Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Теоретические и методические основы экономического анализа




 

1. Принципы проведения экономического анализа

2. Методы (способы) экономического анализа

3. Характеристика основных приемов и методов

экономического анализа

4. Методика факторного анализа.

 

Принципы проведения экономического анализа

 

Экономический анализ призван представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой организацией продукции, финансовые показатели работы и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности организации в выбранной области хозяйствования.

Принципы экономического анализа являются основой изучения явлений и процессов, связанных с деятельностью организаций. Их главная цель заключается в повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Российскими аналитиками принципы анализа трактуются с различными точками зрения. К основным принципам можно отнести:

Научность, проведение анализа на основе всестороннего учета требований экономических законов. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Объективность. Данный принцип предполагает беспристрастное исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации, выработка обоснованных выводов.

Системность. Изучение экономических явлений следует проводить во взаимосвязи, через заранее определенные промежутки времени.

Оперативность. Данный принцип позволит быстро и четко выявлять и предупреждать причины отклонения от плана, находить пути нейтрализации отрицательно действующих факторов

Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки.

Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения.

Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

 

Методы (способы) экономического анализа

 

Экономический анализ может проводиться по различным направлениям деятельности организации, отрасли, территории и международным связям.

В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд способов и приемов. В них в большей степени раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер.

Системность экономического анализа обусловлена тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов.

Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех приемов математики, статистики, бухгалтерского учета, управления и т.д.

Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа. Все аналитические методы могут быть разделены на экономико-логические и математические.

Экономико-логические методы основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи аналитических зависимостей. В данном методе большую роль играют опыт, интуиция аналитика.

К таким методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнения, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования, метод сценариев, имитационное моделирование, мониторинг.

Экономико-математические методы имеют обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения экономики. Данные методы имеют общий объект исследования с другими экономическими, но разный предмет науки: т.е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций. При этом используются особые методы исследования, развитые настолько, что сами они становятся отдельными научными дисциплинами особого методологического характера.

К этим методам относятся:

- прикладная статистика и эконометрика (выборочный метод, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторный анализ, анализ временных рядов, статистическое оценивание параметров, теория индексов и др.);

- математическая экономия и эконометрия (теория экономического роста, теория производственных функций, межотраслевые балансы (статические и динамические), национальные счета, интегрированные материально-финансовые балансы, анализ спроса и потребления и др.).

- методы принятия оптимальных решений (математическое программирование, в т.ч. линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, дискретное (целочисленное) программирование, стохастическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, теория решений и др.).

Характеристика основных приемов и методов

Экономического анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

- построение детерминированной модели путем логического анализа;

- наличие полной (жесткой) связи между показателями;

- невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид:

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой:

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации (РП):

,

где Ч – среднесписочная численность работников;

СВ – средняя выработка одного работника.

Кратные модели:

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (Тоб.т) (дни):

,

где ЗТ – средний запас товаров;

ОР– однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

 

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателя рентабельности и т.д.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель

, а ,

то модель имеет вид:

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и тоже число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:

- место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

- модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;

- при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...