Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения




Хороший подход к пониманию взаимосвязи культуры и поведения – рассматривать следующую логическую последовательность:

 

Экология--àкультура--àсоциализация--àличность--à поведение

 

Экология – это физическая среда (географя, климат) с определенными ресурсами (плодородная земля, флора и фауна, животные для охоты, нефть, минералы и т. д.). Ресурсы способствуют возникновению определенных видов поведения (например, ловли рыбы), осуществление которых ведет к вознаграждению (программа подкрепления); такое поведение закрепляется, становится привычным и приобретает статус культурного феномена (обычая, традиции).

Эти факторы формируют определенное восприятие своей социальной среды и, как отмечено выше, образуют субъективную культуру. Субъективная культура включает в себя способы категоризирации и обозначение событий (при помощи языка), связи между категориями, нормами, ролями, типами Я-концепций и ценностями. Когда установки и нормы являются общими (разделяются всеми людьми), они становятся частью культуры. Когда они поддерживаются индивидом, они могут разделяться или отвергаться другими людьми. В этом случае они являются составной частью личности. Привычки, самоопределения, нормы, установки и убеждения связанны с поведением (Тriandis, 1972, 1980). Эти вопросы будут обсуждены позднее.

Например, экологические условия, в которых выживание зависит от охоты и ловли рыбы, отличны от условий, в которых выживание людей зависит от успешности ведения сельского хозяйства. Анализ деятельности, необходимой для выживания, помогает понять формирование культурных особенностей группы. В обществах, в которых люди занимаются охотой и ловлей рыбы, развивается способность энергично передвигаться, чтобы успешно преследовать свою жертву. В такой культуре формируются элементы, способствующие физической мобильности, самостоятельности и независимости. Поэтому в воспитании детей делается акцент на формировании этих качеств - родители дают им больше свободы и побуждают к самостоятельности поведения.

В сельскохозяйственных культурах необходимо сотрудничество и кооперация между людьми. Например, многие фермеры, совместно ведут хозяйство, прокладывая ирригационные каналы и возводя различные хранилища. В результате в процессе социализации в таких культурах делается акцент на взаимозависимости, ответственности и комформности.

Реалии окружающей среды задают условия для развития конкретных культур, социализации и формирования моделей поведения. Например, в некоторых районах Африки обнаружилось, что проживание в среде, наводненной мухами Це-це (экология), оказало далеко идущие последствия (Whiting, 1964). Поскольку эти насекомые истребляли стада животных, в таких условиях трудно было сохранять поголовье скота. А если нет скота, трудно кормить детей молоком. В результате матери вынуждены длительный период кормить детей грудью. Поскольку женщины не могут кормить грудью во время беременности, это ведет к долговременным запретам на половую жизнь - после рождения ребенка женщинам не позволяется жить интимной жизнью со своими мужьями в течение трех лет. Что делать в таких условиях мужьям? В этих условиях полигамия (многоженство) становится функциональной! В свою очередь, полигамия оборачивается тем, что дети спят в одной постели со своими матерями до периода взросления. У детей мужского пола возникает сильная привязанность к своей матери, они не обучаются в должной мере выполнению мужских ролей. Поэтому в подобных культурах вырабатываются жесткие церемонии посвящения – церемонии превращения «ребенка» во «взрослого» мужчину.

Другими словами, из соответствующих экологических условий (мухи Це-це) можно проследить развитие ряда культурных атрибутов - долгие запреты на сексуальные отношения, полигамия, обычай совместного сна детей вместе с матерью, близкие взаимоотношения матерей с сыновьями, церемонии посвящения и более отчужденные отношения во взрослом периоде.

Ряд исследователей (например, Berry, 1979) пришли к заключению, что даже изменение генофонда может быть связанно с экологическими параметрами. Не исключено, что в сообществах аграрного типа индивидам, проявляющим чрезмерную независимость, запрещалось иметь потомство - их либо изгоняли из общины, либо предавали смерти. В охотничьих сообществах трудно адаптируемые в социальном плане индивиды так же являлись нарушителями общественного порядка и также не допускались к продолжению рода. В обоих случаях можно предположить, что происходят изменения генофонда, делая его более соответствующим экологии и повышая тем самым вероятность адаптации к конкретной экологической среде.

Бойд и Ричерсон (Boyd, Richerson, 1985) провели тщательный анализ механизмов биологической и культурной эволюции. Основная идея заключалась в том, что случайные изменения происходят и в генах, и в культурных моделях, поэтому процесс естественного отбора приводит к различным генным моделям, тогда как селективное сохранение культурных элементов приводит к образованию новых культур.

Экология не является единственным фактором, формирующим культуру; история также является значимым фактором. Представим себе, что война изменяет представление людей о самих себе. Например, японцы изменили представление о себе после Второй мировой войны. Хотя можно возразить, что они нисколько не изменились, но несомненно из военных агрессоров превратились в экономических конкурентов. Таким образом, исторические события могут влиять на формирование культуры, так же как и экология. Короче говоря, экология и история придают культуре определенную форму, включая способы воспитания подрастающего поколения.

Разные культуры имеют различные формы воспитания детей. Различия в социализации приводят к различиям в типе личности. Например, Рохнер (Rohner, 1986) показал, что, если родители к своим детям относятся с теплотой и лаской, поддерживают с ними тесные физические контакты, они вырастают более адаптированными, с более оптимистическим взглядом на мир. У родителей, которые к детям относятся индифферентно и холодно, используют физические наказания, вербальную агрессию, дети вырастают с более пессимистичным отношением к жизни, с низкими самооценками. Они имеют больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональную черствость и низкую адаптированность; больше проблем со здоровьем (аллергия, астма, психическая неустойчивость) а так же с интеллектуальным развитием.

Основным фактором принятия детей родителями выступает физическое присутствие отца в доме, вторым по важности - наличие расширенной семьи (бабушек, дедушек, родителей и детей). Рохнер приходит к заключению, что женщины, воспитывающие детей без отца, чувствуют себя угнетенными и не способными дать детям ощущение принятия. Это заключение подтверждается наблюдением, что в семьях с одним родителем и количеством детей больше четырех, дети чувствуют себя более отверженными, чем в семьях с количеством детей менее трех. Оказывается, присутствие в доме большого числа «воспитателей» увеличивает шансы формирования поддерживающей атмосферы воспитания. Кроме родителей воспитателями могут выступать старшие дети или хорошо подготовленные няни. Фактически, в доме должно быть достаточно воспитателей для получения детьми необходимой поддержки.

Результаты, полученные Рохнером, подтверждались рядом исследователей на представителях других культур (например, Erkman, 1992 в Турции). Они достаточно убедительны, чтобы сделать определенные выводы для проведения социальной политики. Один из них состоит в том, что нежелательно воспитывать и растить детей одному из родителей до тех пор, пока другие взрослые (друзья или родственники) не могут оказывать помощь.

В целом, социализация зависит от многих факторов - доступных для родителей ресурсов, помощи, которую можно получить от других, структуры семьи в целом. Теперь мы можем возвратиться к обсуждению главного вопроса - каким образом экология формирует культуру.

В ряде случаев особенности конкретной культуры сами по себе требуют особой практики социализации. На Андаманских островах (Gupta, 1976; Sen, 1962), расположенных между Индией и Малайзией, женщины одного из местных племен постоянно носят своих младенцев на спине, включая и время работы в поле. Однако в этом племени отсутствует обычай пеленать детей. Естественно, матери стремятся прививать своим детям навыки гигиены. В этой культуре сохранился древний обычай раннего обучения детей личной гигиене - младенцы проходят полную гигиеническую подготовку к шести месячному возрасту! Это один из тех случаев, когда теория Фрейда (1909/1976) о социализации и личности получила подтверждение. Фрейд полагал, что особое внимание при воспитании ребенка к вопросам гигиены в раннем возрасте в последствии приводит к формированию навязчивых состояний чистоплотности.

Такие люди в своей жизни стремятся к навязчивой аккуратности, чтобы «все находилось на своем месте» и все делалось «точно так, а не иначе». Эта картина в точности похожа на ту, которая наблюдалось в племени, описанном выше. Они исключительно чистоплотны и имеют навязчивые состояния (хотя также страдают от многочисленных случаев «автоинтоксикации», что случается, когда человек не достаточно аккуратно удаляет со своего тела продукты выделения). Во всяком случае, на этом примере мы видим, как конкретная норма (ношение матерью своего младенца на спине) приводит к определенной модели социализации (жесткое воспитание в вопросах гигиены) и к формированию определенного типа личности (компульсивности), что, в свою очередь, ведет к определенным моделям поведения (сверхчистоплотности).

Теперь, после рассмотрения взаимосвязи социализации с личностью и с некоторыми формами поведения, рассмотрим обратную связь - каким образом личность ввязана с поведением. Несмотря на то, что в целом ситуация является более сильным «предсказателем» поведения человека, чем его личностные особенности (см. Ross, Nisbett, 1991), существует тенденция, что люди с конкретным типом личности выбирают ситуации, которые соответствуют их личности. Агрессивные люди более склонны выбирать профессию военного. Созерцательные люди, вероятнее всего, поступят противоположным образом.

Еще один аспект взаимосвязи культуры и поведения проявляется в том, что культуры, в которых существует более суровая практика социализации, имеют и более суровых богов (Lambert, Тriandis, Wolf, 1959). Это означает, что мы обнаруживаем в одних и тех же культурах одновременно либо очень мягких, демократичных родителей и богов, либо очень жестких, «карающих» родителей и богов. Когда мы стремимся предсказать индивидуальное поведение, необходимо рассматривать влияние целого ряда факторов - от экологии, социальной организации сообщества до семьи и личности (Georgas, 1989). Кроме этого, нам необходимо рассмотреть окружающую обстановку, в которой осуществляется поведение (Barker, 1968). В конкретной обстановке люди ведут себя вполне определенным образом: например, в храме молятся, на светских приемах и вечеринках танцуют, в банке вкладывают деньги, в библиотеке читают книги. Окружающая обстановка - это один из самых сильных предсказателей поведения. Однако культуры условиям взаимодействия придают разную форму в зависимости от экологии, социальной организации сообщества, структуры семьи. Например, в странах с индивидуалистическим типом культуры, таких как Соединенные Штаты, люди будут разрешать конфликты, скорее всего, при помощи легальных средств. И в этой стране имеется гораздо больше юристов, судов, адвокатских контор (соответствующая обстановка) и документальных юридических архивов, чем в коллективистических культурах (например, в странах Дальнего ВостокА), где конфликты разрешаются неформально с использованием посредников и других специалистов.

Чтобы получить представление о значении окружающей обстановки и ее влиянии на поведение человека, рассмотрим рисунок 1.3, заимствованный из работы Адамопулоса, Смита, Шиллинга и Стогианиди (Adamopoulos, Smith, Shilling, Stogiannidou - в печати). Они обнаружили, что ситуационные условия в Соединенных Штатах и Греции воспринимаются сравнительно одинаково.

Чтобы показать субъективно воспринимаемые аналогии и различия этих ситуаций, были введены четыре переменные. Оставляя в стороне описание особенностей этих переменных, рассмотрим только две, наиболее значимые переменные.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рис.1-3 со стр. 27 и перевод обозначений:

1- уютная гостиная

2- парикмахерская

3- кофейная лавка

4- ресторан

5- кафетерий

6- приемная врача

7- комната ожидания

8- банк

9- коктейль- холл

10- больница

11- комната отдыха

12- книжный магазин

13- ПЕРЕМЕННАЯ I

14- мансарда

15- церковь

16- библиотека

17- торговый центр

18- ТВ-студия

19- избирательный участок

20- большой особняк, дворец

21- фабрика, завод

22- классная комната

23- кинозал

24- вечеринка, прием гостей, вечер

25- автобус

26- автомобильная стоянка

27- пешеходная дорожка, тротуар

28- парк

29- плавательный бассейн

30- футбольный стадион

31- гимнастический зал

32- ПЕРЕМЕННАЯ II

33- Рис.1.3 Расположение различных условий (поведенческих ситуаций) вдоль осей наиболее значимых переменных, которые используют люди для их выделения. Поведенческие условия, которые воспринимаются как одинаковые, располагаются близко друг к другу; «больница» или «коктейль-холл» - это совершенно разные условия (Адамопулос и другие - в печати; перепечатано с разрешения).

--------------------------------------

 

Переменная I разграничивает условия, в которых большая изменчивость поведения неприемлема (например, прием у доктора, библиотека) от условий, в которых человек достаточно свободен в проявлении своего поведения (вечеринка, коктейль-холл). Ситуации, располагающиеся на левой части рисунка 1.3, позволяют людям больше свободы во взаимодействиях, чем условия, расположенные в правой части рисунка.

Переменная II разграничивает условия, допускающие больше разговорчивости и болтовни (уютная гостиная), от условий, которые эту разговорчивость ограничивают (гимнастический зал).

Заключение

Культура, как продукт исторического развития, включает многие вещи, которые научились делать предыдущие поколения, существуя в определенных экологических условиях. Конечно, экологические условия на самом деле изменяются, поэтому культуры «стареют». Тем не менее, в целом, большинство связей между экологией, культурой и поведением можно понять с функциональной точки зрения. Поскольку большинство феноменов и закономерностей социальной психологии было получено в конкретных экологических и культурных условиях, существует вероятность, что при изучаении одного и того же явления в разных культурных условиях будут наблюдаться определенные различия. На протяжении длительного периода эти различия могут быть не такими большиеми, но в определенный момент явление может превратиться в свою противоположность. Когда это происходит, мы должны включать культурные переменные в свою теорию для объяснения этого явления. По существу меняется сама теория. Вместо того, что бы говорить, «чем больше X, тем больше Y», необходимо будет говорить, «в культурах с большим показателем Z, чем больше X, тем больше Y».

Такой вид теоретического осмысления очевидно намного сложнее, чем тот, который существовал в социальной психологии до настоящего времени. Поэтому встает закономерный вопрос: нужно ли нам заниматься изучением культуры, чтобы создать хорошую социальную психологию? В следующей главе, мы обсудим этот вопрос подробнее.

Вопросы и упражнения

1. Отыщите студентов из представителей другой культуры и возьмите у них интервью. Попросите их рассказать, какие отличия они обнаружили у нас, по сравнению со своей культурой.

2. Прочитайте одну из книг (таких как пьеса Хала), рекомендованных в тексте и составьте перечень основных культурных отличий, с которыми вы встретились во время чтения книги (русскоязычные студенты могут воспользоваться соответствующими книгами на русском языке, прим. переводчика -. В. С.)

3. Воспользуйтесь линейкой для измерения горизонтальных линий на рис. 1.1, чтобы убедится, что они одинаковые. А выглядят ли они одинаковыми на первый взгляд? Какое объяснение вы предложите различиям между тем, какими предметы являются на самом деле и тем, какими они нам кажутся? Подсказка: используйте свой предыдущий жизненный опыт, уровень адаптации.

4. Еще раз посмотрите материал обсуждения в отношении функциональных (адаптированных) и дисфункциональных (устаревших) культурных элементов. Как вы думаете - допустимо ли по этическим соображениям ученным вмешиваться в изменение культур, которые они изучают?

5. Рассмотрите материал обсуждения проблемы воспитания детей и ее связи с личностью и поведением. Какой бы совет порекомендовали вы родителям, представителям вашей культуры, чтобы уменьшить вероятность возникновения противоправного поведения среди детей? Подсказка: Несмотря на то, что отклоняющееся поведение зависит от многих факторов, предполагает ли исследование Рохнера то, что дети, которых отвергают, с большей вероятностью склонны к проявлению отклоняющегося поведеня, чем дети, воспитанные в теплой, заботливой атмосфере? Если это так, то какие выводы можно сделать в тоношении обсуждения проблемы абортов, изменения экономических аспектов этой проблемы и реформ законодательства об оказании помощи зависимым детям?

 

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...