Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разрешение конфликта




Социальная дистанция

Помогающее поведение

7. Субъективная культура / Влияние ситуации / Самоопределение / Полезность оказания помощи

Сексуальное поведение

Доминирование

Конформизм

Подчинение

Близость (открытость) и формальностьотношений

Заключение

Вопросы и упражнения

Глава 9. Решение проблемы разнообразия и межкультурные отношения

Положительные и отрицательные аспекты культурного разнообразия

Факторы, детерминирующие культурное разнообразие

3. Культурная дистанция / Воспринимаемое сходство/ Варианты взаимодействия / Аккультурация

Воспринимаемое сходство и культурный шок

Усложняющие обстоятельства

6. Культура взаимоотношений / «Аддитивный» и «вычитаемый» мультикультурализм и культурная идентичность

Характеристики основных национальных меньшинств в США

8. Афроамериканцы / Испаноязычные американцы / Американцы азиатского происхождения / Другие группы

Барьеры межкультурных отношений

10. Этноцентризм / Межгрупповые факторы в сравнении с межличностными / Стереотипы в межгрупповых отношениях / Межгрупповые предпочтения и социальная дистанция / Некоторые характеристики межгрупповых отношений

Заключение

Вопросы и упражнения

Глава 10. Межкультурный тренинг

Культурный шок

Этапы приспособления

Факторы, обуславливающие успех в межкультурных отношениях

4. Подготовка к зарубежному путешествию/ Личность туриста/ Трудности определения границы

Многообразие культурного научения

Общекультурный и культурно - специфический тренинг

Самоанализ

Эмпирический тренинг

Знакомство с местными культурами

Полевые исследования

Культурный ассимилятор как проводник межкультурной восприимчивости

Тренинг модификации поведения

Дополнительные сведения в отношении тренинга

Стратегии улучшения межкультурных отношений

Оценка межкультурного тренинга

Заключение

Вопросы и упражнения

ССЫЛКИ

Указатели

Авторский указатель

Указатель терминов

 

Предисловие

Проблема многообразия - одно из новых и наиболее важных направлений исследований не только в психологии, но и во многих других сферах американской науки. Во всяком случае, интерес к проблеме многообразия означает признание базовой ценности различий между людьми. И это признание – не просто дань терпимости, мы признаем и одобряем существующее разнообразие расовой, национальной принадлежности, половой, религиозной, сексуальной ориентации и других аспектов человеческого существования. Разнообразие обогащает палитру жизни.

Акцент на культурных различиях противостоит доминирующей долгое время ориентации, что Соединенные Штаты – это своеобразный «плавильный котел». Представители разных мировых культур, эмигрировавшие в США, смешивались в этом котле строгих социальных норм и включались в матрицу американского образа жизни. Стремление к единообразию основных аспектов индивидуального жизненного стиля считалось для иммигрантов преобладающей жизненной мотивацией, подавляющей все особенности их родной культуры. Считалось, что эта мотивация основывалась на опасении иммигрантов, что их отличия будут восприняты как отклонение от нормы и новое общество отвергнет их как правонарушителей. Это стремление к конформизму привело многих из них к добровольному отказу от родного языка, обычаев, ритуалов и даже от своих имен, чтобы стать больше похожими на «американцев». Многие сознательно игнорировали отличия иммигрантов от американского прототипа поведения, что нашло отражение в учебниках и средствах массовой информации, и для просвещенного взгляда эти отличия оставались не заметными. Социальная психология помогла понять природу сил, побуждающих людей к конформизму: групповое давление, направленное на унификацию поведения, природу девиантности, действие предубеждений, влияние на поведение социального конфликта. Однако до последнего времени она не выступала в качестве «адвоката», защищающего разнообразие. Многие социальные психологи, стремящиеся преодолеть рамки этноцентрической близорукости, которой страдали их коллеги, превратились в кросс - культурных психологов. Одни стали изучать основные психологические процессы в различных культурных условиях для определения как их универсальности, так и специфичности. Другие исследовали феномены, уникальные для конкретных культур и не свойственные их собственной. Они предложили новые методологические подходы для полевых исследований, традиционно относившиеся к сфере деятельности антропологов. Однако деятельность кросс-культурных психологов все еще остается на периферии психологической науки, если судить по незначительности сдвигов, наметившихся во вводных учебных текстах и учебниках по социальной психологии.

И все же периферийный статус кросс-культурной психологии меняется к лучшему. Дух времени наконец-то сдвинул ее в сторону магистрального направления социальной и общей психологии. И этот сдвиг, проявившийся благодаря деятельности множества кросс-культурных психологов, привел к признанию их работы и другими психологами. Некоторые положения этого нового подхода объясняют, каким образом культурные отличия в базовых ценностях определяют процесс развития основных форм человеческого существования. Мы узнаем, как различные аспекты нашего социо-культурного мира формируют «Я-концепцию» личности, способствуют закреплению ценностей индивидуальной ответственности и достижению личного успеха (как в нашей культуре) или ценностей социальной солидарности и поддержки (как это проявляется во многих других культурах). Различия, которые необходимы для адаптации и даже выживания в конкретной культуре, постоянно оказывают огромное влияние на мысли, чувства и действия человека - эту ключевую триаду психологии.

Гарри Триандис, один из самых известных специалистов в области кросс-культурной психологии, показывает, почему и каким образом необходимо привлекать эту сферу исследований для более полного и глубокого понимания человеческой природы. В этой книге он дает новый импульс исследованиям кросс-культурных явлений и представление о глубине и широте этих исследований, рисуя обстоятельную картину влияния культурных процессов на формирование психологических феноменов. Благодаря обширному опыту и знанию многих культур, он подкрепляет свои размышления множеством историй и примеров из личной жизни, которые использует для пояснения и иллюстрации абстрактных концепций (как более живых и непосредственных для восприятия читателя). Он стремится, чтобы его читатели-студенты активно и заинтересованно усваивали новые идеи и использовали их при изучении психологии личности, социологии групп и социальных институтов. Какова роль культуры для этих сфер человеческой жизни? Проверочные вопросы в конце каждой главы дают возможность читателю конкретизировать полученные знания. Фотографии из личной коллекции автора зрительно закрепляют усвоение излагаемого материала.

Серия по социальной психологии издательства McGаw-Hill была задумана как публикация фундаментальных достижений теоретиков и практиков социальной психологии для лучшего понимания человеческой природы и потенциальных возможностей в улучшении качества жизни путем разумного использования этих знаний. Серия стала своеобразной витриной для демонстрации новых теорий, аналитических обобщений и методологий, вышедших из-под пера известных ученых и подающих надежды молодых исследователей. Авторы единодушны в своем стремлении поделиться взглядами с широкой аудиторией, будь то коллеги или аспиранты. Но особенное внимание они уделяют студентам, интересующимся социальной психологией. Некоторые книги несут в себе идеи, представляющие интерес для всего общества. Эти идеи необходимо внедрять в профессиональную практику тех людей, кто по своему статусу может реализовать их в общественной деятельности и политике. Хотя каждая книга серии была задумана и как отдельный и представительный образец в своей области гуманитарного знания, в совокупности они представляют суть социальной психологии.

Преподаватели могут выбрать любую из них для использования в учебном процессе в качестве дополнительной литературы к базовому учебнику или организовать свой учебный курс, целиком опираясь на некоторые из этих монографий. Цель любого из наших авторов - изложить основные уроки и принципы в своей области в наиболее интересной форме, позволяющей не прибегать к специальному жаргону и использовать эти идеи на теоретическом или практическом уровнях. Надеюсь, вы получите интеллектуальное удовольствие от этого нового курса, подготовленного Гарри Трианандисом.

Филипп Дж. Зимбардо, редактор-консультант

 

 

Введение

 

Социальная психология - это продукт Европы и Северной Америки. Почти все наши знания о социальном поведении получены на основе изучения индивидов и групп этих регионов земного шара. Однако около 70% населения земли проживает за пределами Европы и Северной Америки в культурных условиях, которые абсолютно отличаются от «западных». Кроме этого, все больше и больше людей с иными культурными традициями приезжают в Америку и Европу в поисках работы. И поскольку сформированы глобальные рынки и организации, не один образованный человек не может позволить себе игнорировать культурные различия и специфику их влияния на нашу психологию и, особенно на социальное поведение. Несмотря на то, что эта книга предназначена для расширения кругозора студентов, специализирующихся в области социальной психологии, она представляет интерес и для специалистов. Это первая книга, посвященная проблемам культуры и социального поведения, и она сознательно написана для американских студентов и профессионалов (курсив переводчика, В.С.).

Многое из того, что в ней представлено и изложено языком, ориентированным на студентов, можно найти в обширной литературе, сосредоточенной в научных журналах и книгах. Однако эта научная информация до сих пор не была собрана вместе и изложена на логически связанной теоретической основе, как это сделано в настоящей книге.

Я написал эту книгу как дополнение к основному учебнику по социальной психологии, из которой преподаватель мог бы выбрать по своему усмотрению материал отдельных глав или использовать ее целиком для спецкурса по культурным различиям в социальном поведении (курсив переводчика, В.С.).

Она рассчитана на расширение научного кругозора студентов. Преподаватели и студенты могут использовать материал непосредственно в тренинговых спецкурсах для повышения навыков культурного плюрализма в своих учебных программах. Подобные спецкурсы можно организовывать по разному, ориентировать на различные профессиональные аудитории и давать различные целевые установки: организационное управление, общение, международные отношения, социология, социальная работа, экологическая проблематика, взаимоотношения работников наемного труда и работодателей, т.е в тех сферах социальной жизни, где необходим кросс-культурный тренинг. В дополнение к сказанному, материал книги может служить практическим пособием для представителей тех профессий, которые по роду занятий связаны со студентами национальных меньшинств, работают в сфере международного туризма или обслуживают клиентуру, имеющую разные культурные корни. Люди во всем мире имеют между собой много общего. И учебники по социальной психологии отражают и рассматривают эту общность. Но они имеют и много отличий. Эти отличия я и рассматриваю в данной книге.

В течение последних сорока лет я многому научился у своих коллег и друзей со всего мира. Здесь я объединяю их труды, идеи, результаты исследований и творческие озарения, чтобы сформировать основу или структуру для понимания взаимосвязи культуры и социального поведения. Зарубежные коллеги помогли мне в сборе материала для анализа. Многие из них оказали гостеприимство при посещении их стран. Даже простое перечисление той многогранной помощи, которая была мне оказана, потребовало бы написание отдельной брошюры. Среди коллег, которым хотелось бы выразить благодарность за их особый вклад в работу над книгой и которые быстро приобретают известность в международной научной среде, следующие имена: Майкл Бонд (Гонконг); Алан Фиске (Филадельфия, Пенсильвания); К. Гарри Хюи (Гонконг); Уихол Ким (Гонолулу, Гаваи, это организатор конференции по проблеме коллективизма в Корее); Шинобу Китаяма (Киото, Япония); Хейзел Маркус (Анн-Арбор, Мичиган); Терардр Марин (Сан-Франциско, Калифорния); Соломон Шварц (Иерусалим, Израиль); Георге и Вассо Вассилиоу (Афины, Греция, с ними я сотрудничал, когда писал первую книгу по кросс- культурной проблематике); и Сусуми Ямагучи (Токио, Япония).

Мне очень помогла материальная поддержка Исследовательского управления военно-морского флота; Национально научного фонда; Социальной службы здоровья Соединенных Штатов; Фонда Гугенхейма; исследовательской программы Фулбарта, Фонда Форда; Исследовательской программы Форда-Рокфеллера по проблемам народонаселения; Международного исследовательского центра Корнельского университета; греческого антропологического института; гавайского центра «Восток-Запад» и Иллинойского университета, благодаря которой я осуществил научные командировки во многие страны и изучал социальное поведение как непосредственно в межличностном общении, так и черз систематические полевые исследования. Идея написания книги исходила от Фила Зимбардо из Стенфордского университета и Крис Роджерс (издательство Макгроу-Хилл). Они оказали большую помощь в формировании ее окончательного варианта. Весьма полезные замечания и комментарии, позволившие улучшить текст книги, были получены от Джона Адамопулоса из Гранвэллийского университета; Джона Бэрри из Кингстонского Королевского университета (Онтарио, Канада); Рича Брислина из исследовательского центра «Восток-Запад» института культуры и коммуникации; и Дэвида Майерса из Хоуп-колледжа. Наибольшую помощь я получил от Ноуми Софир из издательства Макгроу-Хилл, которая сделала наиболее полные комментарии и замечания.

И, наконец, моя супруга Пола в определенном смысле была моим соавтором, поскольку неоднократно читала рукопись в процессе подготовки и делала ценные замечания.

Гарри К. Триандис

 

 

Глава 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...