Эра консультирования
Развитием консультирования занимались не только философы, психиатры, психологи и педагоги. Одной из самых влиятельных фигур в начале двадцатого века был психически больной пациент. В своей книге «Разум, нашедший сам себя» Клиффорд Бирс ( Mind That Found Itself, Clifford Beers, 1945) описывает свой печальный опыт, когда он попал в руки очень грубой системы, где с ним обращались как с лунатиком, а не как 42 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ с нормальным человеком. В своей классической работе, которая даже привела к созданию Национальной ассоциации психического здоровья, Бирс пишет о том, что человеку, имеющему эмоциональные расстройства, прежде всего необходим друг, который бы ему посочувствовал. И психотерапевтическое консультирование — это именно та специальность, которая откликнулась на этот запрос. До этого психиатры и психологи, в основном, придерживались так называемой «медицинской модели», где основной акцент делался на диагностике психопатологии. Пациенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи, считались психически больными, которых можно вылечить, лишь используя медицинские средства: электросудорожную терапию, психохирургию (лоботомию), психофармакологию, и лишь в крайнем случае — психотерапию, обычно это был долгосрочный психоанализ, с тре-мя-четырьмя сессиями в неделю по шесть и более часов. Примерно к середине двадцатого века над толпой психиатров и психологов зазвучал одинокий голос Карла Роджерса (1902-1987). Он стал доказывать, что традиционный паттерн взаимодействия «клиент—психотерапевт», существующий в рамках медицинской модели, не подходит для работы с большинством людей. По Роджерсу, люди с проблемами в эмоциональной сфере не являются «психически больными»; большинству людей просто необходима безопасная обстановка, в которой они могут проработать свои проблемы. Он подчеркивал, что наиболее эффективно эта задача выполняется в контексте психотерапевтических отношений.
Несмотря на то, что сначала отношение к клиент-центрированной теории Роджерса было весьма прохладным, впоследствии он сыграл значимую роль в развитии консультирования, изменив представление о природе психотерапевтического альянса. Сейчас очень сложно представить консультирование без изменений, внесенных Роджерсом и его идеями о важности психотерапевтических отношений. В 50-х-60-х годах XX века клиент-центрированная психотерапия становится теоретической базой большинства программ подготовки консультантов. В целом можно сказать, что идеи Роджерса были восприняты с воодушевлением, множество консультантов обучалось в рамках недирективной, клиент-центрированной психотерапии. Но несмотря на повсеместное принятие клиент-центрированного консультирования, стали возникать вопросы о природе этого подхода, о том, в работе с какими категориями клиентов его можно использовать. Трудности с определением задач консультанта и со сбором эмпирического материала, подтверждающего эффективность клиент-центрированного подхода, послужили причиной дальнейших исследований и поисков. В 1960-х — начале 1970-х годов в консультировании наметились определенные изменения. Проводится очень скрупулезное исследование роджерианского подхода. Харку'фф, Беренсон и Крамбольц (Carkuff, Berenson, 1977; Krumboltz, 1966) пишут книги, призывающие к дальнейшему развитию консультирования в рамках бихевиористской модели, в то время как Эллис и другие когнитивные психотерапевты указывают на ведущую роль мышления в процессе консультирования. Другие теоретики также начинают выдвигать свои идеи: гештальт-терапия, транзактный анализ (ТА), стратегия прояснения ценностей, психотерапия реальностью и др. Все они соперничали между собой и требовали к себе внимания.
Все эти поиски if исследования привели к тому, что постепенно программы по обучению консультантов стали пользоваться популярностью и доверием. Роберт Хар- Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 43 куфф и его коллеги (Carkhuff, Berenson, 1977; Truax, Carkhuff, 1967) предложили использовать системный подход к оказанию помощи. Харкуфф высказал мнение, что консультант должен быть квалифицированным, надежным и постоянно совершенствоваться, достигая в консультировании наибольшей эффективности. Он определил навыки, которыми должен обладать консультант, и разработал методы оценки эффективности. Многие программы подготовки консультантов, опираясь на работы Харкуф-фа, делают основной упор на развитии навыков, являющихся базой для построения эффективных психотерапевтических взаимоотношений. Вероятно, что и вас будут обучать по одной из системных моделей развития навыков (Cormier, Cormier, 1998; Doyle, 1998; Egan, 1998; Evans, Hearn, Uhlemann, Ivey, 1997; Murphy, Dillon, 1998), разработанных после того, как Харкуфф определил «ключевые моменты» в консультировании. Сегодня основы психотерапевтического консультирования составляют работы Харкуффа, создавшего основу для развития навыков, Роджерса, указавшего на важность психотерапевтических отношений в консультировании, и Фрейда, который способствовал возникновению доверия к лечению разговором. В табл. 2. 2 отражен вклад отдельных людей в развитие консультирования. В этом смысле она представляет общую основу для обучения психотерапевтическому консультированию. Чтобы достичь профессионализма, необходимо интегрировать различные подходы к консультированию, используя общую модель, предлагаемую большинством программ подготовки консультантов. Ошибочно полагать, что минимальные навыки подготовят вас к работе консультантом. И поэтому, сначала вы будете обучаться основным техникам отображения, конфронтации, выслушивания и подытоживания, и лишь затем расширять эту базу, используя доступные вам различные теоретические и практические сведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|