Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поддержание позитивных состояний ума




 

В идеале, породив благое, искусное состояние ума, вы будете поддерживать его и не позволите ему исчезнуть. Вы знаете, что, если позволите ему ускользнуть, ваш ум вернётся в нейтральное состояние, а затем может скатиться в негативное состояние. Поэтому вы делаете всё возможное, чтобы непрерывно поддерживать приятное состояние ума. Благо данного момента должно стать благом следующего момента, а затем следующего часа, дня, недели. Вы пытаетесь поддерживать своё положительное состояние ума подобно человеку, не дающему угаснуть свече, которая напоминает ему о чём‑ то важном.

Это непросто. Сколько раз вы давали себе прекрасные обещания? Помните свои новогодние обещания или обеты, которые вы произносили в день свадьбы перед венчающим вас священником или друзьями? Помните, сколько раз вы загадывали желания на свой день рождения и надеялись, что они исполнятся? Сколько из этих обещаний вы сдержали? Возможно, вы обещали себе: «Я никогда больше не закурю сигарету, не возьму в рот спиртного, не солгу, не буду говорить грубо и никого не оскорблю. Я никогда больше не буду играть в азартные игры, воровать и убивать живых существ». После хорошей сессии медитации или вдохновляющего духовного ретрита вы могли решить: «Этот ретрит прошёл просто прекрасно. Я и не думал, что медитировать так просто. Ах, каким спокойным и умиротворённым я был на этом ретрите! Именно таким я теперь и буду».

Всё это позитивные мысли. Но сколько из них вы действительно постоянно и ежедневно претворяете в жизнь? Эти мысли возникают в вашем уме, подобно пузырькам в стакане содовой. Через несколько часов вода перестаёт пузыриться. Вы теряете энтузиазм и возвращаетесь к своим старым привычкам. Чтобы сохранить изначальное усилие, вы должны развить сильную внимательность.

Помните, что за один раз невозможно достичь ничего существенного. Вы должны повторять позитивную мысль или действие раз за разом, пока ваша практика не станет совершенной. Мы восхищаемся мастерством спортсменов‑ олимпийцев, но разве они развили свои способности за один день? Сколько раз вы упали с велосипеда, прежде чем научились на нём ездить? Совершенствование благих мыслей подобно этим видам тренировки. Вы должны практиковать очень усердно. Как только ваше усилие ослабевает, вспомните случай, когда вы настойчиво применяли усилие и достигли своей цели.

Разумеется, существуют практические приёмы, которые могут поддержать вашу практику искусного усилия. Вы можете проводить время с хорошими друзьями и избегать компании глупых людей. Вы можете жить в подходящем месте, читать вдохновляющие книги, принимать участие в обсуждении тем, связанных с буддизмом. Вы также можете усердно практиковать внимательность. Эти действия могут помочь вам поддерживать благие мысли.

Позвольте мне рассказать историю о монахе, у которого была великая цель, для достижения которой он приложил великие усилия.

 

В Древней Индии жил один старый монах, который был великим мастером медитации. Другой же монах, молодой, не справлялся со своими обязанностями. Великий мастер решил, что молодому монаху нужно развить дисциплину, и попросил его отправиться в один дом и просить там еду в качестве подаяния. Он хотел, чтобы молодой монах установил хорошие отношения с той семьёй, поскольку в ней недавно родился ребёнок, который, как ожидали монахи, должен был стать великим буддийским лидером. Хозяин дома был известен своей скупостью и недружелюбным отношением к попрошайкам. Когда монах впервые пришёл в его дом, хозяин очень расстроился. Он распорядился, чтобы ни его жена, ни дети, ни слуги ничего не давали монаху – даже не говорили с ним и не смотрели на него. Монах вернулся в монастырь, не получив в этом доме никакого подаяния.

Когда монах пришёл в этот дом на следующий день, произошло то же самое. Никто не дал ему еды. Никто не заговорил с ним и даже не взглянул на него. Однако монах не отчаялся. Он возвращался в этот дом каждый день в течение многих недель, а затем и месяцев на протяжении семи лет.

Затем хозяин дома нанял новую служанку. Она не знала о распоряжении не подавать монаху. В один прекрасный день, на седьмой год, когда монах пришёл в этот дом, служанка заговорила с ним и сказала: «Уходи. Нам нечего тебе дать».

Монаху было очень приятно, что на него наконец‑ то обратили внимание. На пути в монастырь ему повстречался скупой хозяин дома, ехавший верхом на лошади. Хозяин презрительно спросил монаха: «Тебе что‑ нибудь дали в моём доме? »

«Да, господин, спасибо, – ответил монах. – Сегодня мне кое‑ что дали».

Скупец сильно разгневался. Он во весь опор поскакал домой, спрыгнул с лошади, вбежал в дом и громко закричал: «Что вы дали этому жалкому лысому человеку? И кто дал ему это? » Все, кто был в доме, ответили, что не подавали монаху.

Но хозяина это не удовлетворило. Он по очереди расспросил всех присутствующих. Подойдя к новой служанке, он спросил её: «Ты что‑ нибудь дала этому монаху? »

«Нет, господин», – ответила она. «Ты уверена? » – «Да, господин, я уверена. Я ничего ему не давала». – «Ты говорила с ним? » – «Да, господин». – «Что ты ему сказала? » – «Я сказала: „Уходи. Мне нечего тебе дать“». Скупец решил, что монах обманул его. Это разозлило его ещё сильнее. Он сказал: «Пусть этот лжец придёт завтра. Я покажу ему, как со мной шутить».

На следующий день монах, как обычно, снова пришёл в дом. Скупой хозяин вышел и сердито заговорил с монахом: «Вчера ты сказал, что тебе что‑ то дали в моём доме. Я расспросил всех и узнал, что никто тебе ничего не давал. Ты мне солгал, ничтожный обманщик. Скажи мне, что ты получил в моём доме? »

«Господин, я приходил в ваш прекрасный дом в течение семи лет и ничего не получал. Но вчера одна добрая женщина вышла и сказала: „Уходи, мне нечего тебе дать“. Вот что я вчера получил в вашем доме».

Скупцу стало очень стыдно. В тот же миг он почувствовал, как внутри него вспыхнула искра любящей доброты и щедрости. Должно быть, этот монах – святой, подумал он. Если он так благодарен, получив отказ от служанки, какова будет его благодарность, когда он получит немного еды?

Хозяин немедленно отменил своё распоряжение и велел своим домочадцам дать монаху еды. После этого монах постоянно получал подаяние в этом доме. Его твёрдая решимость, искусное усилие, направленное на поддержание терпения, а также позитивное состояние ума в конце концов окупились. Позже младенец, родившийся в том доме, стал арахантом и одним из главных буддийских лидеров того времени.

(MhvsV)

 

Вы можете спросить: зачем нам так усердствовать в практике и обычной жизни, если всё непостоянно и даже самые возвышенные состояния ума рано или поздно проходят. Разумеется, вы правы. Всё непостоянно. Более того, нет никаких постоянно существующих «вас», которые переживали бы всё это. И всё же счастье и страдание имеют место. Если вы наступите на пчелу, и она вас укусит, вы не будете думать: «“Я“ болит». Вы просто скажете: «Ай! » Даже если вы в этот момент не осознаёте никакого «я», страдание по‑ прежнему присутствует.

Некоторые люди приходят в замешательство, когда слышат учение об отсутствии «я». Они верят, что для существования страдания должен быть «кто‑ то» страдающий. Однако это ложное предположение. До тех пор пока существуют совокупности тела и ума, до достижения просветления страдание неизбежно. Сказано:

 

Возникает лишь страдание,

Длится лишь страдание,

Исчезает лишь страдание.

Кроме страдания, ничего не проявляется,

И не прекращается ничего, кроме страдания.

(SI. 5. 10)

 

Другое заблуждение – это идея о том, что, поскольку нет никого, кто ощущал бы страдание, страдание не имеет значения. Когда люди начинают это утверждать, я пытаюсь вернуть их из мира интеллектуальных представлений к реальности. Я говорю: «Существует „я“ или не существует, вы страдаете. Вам нравится страдать? Разве в этом цель вашей жизни? Существует „я“ или не существует, одного вы не хотите точно: страдать! Поэтому ваше страдание, безусловно, имеет значение». В конце концов именно страдание было причиной, по которой после просветления Будда посвятил остаток своей жизни передаче учения. Из великого сострадания он открыл другим тренировку ума, устраняющую все состояния страдания.

Правда и то, что даже самые возвышенные, самые приятные и утончённые состояния ума в какой‑ то момент заканчиваются. Именно поэтому, развив искусные состояния, мы должны задействовать их, пока они ещё длятся. Искусные состояния ума – необходимые средства устранения страдания, а поддержание искусных состояний приносит пользу, намного превосходящую временное облегчение и радость. Ясные, благие состояния ума – та основа, на которой развивается прозрение в непостоянство, благодаря которому мы можем раз и навсегда устранить страстное желание и неведение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...