Тема 2. Теоретические и методические основы экономического анализа
1. Принципы проведения экономического анализа 2. Методы (способы) экономического анализа 3. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа 4. Методика факторного анализа.
Принципы проведения экономического анализа
Экономический анализ призван представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой организацией продукции, финансовые показатели работы и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности организации в выбранной области хозяйствования. Принципы экономического анализа являются основой изучения явлений и процессов, связанных с деятельностью организаций. Их главная цель заключается в повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Российскими аналитиками принципы анализа трактуются с различными точками зрения. К основным принципам можно отнести: Научность, проведение анализа на основе всестороннего учета требований экономических законов. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. Объективность. Данный принцип предполагает беспристрастное исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации, выработка обоснованных выводов.
Системность. Изучение экономических явлений следует проводить во взаимосвязи, через заранее определенные промежутки времени. Оперативность. Данный принцип позволит быстро и четко выявлять и предупреждать причины отклонения от плана, находить пути нейтрализации отрицательно действующих факторов Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки. Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения. Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.
Методы (способы) экономического анализа
Экономический анализ может проводиться по различным направлениям деятельности организации, отрасли, территории и международным связям. В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд способов и приемов. В них в большей степени раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность экономического анализа обусловлена тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех приемов математики, статистики, бухгалтерского учета, управления и т.д. Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа. Все аналитические методы могут быть разделены на экономико-логические и математические. Экономико-логические методы основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи аналитических зависимостей. В данном методе большую роль играют опыт, интуиция аналитика.
К таким методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнения, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования, метод сценариев, имитационное моделирование, мониторинг. Экономико-математические методы имеют обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения экономики. Данные методы имеют общий объект исследования с другими экономическими, но разный предмет науки: т.е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций. При этом используются особые методы исследования, развитые настолько, что сами они становятся отдельными научными дисциплинами особого методологического характера. К этим методам относятся: - прикладная статистика и эконометрика (выборочный метод, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторный анализ, анализ временных рядов, статистическое оценивание параметров, теория индексов и др.); - математическая экономия и эконометрия (теория экономического роста, теория производственных функций, межотраслевые балансы (статические и динамические), национальные счета, интегрированные материально-финансовые балансы, анализ спроса и потребления и др.). - методы принятия оптимальных решений (математическое программирование, в т.ч. линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, дискретное (целочисленное) программирование, стохастическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, теория решений и др.). Характеристика основных приемов и методов Экономического анализа Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу: - построение детерминированной модели путем логического анализа; - наличие полной (жесткой) связи между показателями; - невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; - изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Различают четыре типа детерминированных моделей: Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид: К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой: Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации (РП): , где Ч – среднесписочная численность работников; СВ – средняя выработка одного работника. Кратные модели: Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (Тоб.т) (дни): , где ЗТ – средний запас товаров; ОР– однодневный объем реализации. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателя рентабельности и т.д.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют удлинения факторной системы. Если исходная факторная модель , а , то модель имеет вид: Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число: Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и тоже число. Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: - место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; - модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие; - при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|