Все великие изобретения требовали усилий. Электрическая лампочка, автомобиль и компьютер появились не потому, что кто‑ то просто сидел и расслаблялся. Изобретатели упорно трудились над своими проектами. Если вы берётесь за крупный проект, такой как медитация, то должны быть готовы приложить серьёзные усилия для достижения своей цели. Вы также должны быть готовы при необходимости дисциплинировать себя. Эту мысль иллюстрирует история из жизни Будды.

Объездчик лошадей спросил Будду: «Как ты обучаешь своих учеников? » В ответ Будда спросил его: «Как ты обучаешь своих лошадей? » Объездчик ответил: «Я применяю мягкие методы. Если это не помогает, я применяю сильнодействующие методы. Если же лошадь не поддаются тренировке при помощи сильнодействующих методов, я убиваю её».

Будда сказал: «Я делаю то же самое. Я применяю мягкие методы. Если, применяя такие методы, я не могу научить своего ученика, я применяю сильнодействующие методы. Если же я не могу научить его и посредством сильнодействующих методов, то убиваю его».

Объездчик спросил: «Но ведь ты учишь ненасилию! Как ты можешь убивать? »

Будда рассказал, как он убивает. Он «убивает» провинившегося ученика, полностью бойкотируя или игнорируя его, в результате чего ученик изгоняется из сообщества монахов. (AII (Fours) XII. 1)

 

В суттах описан один известный эпизод, когда Будда применил этот метод:

 

У Будды был старый друг по имени Чанна. Он был возничим и спутником Будды с самого детства, и именно он вывез Сиддхаттху из дворца, когда тот решил вести жизнь аскета. Через несколько лет Чанна стал монахом. Из‑ за своей роли в жизни Будды Чанна решил, что вся заслуга в достижениях Будды принадлежит ему, и сильно возгордился. С самого момента принятия обетов монаха он проявлял неуважение к Сангхе. Например, когда к нему приходил старший монах, он не выполнял положенных предписаний – не вставал и не предлагал ему сесть, а также не приносил ему воды для омовения ног и лица.

Будда объяснил Чанне, что его поведение очень высокомерно. Он сказал: «Ты должен уважать монахов». Однако Чанна так и не послушал Будду.

Наконец, перед смертью Будды Преподобный Ананда спросил его, что делать с Чанной. Будда попросил сообщество бойкотировать его. Ананде было поручено объявить о бойкоте.

Когда Будда покинул этот мир, Чанна был настолько поражён и убит горем, что начал думать: «Моей репутацией, властью и храбростью я был полностью обязан Будде. Теперь, когда его нет, меня никто не поддержит. Теперь мир опустел. Я обидел многих монахов, и они больше не мои друзья».

Когда Ананда объявил Чанне бойкот, Чанна был поражён ещё сильнее и потерял сознание. Вернувшись в сознание, он стал очень кротким. Будда знал, что Чанна отреагирует именно так. Чанна покорно и прилежно практиковал медитацию. В конце концов он достиг просветления. Иногда требуются сильнодействующие меры. Иногда именно такие меры работают. (D 16; Vii 292)

 

Вы можете использовать эту технику для работы с собственными препятствиями. Для начала примените мягкий метод, однако будьте готовы при необходимости применить и сильнодействующий.

Если вы испытываете искушение купить очередной красивый свитер, хотя ваш шкаф уже ломится от них, дисциплинируйте ум указанным способом. Игнорируйте возникшую мысль; перенаправьте ум на что‑ то другое; заместите алчные мысли щедрыми; внимательно осмыслите непостоянную природу свитеров и всех материальных вещей. Если ум по‑ прежнему ноет и уговаривает вас купить свитер, вам может понадобиться сильнодействующее средство. Скажите себе прекратить, иначе в этом сезоне вы вообще не получите нового свитера. Если это не сработает, скажите себе, что не будете покупать новых свитеров целый год. Если ничто не помогает, пригрозите себе, что все следующие пять лет будете покупать все свои свитера только в магазине поношенных вещей Армии спасения! Приведите свою угрозу в действие. Так ум научится отпускать.

Существует одна ситуация, требующая от вас особой строгости. Иногда, когда вы сидите в медитации, ум становится совершенно хаотичным и неуправляемым. Это может быть связано с чем‑ то произошедшим перед сессией медитации, например, с чрезмерной стимуляцией в течение дня или каким‑ то событием, вызвавшим тревогу, полностью завладевшую вами. Ум настолько взбудоражен, образы и эмоции возникают так быстро, что вы едва успеваете разобраться с одной негативной мыслью, как тут же возникает другая. Вы можете столкнуться с тем, что кто‑ то из моих студентов назвал «массированной атакой препятствий». В таком случае несколько препятствий возникают по очереди и овладевают умом. Если вы позволите своему уму носиться кругами таким образом, это может войти в привычку, с которой потом будет сложно справиться. Лучше использовать все возможные средства, чтобы успокоить ум.

Если не подействует ни один из обычных методов, вы можете предпринять кое‑ что другое: попробуйте считать вдохи и выдохи. Хитрость здесь в том, чтобы сосредоточить ум на чём‑ то одном. Сначала считайте вдохи и выдохи от одного до десяти, затем – от десяти до одного. Далее считайте от одного до девяти, затем – от девяти до одного. Продолжайте считать до восьми, семи и т. д., пока не дойдёте до счёта от одного до двух и от двух до одного. Строгость проявляется вот в чём: если ум даже немного блуждает во время счёта, вы должны начать с самого начала. Продолжайте считать таким образом до тех пор, пока не завершите весь цикл счёта без отвлечений; после этого можете вернуться к своему обычному методу медитации. Это непростая задача. Начиная сначала после каждого отвлечения, ум устаёт метаться.

Хотя это сильнодействующий метод, ум некоторых людей может находиться в таком хаотическом состоянии, что они не способны даже считать. В этом случае сделайте сам хаос объектом медитации. Наблюдайте за тем, как меняется хаос.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...