Понятие о статистическом анализе и его основные задачи
Научная обработка и анализ статистических данных — третья, завершающая стадия статистического исследования. Как заключительный этап статистического исследования анализ статистических данных — это процесс изучения, сопоставления, сравнения полученных цифровых данных (между собой и с данными других отраслей социально-экономической статистики), их обобщения, истолкования и формулирования научных и практических выводов. Анализ — это научный метод исследования объекта путем рассмотрения его отдельных сторон, свойств и составных частей'. В рассматриваемом аспекте анализ — это единство познания и оценки. Через систему признаков, характеристик в процессе познания исследователь получает фактические данные о правонарушениях и государственных мерах социального контроля над ними. Оценка же предполагает соотнесение рассчитанных статистических показателей с рядом других в целях выработки необходимых управленческих решений. Конечная цель анализа правонарушений — совершенствование государственных мер социального контроля над ними на основе свойственных им тенденций и закономерностей, установленных и количественно измеренных взаимосвязей и взаимозависимостей. «Анализ правонарушений» — более широкое понятие, чем «статистический анализ правонарушений», хотя, очевидно, последнему в нем отводится ведущая роль. Правовая статистика — важный инструмент анализа социально-правовых явлений. Всем арсеналом ее методов и приемов удается вскрывать закономерные связи правонарушений с другими социальными явлениями, устанавливать, например, взаимодействие разных видов преступности, выявлять количественную определенность качественных характеристик и основное направление ее изменений и т.д.
Предмет статистического анализа — совокупность качественных и количественных характеристик правонарушений в их единстве и развитии; Это могут быть данные, характеризующие изучаемое явление на отдельном предприятии, в отрасли, районе, области, в целом по стране; он может распространяться и на данные по совокупности стран (например, при сравнительном анализе состояния преступности в разных странах). Правовая статистика не может ограничиться только собиранием информации о признаках социально-правовых явлений или созданием «фундамента из точных и бесспорных фактов». Статистик, будучи одновременно и представителем соответствующей науки (в нашем случае — юриспруденции), систематизирует, анализирует их и стремится обнаружить в них причинные и иные связи, тенденции и закономерности. Правильность и эффективность выводов анализа по данным правовой статистики зависят от знания социально-правовой природы изучаемого явления и надлежащего использования правил и приемов анализа, разрабатываемых теорией статистики. Анализ опирается на всю совокупность относящихся к рассматриваемому явлению фактов, значение которых оценивается в общем контексте социальной ситуации. Поэтому всякий анализ данных правовой статистики является и социально-статистическим. При анализе комплексно используются данные различных отраслей статистики и разнообразные приемы их обработки. При статистическом анализе социально-правовых явлений может ставиться задача получения полной и всесторонней картины состояния и развития явления в целом в определенной связи и взаимоотношении его различных сторон и форм развития, с одной стороны. С другой – статистический анализ может быть ограничен и решением частных задач: выяснением состояния явления в данных условиях места и времени и оценки этого состояния; изучением взаимосвязи признаков; изучением динамики, например, преступности и определяющих ее факторов. Выявляя взаимосвязи, зависимости, соотношения, статистический анализ помогает изучать и в определенной степени объяснять характер и причины социально-правовых явлений, условий и механизма их развития, закономерностей существования.
Здесь, конечно, следует оговориться, что недопустимо слепое поклонение, увлечение методами математической статистики, их фетишизирование в надежде на то, что они полностью вскроют причины изучаемых правовой статистикой явлений и исчерпывающе ответят, почему именно таково положение дел в данной сфере, почему именно таков их уровень и механизм развития социального явления. Не следует забывать, что социальные процессы по своей природе не могут быть полностью формализованы и измерены. Для исчерпывающего ответа на поставленные вопросы нужно использовать весь методологический арсенал обществоведения, дополнительную (не только статистическую) информацию, необходимо комплексное, системное, многоуровневое всестороннее изучение. Статистический анализ сводится к выявлению лишь типичных количественных взаимосвязей, зависимостей, соотношений, закономерностей. В этом, собственно, его суть. Выяснение же характера этой взаимосвязи требует обращения к содержательному анализу материалов о правонарушениях (уголовных, административных и гражданских дел), других данных. Нетрудно обнаружить, что задачи анализа данных правовой статистики производны от основных функций статистки как метода познания массовых социальных явлений и процессов. Ими являются: — описание состояния, структуры, распространенности, динамики правонарушений и реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержание в стране режима законности (описательная функция), — выявление статистической связи, зависимости, соотношения структуры и динамики правонарушений с факторами, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция); — определение тенденций изменения правонарушений, составление статистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция);
- выявление «тревожных» моментов в характеристике преступности, положительных сторон и недостатков в деятельности правоохранительных органов для принятия на основе этих данных своевременного решения и разработки мер по распространению положительного опыта или устранению недостатков. Применительно к работе правоохранительных органов и суда статистический анализ должен показать как работают эти органы, в чем заключаются положительные (например, высокий процент раскрываемости преступлений) и отрицательные (например, нарушение сроков судебного рассмотрения дел) стороны их деятельности. Выявление конкретных причин обнаруженных дефектов и выработка мероприятий по их минимизации – основная задача анализа материалов правовой статистики. Естественно, для решения этих задач мало одной статистики. Здесь необходимы глубокие знания как теории юриспруденции (криминологии, уголовного, административного, гражданского права и процесса и др.), так и практики деятельности правоохранительных органов и суда. Только в этом случае можно рассчитывать на плодотворные результаты. Для того чтобы выводы и рекомендации, сделанные в результате статистического анализа, имели объективный, научно достоверный характер, необходимо соблюдать следующие требования: 1) количественный анализ статистических показателей должен базироваться на глубоком знании основных теоретических положений юридических наук, изучающих природу учитываемых правовой статистикой явлений, т.е. измерение закономерностей, связей и взаимозависимостей, объективно существующих между объективными явлениями, статистика может осуществлять лишь после того, как на основе научной теории проведен анализ сущности, качественных особенностей этих явлений; 2) исследуемая статистическая совокупность должна состоять из достаточно большого числа единиц, собранных на большой территории и за ряд лет;
3) при анализе статистического материала необходимо использовать не только данные официальной государственной статистической отчетности, но и другие материалы, полученные в результате специальных обследований или, например, во время проведения контрольно-инспекторских проверок или социально-правовых (в частности, криминологических) исследований и т.д.; 4) в процессе изучения правонарушений (в частности, преступности) и связанных с ними проблем следует учитывать материалы других отраслей статистики (экономической, демографической, статистики культуры, здравоохранения и т.д.). Проведение статистического анализа требует последовательного выполнения следующих исследовательских задач: а) постановка целей анализа; б) подбор статистического материала и критическая оценка данных (т.е. проверка их полноты, качества, достоверности, научной обоснованности); в) приведение отобранных данных в систему и расчет недостающих показателей; г) сравнительная оценка и обеспечение сопоставимости данных; д) формирование обобщающих показателей; е) фиксация и обоснование существенных свойств, особенностей, сходств и различий, связей и закономерностей изучаемых явлений и процессов; ж) формулировка выводов и практических предложений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|