Тема 2. Теоретические и методические основы экономического анализа
1. Принципы проведения экономического анализа 2. Методы (способы) экономического анализа 3. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа 4. Методика факторного анализа.
Принципы проведения экономического анализа
Экономический анализ призван представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой организацией продукции, финансовые показатели работы и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности организации в выбранной области хозяйствования. Принципы экономического анализа являются основой изучения явлений и процессов, связанных с деятельностью организаций. Их главная цель заключается в повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Российскими аналитиками принципы анализа трактуются с различными точками зрения. К основным принципам можно отнести: Научность, проведение анализа на основе всестороннего учета требований экономических законов. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. Объективность. Данный принцип предполагает беспристрастное исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации, выработка обоснованных выводов.
Системность. Изучение экономических явлений следует проводить во взаимосвязи, через заранее определенные промежутки времени. Оперативность. Данный принцип позволит быстро и четко выявлять и предупреждать причины отклонения от плана, находить пути нейтрализации отрицательно действующих факторов Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки. Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения. Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.
Методы (способы) экономического анализа
Экономический анализ может проводиться по различным направлениям деятельности организации, отрасли, территории и международным связям. В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд способов и приемов. В них в большей степени раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность экономического анализа обусловлена тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех приемов математики, статистики, бухгалтерского учета, управления и т.д. Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа. Все аналитические методы могут быть разделены на экономико-логические и математические. Экономико-логические методы основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи аналитических зависимостей. В данном методе большую роль играют опыт, интуиция аналитика.
К таким методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнения, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования, метод сценариев, имитационное моделирование, мониторинг. Экономико-математические методы имеют обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения экономики. Данные методы имеют общий объект исследования с другими экономическими, но разный предмет науки: т.е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций. При этом используются особые методы исследования, развитые настолько, что сами они становятся отдельными научными дисциплинами особого методологического характера. К этим методам относятся: - прикладная статистика и эконометрика (выборочный метод, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторный анализ, анализ временных рядов, статистическое оценивание параметров, теория индексов и др.); - математическая экономия и эконометрия (теория экономического роста, теория производственных функций, межотраслевые балансы (статические и динамические), национальные счета, интегрированные материально-финансовые балансы, анализ спроса и потребления и др.). - методы принятия оптимальных решений (математическое программирование, в т.ч. линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, дискретное (целочисленное) программирование, стохастическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, теория решений и др.). Характеристика основных приемов и методов Экономического анализа Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу: - построение детерминированной модели путем логического анализа; - наличие полной (жесткой) связи между показателями; - невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; - изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Различают четыре типа детерминированных моделей: Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид: К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой: Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации (РП):
где Ч – среднесписочная численность работников; СВ – средняя выработка одного работника. Кратные модели: Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (Тоб.т) (дни):
где ЗТ – средний запас товаров; ОР– однодневный объем реализации. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателя рентабельности и т.д.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют удлинения факторной системы. Если исходная факторная модель
то модель имеет вид: Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число: Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и тоже число. Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: - место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; - модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие; - при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|