Как сниматься на камеру, или Чем проще – тем лучше
ПРИМЕР PAIN (БОЛЬ): «Ваш прошлый септик постоянно пах и выходил из строя? » MORE PAIN (БОЛЬШЕ БОЛИ): «Вам приходилось копаться в отходах и нечистотах ежемесячно, чтобы прочистить свой септик? » HOPE (НАДЕЖДА): «Дело в том, что конструкция вашего септика устарела. Сейчас на рынке много современных моделей, которые полностью исключают возможность забора». SOLUTION (РЕШЕНИЕ): «Септик " Кристалл" – любимый септик дачников! »
Собственно, именно так мы закрывали переход на сайт с канала «Кристалл‑ Септик». То, как вы призываете перейти на свой сайт, очень важно. Призыв должен быть логичным продолжением вашего выступления, почти неотделимым от него. Идеальный призыв определяется отсутствием у зрителя чувства, что ему что‑ то пытаются продать. Я не рекомендую начинать призыв словами «кстати», «именно поэтому», «но всего этого можно было бы избежать» и т. д. Если вам хотя бы на секунду показалось, что вы притягиваете свой призыв за уши, то вам не показалось. У зрителя не должно возникнуть подозрения, что вы пытаетесь им манипулировать. Если вы недостаточно «прогрели» зрителя экспертным контентом, то велика вероятность того, что он затаит на вас обиду и не вернется на канал. В качестве идеального примера встройки в видео призыва к переходу на сайт приведу канал «Онлайн‑ школа " Легкие роды" ». Мы записывали видео «Что нужно взять с собой в роддом», и в конце первой трети видео Ольга, спикер канала, перечисляла вещи, которые нужно положить в первый пакет: «Документы, потому что… Тапочки, ведь когда вы… Рубашку – не офисную, а ночную… И самое главное, что вы должны взять с собой в роддом, – это знания. Знания о том, как тужиться, дышать, отдыхать между схватками. Только с такими знаниями вы сможете сделать роды для себя комфортными. Ссылка на наш бесплатный мастер‑ класс " Пять секретов легких родов" в описании. Переходите и регистрируйтесь, жду вас всех». Этот призыв дал настоящий рекорд по переходам.
Я восхищен искренностью спикеров, которые говорят: «Этот канал создан для рекламы нашей компании, и, если вам нравится наши видео и то, что мы делаем, переходите на сайт и…» Все выглядит честно, открыто, искренне. Когда вам по телефону звонят очередные спамеры и пытаются что‑ то продать, попробуйте задать им вопрос: «А зачем вы мне звоните? » Скорее всего, вам скажут: «Чтобы проинформировать вас о выгодных условиях нашей компании». Ваш ответ: «Спасибо, я проинформирован». Если бы все продавцы не стеснялись говорить «Я звоню вам, чтобы продать свои услуги», то мир был бы чуточку светлее и честнее. Этот принцип скорее относится к третьему пункту – как вы говорите. Вы должны произносить свой призыв не как робот, запрограммированный продавать, а как человек, искренне желающий помочь зрителям. Вы должны верить в то, что говорите, и говорить то, во что верите. Повторюсь: любая фальшь считывается на бессознательном уровне. Лучше вообще не призывайте зрителей переходить по ссылке, если понимаете, что это не к месту. Теперь рассмотрим призыв к действию «Посмотреть другие видео». Напомню, что в YouTube‑ продвижении есть важная метрика – «Поведение зрителя». Алгоритмы YouTube считывают не только то, как человек смотрел ваше видео (насколько долго и насколько внимательно), но и то, что он делал после просмотра. Идеальный вариант поведения зрителя на канале: 1. Он нашел ваше видео на YouTube (не по внешним ссылкам; об этом поговорим в главе 10 «Как понять, что я все делаю правильно, или Знакомство с великолепной YouTube‑ аналитикой»). 2. Он посмотрел ролик до конца.
3. Он поставил лайк. 4. Он написал любой комментарий. 5. Он подписался на канал. 6. Он пошел смотреть другие ваши видео.
Причем неважно, откуда он пошел их смотреть – из поиска, из ссылки в описании, из столбика «Рекомендованные видео» или через страницу вашего канала. Только в случае, если человек решил посмотреть еще один ваш ролик, мы можем говорить о том, что производимый вами контент достоин продвижения алгоритмами YouTube. Нередко именно по этой причине сложно продвигать новые каналы. Когда на канале мало видео, у зрителей возникает большой соблазн сместить взгляд вправо, на другие названия в столбике «Рекомендованные видео», особенно с дико кричащими и заманивающими превью, и остановить ваш ролик на половине просмотра. Так же, как я в этой книге отсылаю вас, уважаемые читатели, к ее разным главам, и следует вести свой канал, ссылаясь на другие его видео. Примеры призывов смотреть другие ваши ролики: ● «Мы уже снимали видео на эту тему. Ссылку я оставлю в описании – переходите и смотрите. Только досмотрите это видео до конца». ● «Помните, недавно я именно об этом и говорил. Ссылка на видео, где я рассказывал, что надо делать, а что – нет, находится в описании. Переходите». ● «И такое видео уже есть на нашем канале. В правом верхнем углу будет восклицательный знак – нажимайте, и вы перейдете на это видео».
Здесь важно уточнить, о каком восклицательном знаке идет речь.
В плеере YouTube немного мест для размещения кликабельных ссылок. Точнее, их всего два: ● конечные заставки, то есть последние 20 секунд видео, когда вы можете поставить поверх него ссылки на плейлисты, конкретные ролики и большую иконку канала; ● инструмент «Подсказки».
В отличие от конечных заставок вы можете поставить подсказки в любую секунду воспроизведения ролика. Это крайне важно: в тот момент, когда вы призываете посмотреть другое видео на своем канале, на экране должно появиться его превью, буквально на пару секунд, чтобы зритель понял, как его найти, если ссылка потеряется, а также надо показать трех – пятисекундный видеоряд, чтобы зритель понял, что его ожидает в видео, на которое вы ссылаетесь.
Опытные монтажеры могут добавить в правый верхний угол анимацию и сделать восклицательный знак более ярким и привлекательным. Здесь используются такие приемы, как анимация расходящихся кругов, словно вы бросили в водную гладь камень, или красная стрелочка со звуковым оформлением. Высшим пилотажем станет использование продуманных контент‑ планов, где каждое видео является логическим продолжением другого и содержит ссылки на предыдущие. Однако не стоит насыщать ролик ссылками на три и более других выпусков. Когда вы даете зрителю слишком большой выбор, он может растеряться и уйти смотреть развлекательные каналы.
К слову, должен отметить практически полную бесполезность формата «Сериал» на YouTube. В свое время я был настолько воодушевлен этой схемой создания контент‑ планов, что на каждом своем канале снимал сериалы. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что, например, третья часть сериала набрала 50 000 просмотров, а остальные пять не перевалили и пятитысячный рубеж. Моя гипотеза, что зрители, однажды попавшие на многосерийный контент, будут взахлеб смотреть все части, разбилась об айсберг реалий. Напоминаю, что в бизнес‑ тематике люди смотрят контент для решения своей проблемы, и если это не идентичный контент, направленный на определенную сферу деятельности, то снимать сериалы совершенно неэффективно. Гораздо продуктивнее будет тот же сериальный контент, завернутый в обертку из пяти – семи разных проблем с соответствующим графическим оформлением и SЕО‑ оптимизацией. В то же время если у вас получится сделать сериал, где зрители с нетерпением ждали бы следующих серий, то вы добьетесь огромного успеха. По сути, именно этот эффект и подразумевает большая красная кнопка под видео «Подписаться», то есть ясно выраженное желание получать контент от автора. Как сделать из залетного зрителя подписчика? Для этого нам и нужен синий кубик «СТА на подписку». После просмотра ролика у зрителя должно сложиться однозначное впечатление, что подписка на ваш канал решит все его проблемы, что жизнь его станет краше, лучше, быстрее, выше, сильнее. Вы должны сделать все, чтобы у человека в сознании появилась четкая мысль: подписка на ваш канал – это лучшее решение в его жизни.
Один из простых и хорошо работающих приемов – фраза «А в следующем видео мы рассмотрим вот такую проблему, подпишитесь, чтобы не пропустить». И плевать, что на момент просмотра зрителем этого видео на канале уже выйдет с десяток других, включая обещанное. Ваша задача – обменять свой видеоконтент на клик по большой красной кнопке. Многие из клиентов сначала говорили: «Коль, да не буду я у зрителей ничего клянчить, захотят – подпишутся». Это радикально неверная установка: люди ничего не будут делать, пока их не попросишь. Так устроен YouTube. Конверсия в подписку, то есть процент подписавшихся после просмотра видео от количества просмотров, очень важный показатель органического продвижения. В начале 2019 г. мы заметили смену алгоритма продвижения YouTube. Некоторые каналы начали бурно выходить в органику (трафик с главной страницы и «Рекомендованных видео»), а другие стояли на тех же показателях по просмотрам в день, что и раньше. Когда мы начали анализировать «выстрелившие» каналы, то обнаружили, что конверсия на успешных каналах составляла 2–3 %, тогда как на остальных процент был меньше. Мы тут же стали наполнять сценарии призывами, еле‑ еле подняли процент подписавшихся до двух, и – о чудо! – остальные каналы тоже «полетели». Однако наше счастье было недолгим: через два‑ три месяца эта метрика потеряла свою актуальность, и каналы снова прекратили бурно расти. Алгоритмы YouTube меняются постоянно, и только программистам Google известно, на какие показатели сейчас стоит делать ставки. Хотя эта ситуация не означает, что в будущем алгоритмы не вернутся к учету важности конверсии подписки, и наши видео, сделанные в период, когда этот параметр уже не работал, еще могут себя показать. Ролики в YouTube лежат и смотрятся годами, и ваша задача – сделать все возможное, чтобы ваши видео максимально приблизились к внутренним параметрам «интересности» YouTube по всем фронтам, и тогда успех будет вопросом времени. Призывать к подписке можно совершенно разными путями – например, угрожать зрителю, шутить, манипулировать. Правильных ответов нет, и в каждой сфере, в каждой нише приемы свои. Мне очень нравится формат одинакового финального прощания с напутственными словами во всех видео. Например, на каналах онлайн‑ школ спикеры говорят, что секрет успеха и достойного заработка в любимом деле – это подписка на канал. Мол, подпишитесь, и все ваши проблемы развеются как дым. Так тоже можно.
Одно время на канале Barbarossa был такой заход: «Хороший внешний вид мужчины начинается с подписки на наш канал». Вам надо задать себе вопрос – «Зачем людям подписываться на мой канал? ». Ответ по типу «Получать актуальную информацию о…» не принимается. Информация – это, конечно, хорошо, но ради нее я бы не стал подписываться. А вот подписаться на канал, чтобы мои дети жили дорого‑ богато, – это всегда пожалуйста.
Повторю: создавая контент‑ план и выбирая темы для видео, вы должны четко ответить себе на вопрос: «ЗАЧЕМ ЛЮДИ БУДУТ ПОДПИСЫВАТЬСЯ? »
Большое проклятье экспертных каналов – записывать ролики, решающие абсолютно разные проблемы целевой аудитории. Авторы каналов попадают в ловушку: люди их смотрят, решают свою проблему и покидают канал. То же относится и к развлекательному контенту: можно снимать видео на разные темы, но если на канале нет общего вектора и вы не представляете себе ситуацию, когда некий Вася Пупкин приходит домой после тяжелого трудового дня и с бесконечной жаждой ищет ваше новое видео на YouTube, то следует еще раз подумать о том, что получит человек, посмотрев все видео на вашем канале. Какой конечный результат его подписки? Прыгать из стороны в сторону, проверяя гипотезы контента, можно два‑ три месяца после старта канала, но необходимо остановиться хотя бы на минуту и подумать о том, в чем состоит ваша миссия в мире YouTube. Еще хочу сказать пару слов о прощании. Вы можете быть великим мастером ораторского искусства, можете на протяжении 10 минут держать напряжение и играть со своим зрителем, можете устроить действительно крутое выступление, но мимолетная фраза типа «Я все, до встречи» разрушит все представление о предыдущих 10 минутах. Вы должны сделать так, чтобы зритель сожалел об окончании видео. Пусть он скажет: «Ого, вот это было круто! » Никакой половинчатости, не опускайте градус крутизны на последних секундах, ведь именно послевкусие и решает, что будет делать зритель после просмотра: пойдет на новое свидание с вами или предпочтет старых знакомых, которые его не разочаруют.
Теперь остановимся на сторителлинге. Начнем с того, что если рассказывать истории у вас не в крови (нет, как вы считаете, природных способностей), то это не беда и дело поправимое. Знание о том, как рассказывать истории так, чтобы вас слушали с открытым ртом, изложено во многих книгах, сложных и не очень, и дано в конкретных и понятных правилах. Далее я буду опираться на принципы крутого сторителлинга из книги Роберта Макки «История на миллион долларов»[2]. В любой хорошей истории есть герой, обстоятельства, сюжет и цель. С вашим героем должно произойти какое‑ то экстраординарное событие, которое заставит его выйти за пределы привычной жизни (покинуть зону комфорта) и начать решать проблему, то есть принять важное решение и получить результат – как минимум поучительный, как максимум хеппи‑ энд. В идеале ту же стратегию эмоциональных американских горок надо применить к сценарию для видео на YouTube. Ваша задача – не допускать, чтобы зритель заскучал. А он начинает киснуть, когда ничего не меняется. Если в вашем видео две минуты подряд все стабильно (или очень хорошо, или очень плохо), это негативно отразится на удержании зрительского интереса. Представьте, что вы смотрите видео про особенности выбора горящего тура для отпуска. Именно такой ролик мы опубликовали на канале «Кристина Левина. Путешественник и турагент». Эмоциональное путешествие зрителя начинается с фразы «Ну, давай, расскажи мне про горящий тур, чего я там не знаю». С первых же слов он понимает: «Ого, если сделать неправильный выбор, можно потерять деньги и испортить отпуск». Дальше дается определение горящего тура, и зритель думает: «О, ну я так и знал». И тут в бой вступают волшебные слова «но», «однако», «не все так просто»: не все туры, которые называются горящими, таковыми являются – есть еще и маркетинговые уловки. Зритель снова ошарашен: «Как же я смогу отличить горящий тур от просто стремной путевки? » У Кристины есть ответ: смотрим отель, отзывы, параметры перелета. «Фух, вот теперь точно разобрался, как же это просто», «Стоп, а в Европу не пустят без шенгенской визы? Как же много нюансов! А, так на этом канале рассказывается, как путешествовать много, далеко и за копейки, подпишусь! ». Кристина за шесть минут видео прокатила зрителя по эмоциональной горке более четырех раз, не дав заскучать ни на секунду.
Слова‑ помощники и фразы, которые помогут вам нагнать жути, страха и интриги, внесем в схему управления зрительскими эмоциями. Только на основе этих фраз вы можете составить идеальный сценарий. Предлагаю попрактиковаться. Составьте обзор на книгу, которую вы сейчас читаете (да‑ да, прямо в эту секунду), используя таблицу ниже.
Как видите, только на основе вводных слов вы уже можете спланировать интригу и обыграть ее в своем видео.
Глава 6 Как сниматься на камеру, или Чем проще – тем лучше
Если бы все было просто: выбираешь тему, пишешь интересный сценарий, и ты – ютубер‑ миллионер, то у каждого второго был бы свой YouTube‑ канал. Сниматься в видео – непростая работа, хотя не стоит смотреть на нее так подозрительно и негативно. Если у вас есть сложности во взаимодействии с камерой, то это может стать огромным пространством для личностного роста. Люди, которые хотя бы полгода поснимали себя на камеру, приобретают не только навык правильно держаться перед объективом, но и начинают умело доносить свои мысли до собеседника, увереннее вести себя на деловых переговорах, выступать на сцене, произносить тосты на торжественных мероприятиях. Вопрос «Как сниматься на камеру? » я делю на две части: «Как говорить? » и «Где говорить? ». Хочет того человек или нет, камера меняет его поведение и манеру говорить. Даже я, проведший тысячи часов за съемками видео, вставая перед объективом, тут же выпрямляю спину, делаю глубокий вдох и начинаю говорить на полтона ниже и периодически умничая и занудствуя. Такое преображение сложно контролировать, и изменение повадок перед камерой напоминает перемену в поведении самого шумного одноклассника, робеющего у доски. Спешу вас огорчить: волшебной таблетки типа «Представьте перед собой голый зал» или «Подумайте, что рассказываете своим родственникам» не существует. Здесь помогает только время и опыт. Хотя определенным фишкам можно и нужно научиться. Обратите внимание на то, что сценарий вашего видео написан слоями, и значит, вам необязательно заучивать текст наизусть. Я обожаю работать с предпринимателями – знатоками своего дела, потому что они могут рассказывать о нем часами, и задача сценария – направлять спикера. То же самое делаю и я на съемке: «А теперь давай сделаем призыв к лайку. Начни со слов " Если вы со мной согласны…" » – «Окей… " Если вы со мной согласны, смело ставьте лайк этому видео; если у вас другая точка зрения, давайте подискутируем в комментариях" … Коль, само вырвалось». – «Отлично, все супер! Это звучит естественно и по‑ настоящему, оставляем на монтаж. Теперь давай " Что будет, если зритель сделает по‑ своему" ». – «Понял. " Что же будет, если вы все‑ таки решите…" » В этом примере два места, на которые стоит обратить особое внимание. Во‑ первых, искренность и естественность. Если вы начинаете снимать видео без веры в то, что говорите, можете даже не начинать – это кончится плохо. Часто я вижу, как спикеры снимаются по мною написанному сценарию, с моими фразочками и прикольчиками, с попыткой имитировать мою уникальную подачу. Я говорю это не для бахвальства, а для описания ситуации. У каждого человека манера говорения индивидуальна, словарный запас самобытен, а способность интонировать неповторима. Как следствие, попытка подражать кому‑ то (в частности, мне) приводит к необходимости дорабатывать сценарий в процессе съемки, что существенно съедает энергию спикера, и уже через полчаса записи вместо энергичного оратора передо мной уставший от жизни человек. Если вы сэкономили время, заставив помощника надергать в интернете информацию и составить сценарий, то видео получится поверхностным и обыкновенным: в нем не будет энергии вашей экспертности и вашей изюминки. Что тогда делать? Неужели надо сидеть часами за написанием сценария «под себя»? Лучший способ – писать сценарий вопросами (о чем мы уже поговорили в главе 4) и записывать видео как ответы на эти вопросы. Во‑ вторых, само интервью. Обратите внимание, что книга, которую вы сейчас читаете, написана именно в такой технике: я задаю себе вопрос и сам на него отвечаю. Выглядит нелепо? Отнюдь. Повышает ли эта техника среднее время просмотра? О да! Вообще, кто бы что ни говорил, ораторское мастерство можно и нужно тренировать. Вот несколько рекомендаций по повышению качества видео и заинтересованности зрителей. 1. Никогда не записывайте видео на минимуме или отсутствии энергии (не выспались, приболели, стрессанули и т. д. ). Это прямо фу‑ фу‑ фу. Унылых людей и в обычной жизни хватает – постарайтесь себя взбодрить. Кофе, зарядка, дыхательные упражнения – все великолепно работает. Ваша задача – выложиться по максимуму в каждом видео. Хотя в момент записи перед вами нет живой аудитории, но там, куда вы идете, – по ту сторону экрана тысячи зрителей, и постарайтесь для них по полной. 2. Не пытайтесь быть тем, кем не являетесь. Будьте такими, какие вы есть в реальной жизни, и обязательно выберите наиболее светлый, добрый день, когда вы выспались, у вас все хорошо на работе, в семье и ничего эмоционально не отягощает. Подумайте: стали бы вы сами смотреть на YouTube видео, где с первых секунд по интонации и мешкам под глазами спикера понятно, что ему еще годовой отчет заполнять и сейчас абсолютно не до вас? Вот и я бы не стал. Если вы пытаетесь в ролике стать кем‑ то другим, то в лучшем случае мало кто (или вообще никто) будет смотреть такие фальшивые видео, а в худшем – вам придется притворяться всю жизнь. 3. Не бойтесь проявлять свою индивидуальность как спикер. Всегда следует помнить, что все спикеры разные. Один умеет классно интонировать и держать внимание паузами, другого хочется смотреть за экспрессию и великолепный юмор, а третий, хоть и скучноват, профессионально и подробно рассказывает, как решить проблему.
Каждый человек уникален, и, начиная записывать видео для YouTube, редкий консультант скажет, как и в каком формате лучше сниматься именно вам. Спикеров я делю на четыре типа: «Огонь», «Земля», «Вода» и «Воздух». Коротко остановлюсь на их характеристиках. «Огонь» – это люди с шилом в одном месте. Манера быстро говорить, резкая жестикуляция, громкий голос, запредельный уровень эмоциональности. Таких людей нельзя сажать за стол или в кресло. Они должны стоять, должны выплескивать свою энергию на съемочной площадке, иначе «обожгут» зрителей. Частый комментарий под такими видео – «Да че ты орешь‑ то? ». Такие спикеры умело заигрывают с аудиторией, и потенциально они – большие YouTube‑ звезды. Главный запрет – съемка в статичной позе. Лучше сделать обзор помещений или крупных объектов, контентный (полезный) влог или демонстрацию работы руками. Людям‑ «огонь» не рекомендовано брать интервью, так как они постоянно будут влезать в высказывания собеседника, рассказывать о себе и о собственном опыте, умничать и кривляться, что в формате интервью категорически запрещено. (Формат интервью – это отдельная история; мы поговорим о нем через пару страниц, и вы поймете, почему начинать YouTube‑ канал с интервью – заведомо проигрышная стратегия. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|