Этапы становления и перспективы развития экономического анализа
В развитие экономического анализа в России можно выделить три этапа: 1. 1902-1917 гг. – становление экономического анализа как науки вызвано необходимостью аналитических исследований хозяйственных процессов и явлений. Анализ базировался на данных баланса. Недостатки данной методики состояли в том, что в то время в учете и составлении отчетности не было единой методики, а информация, содержащаяся в отчетности, не всегда опиралась на объективные материалы в части производства и обмена. Отдельные отрасли промышленности функционировали совместно с иностранным капиталом, отчетность составлялась по образцу иностранных предприятий, зачастую на иностранных языках. 2. 1917 г. – изменения политических, экономических структур, форм собственности, отмена коммерческой тайны, становление гласности учета, контроля за хозяйственными процессами и их финансовыми результатами позволило экономическому анализу развиваться быстрыми темпами. В 1971 г. разработано и издано методическое руководство по разбору балансов торгово-промышленных предприятий. На основании которой отчетность промышленных предприятий включала сведения о выполнении производственного плана, себестоимости продукции по видам изделий, соблюдении сметы производственных расходов и др. Проверку и анализ данной отчетности осуществляли бухгалтеры, руководители правлений, ревизионные комиссии трестов. В 1926 г. впервые встречается словосочетание «экономический анализ» в книге А.Я. Усачева «Экономический анализ баланса». Необходимость анализа в то время вызвана необходимостью обоснования экономических и социальных планов - текущих и пятилетних. А, следовательно, и в комплексном всестороннем исследовании деятельности предприятий.
В 1928 г. экономический анализ окончательно сформировался и стал самостоятельной дисциплиной в вузах. В 1930-х гг. произошло становление экономического анализа как науки, он нашел широкое применение на практике для комплексного системного изучения экономики предприятий, поиска резервов увеличения производства. В послевоенное время более глубокое развитие получили теоретические вопросы экономического анализа. Его особенность состояла в исследовании внутрихозяйственных подразделений хозрасчетных предприятий. Были разработаны самостоятельные направления методологии экономического анализа – сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-математический, функционально-стоимостной и т.д. 3. Современный анализ – уже сложившаяся в теоретическом плане наука. Однако переход к рыночным отношениям потребовал от ученых экономистов пересмотра традиционного понимания важных экономических категорий, расширения состава экономического анализа и развития целого ряда, нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Перспективы развития экономического анализа обусловлены динамичностью ситуаций, характерных для рыночной экономики и состоят в исследовании вопросов применения методики экономического анализа в компьютерных технологиях, внедрении научных достижений отечественных и зарубежных исследователей в практическую деятельность. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение экономическому анализу. 2. Приведите задачи экономического анализа. 3. Охарактеризуйте предмет экономического анализа. 4. Какие отличительные особенности характеризуют метод экономического анализа? 5. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа?
6. С какими науками наиболее тесно связан экономический анализ? 7. Дайте характеристику видов экономического анализа. 8. Чем обоснована связь видов экономического анализа? 9. Дайте характеристику этапов становления экономического анализа в России. 10. Приведите перспективы развития экономического анализа как науки.
Тесты:
1. Под предметом экономического анализа понимается: 1) хозяйственные процессы, их экономическая эффективность конечные финансовые результаты; 2) экономическая безопасность страны и выявление причин, влияющих на ее состояние; 3) валютное регулирование при получении финансовых кредитов и займов; 4) закономерность количественных отношений в совокупности с их качественным содержанием.
2. Содержание экономического анализа состоит в: 1) изучении народного хозяйства в целом; 2) изучении индивидуальной трудовой деятельности трудящихся 3) познании сущности экономических явлений и процессов, расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей; 4) определении вспомогательных подотраслевых знаний. 3. К основным задачам экономического анализа относится: 1) овладение расчетами обобщающих и частных показателей эффективности хозяйственной деятельности; изучение особенностей формирования величины показателей эффективности производства; познание основных факторов, влияющих на эффективность производства; 2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки, их объективное и всестороннее исследование, определение эффективности использования ресурсов организации, выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; 3) связь между сопоставляемыми показателями и “факторным полем анализа”; 4) сопоставимость ассортимента и качества выпускаемой продукции; необходимость обеспечить совпадение планируемого и анализируемого периодов.
4. Место экономического анализа в системе управленческих экономических наук: 1) занимает центральное место в системе экономических наук; 2) существует сам по себе отдельно от экономических наук; 3) является вспомогательным звеном в системе экономических наук;
4) является одним из основных составляющих элементов системы экономических наук.
5. Экономический анализ наиболее тесно связан с такими науками как: 1) бухгалтерский учет и статистика; 2) высшая математика и начертательная геометрия; 3) налоговое планирование и валютное регулирование; 4) делопроизводство и гражданское право.
6. По пространственному признаку экономический анализ подразделяется на: 1) внутрихозяйственный и межхозяйственный; 2) технико-экономический; 3) финансово-экономический; 4) маркетинговый.
7. По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на: 1) сплошной и выборочный; 2) комплексный; 3) тематический; 4) внешний и внутренний.
8. По методике изучения анализ может быть: 1) внутрихозяйственный и межхозяйственный; 2) технико-экономический; 3) горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный, маржинальный, функционально-стоимостный; 4) внешний и внутренний.
9. В ходе горизонтального анализа: 1) изучается передовой опыт и результаты деятельности нескольких организаций; 2) изучается взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли; 3) определяется влияние каждой позиции отчетности на результат в целом; 4) сравниваются результаты хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей.
10. Перспективы развития экономического анализа состоят: 1) в исследовании вопросов применения методики экономического анализа в компьютерных технологиях, внедрении научных достижений отечественных и зарубежных исследователей в практическую деятельность; 2) в комплексном системном изучении экономики предприятий, поиске резервов увеличения производства. 3) в исследовании внутрихозяйственных подразделений хозрасчетных предприятий; 4) в расширении состава экономического анализа и развитии инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых и др. институтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|