Ограничения, которые накладывает культура на восприятие окружающего мира
Знакомясь с особенностями других культур, полезно помнить: то, каким представляется мир нам самим, меньшее того, каким «он является на самом деле» и несколько больше того, какими «мы представляем самих себя». В зависимости от нашего жизненного опыта, усвоенных привычек, обычаев и склада нашего характера мы по-разному воспринимаем события окружающего мира. Например, даже восприятие визуальных иллюзий, таких, как иллюзия Мюллера - Лайера, изображенная на рисунке 1.1, зависит от предыдущего опыта. --------------------------------------------------------------------------------------------- Далее Ксеркс рис. 1.1 со стр. 14 книги и перевод обозначений: 1 – рисунок 1-1. Иллюзия Мюллера – Лайера. Две равные линии кажутся разными по длине в зависимости от контекста восприятия. ----------------------------------------------------------------------------------------
Африканцы, социализация которых происходит в условиях окружающей среды, где не так много прямых углов, не склонны попадать в ловушку такой иллюзии, по сравнению с теми, окружающий мир которых «сделан столярами» (Segal, Campbell, Herskovits, 1963). Взгляните вокруг себя. Как много прямых углов содержит в себе окружающая среда? На западе человек просто затоплен обилием прямых углов и поверхностей. И он приучается воспринимать иллюзии, изображенные на рисунке 1.1, как края коробки (ящиков, прямоугольных предметов): линия, которая выглядит меньше, воспринимается как дальняя кромка коробки, а большая - как передняя. Антрополог, принадлежащий к культуре, в которой нет обычая чистить зубы, скорее всего, опишет процедуру чистки зубов примерно так: «Мне сообщили, что этот ритуал состоит из засовывания в рот небольшого пучка свиной щетины, на которой нанесена какая-то таинственная пудра, и последующих движений этим пучком по зубам» (Мiner, 1958). Этот пассаж взят из пародии, написанной антропологом в отношении попыток новых «американцев», с трудом читающих по буквам, освоить новые ритуалы для улучшения своего физического состояния. Этот пример удивительным образом показывает, как естественное поведение в одной культуре может восприниматься совершенно иначе с точки зрения другой культурной перспективы.
Наш жизненный опыт и прошлые события влияют на то, как мы оцениваем текущие события. Это очень важная идея для понимания культурных отличий. Когда мы оцениваем какое-то событие, то отталкиваемся от какой-то нейтральной позиции, которая смещается в ту или иную сторону в соответствии с нашим опытом. Эта позиция называется уровнем адаптации (Helson, 1964). Например, люди, которые в своей жизни имеют дело с легкими объектами (например, мастера по ремонту часов) будут оценивать большинство объектов окружающего мира как «тяжелые», тогда как другие, которым по жизни приходится поднимать тяжелые предметы (например, грузчики) будут оценивать большинство предметов как «легкие». Эта же идея применима и к другим видам суждений - плохое или хорошее, сильное или слабое, активное или пассивное. Даже тогда, когда мы выносим суждения об объектах установки (например, президент Соединенных Штатов), они сильно будут зависеть от прошлого жизненного опыта (строго говоря, психофизики обнаружили, что подобные реакции являются геометрическим средним реакций на стимулы, которые появлялись у личности в прошлом). Поэтому то, что выглядит хорошим для одной личности, может оказаться плохим для другой, в зависимости от жизненного опыта. В целом, эта книга ориентирована на развитие социальной психологии на основе анализа и включения вобъяснение тех аспектов социального поведения, которые зависят от культуры и оказываются валидными для большинства людей. На данном этапе эта задача может решаться только в предварительном порядке, поскольку в незападном мире недостаточно психологов и имеющиеся данные очень ограничены.
В следующем разделе дается ряд определений ключевых конструктов, в заключительном - теоретическая основа для анализа взаимоотношений между культурой и социальным поведением. Определения: экология и культура. Люди живут в совершенно разных экологических условиях. Экология - это категория, относящаяся к описанию окружающей среды обитания людей. Она включает объекты, ресурсы, географию окружающей среды и способы жизнеобеспечения. Например, если в окружающей среде есть водоемы и в них есть рыба, то люди могут стать рыбаками. Экология формирует культуру, возникающую на ее основе, в свою очередь, культура формирует определенный вид поведения (Berry, 1979). Короче говоря, все сказанное можно изобразить в упрощенном виде следующей схемой:
Экология------à культура -------à социальное поведение
Людям стремятся в той или иной форме обладать контролем над окружающей средой. Фактически, если ощущения контроля нет, люди часто впадают в депрессивные состояния. Среди подобных неустранимых условий можно считать внезапную смерть (Langer, 1983). Для того, чтобы психологически справляться с подобными ситуациями люди формируют обычаи, мифы, вводят нормы и т. п., которые позволяют чувствовать себя нормально. Выше было отмечено, что культура для общества - это аналог памяти для отдельного человека. Я позаимствовал это определение у Клакхона (Kluckhohn, 1954, стр.967). Культура дает традиции и нормы поведения, которые оказывались функциональными в прошлом, и помогает выбирать те формы поведения, которые окажутся инструментальными в настоящем. Обычаи делают социальную среду более предсказуемой. Например, если вы оказались в конкретной социальной ситуации или сталкиваетесь с каким-то социальным событием, то зная обычаи, вы знаете как себя вести. Обычно, если вы ведете себя в соответствии с существующими обычаями, это не вызывает никакого удивления у окружающих. Мифы объясняют то, что происходило в прошлом и почему. Даже если какой-то аспект магии, волшебства, колдовства не «работает», в них продолжают верить - обычно находятся аргументы, объясняющие «сбои» и подкрепляющие убежденность в действенности этих феноменов. Нормы (представления о должном поведении в социальной ситуации) сообщают нам, какие формы поведения хорошо «работали» в прошлом, и убеждают нас в том, что они окажутся действенными в настоящем и будущем. Ценности ориентируют людей в отношении тех аспектов окружающей среды, на которые необходимо обращать внимание для реализации жизненных целей. Они задают стандарты, которые можно использовать для оценки, как собственного поведения, так и поведения других людей.
Культура влияет на способы отбора и интерпретации информации. Во многих случаях обычаи могут быть заместителями мышления (Kluckhohn, 1954) и тем самым экономить время. Представте себе, в каком затруднительном положении вы бы оказались, если, садясь в свой автомобиль, каждый раз должны были решать, по какой стороне дороги ехать! Культурные элементы, которые используются при рассуждениях о культуре, включают: одежда, технологические изобретения (например, инструменты), способы добывания пищи (например, охота, сельское хозяйство), формы экономической активности (например, торговля), модели социального взаимодействия (например, может ли индивид разговаривать со своей мачехой; в некоторых культурах это не допускается), способы воспитания и обучения детей, принятия решений, разрешения конфликтов (например, в политике), системы убеждений, регулирующие взаимоотношения людей с миром (религия), эстетические предпочтения, деятельность, направленная на понимание сущности мироустройства (философия), формы коммуникации (вербальные, не вербальные) и.т.д. Короче говоря, культура – это многофакторный феномен. К вопросу об определении культуры Существуют различные определения культуры. Одно из них, которое мне очень импонирует, заключается в том, что культура «это та часть окружающей среды, которая создана самим человеком» (Herskovits, 1955). Это определение позволяет говорить как об объективной культуре (кресла, инструменты, самолеты), так и субъективной (категории, нормы, роли и ценности).
Другие абстрактные определения, такие как «культура - это совокупность программ подкрепления» (Skinner, 1981), «культура аналогична компьютерной программе, контролирующей поведение» (Hofsted, 1980) или «культура - это компьютерное обеспечение мышления»» (Hofsted, 1991) тоже дают вклад в осмысление феномена. Один из полезных подходов при изучении культуры - рассмотрение формально незакрепленных допущений - стандартов операциональных процедур, действий, способов обращения с объектами, которые закреплены в общественном сознании до такой степени, что люди не подвергают их никаким сомнениям с точки зрения функциональности. Например, американская конституция - это часть американской культуры. Вы найдете много людей, которые говорят: «Да, не обращайте на нее никакого внимания». В американском обществе были длительные периоды дискуссий по поводу конституционности отдельных положений, но никогда не подвергалось сомнению достоинство самой конституции вцелом. С другой стороны, в тех обществах, где конституция только вступила в законную силу, она еще является не частью культуры, а предметом бурных дискуссий (например, Россия). Таким образом, один из путей понимания культуры - рассмотрение ее как феномена, включающего такие представления и модели поведения, которые «очевидно приемлемы» для ее членов и не нуждаются в каком- либо обсуждении. Существует множество определений культуры (Kroeberg, Kluckhohn, 1952), но есть ряд конкретных аспектов, которые почти все исследователи считают характеристиками культуры. Во-первых, это культурные взаимодействия, во- вторых - культурные элементы, которые принимаются и разделяются носителями культуры, в-третьих - культура во временном аспекте передается из поколения в поколение. Давайте последовательно рассмотрим все эти аспекты. Приспособительные взаимодействия Все люди взаимодействуют друг с другом при помощи языка, они достигают соглашений, развивают свой язык, письменность, создают новые орудия труда, вырабатывают определенные концепции. Они создают каналы функционирования информации. Они вырабатывают символы, критерии оценивания, модели поведения, интеллектуальные, моральные и эстетические стандарты, создают науку, религию и социальные структуры (например, институт брака, воспитания детей, наследования, социального контроля, культуры спорта и развлечений). Они конструируют системы управления, представления о ведении войны, формулируют ожидания и представления в отношении правильного поведения, степени его функциональности и эффективности.
Один из подходов в изучении культурной эволюции - это использовать идеи Дарвина (Campbell, 1975). Люди в процессе своей жизнедеятельности методом проб и ошибок отбирали те формы поведения и взаимодействия, которые оказывались функциональными («работали») и передавали их детям и близкому окружению. Те элементы культуры, которые оказались эффективными (например, в итоге приводили к решению текущих проблем существования и были удовлетворительными), становились достоянием других людей через посредство взаимодействия (например, через передачу следующему поколению). Отметим также, что текущие жизненные обстоятельства делают процесс изменения культурных стандартов постоянным - то, что было функциональным в один период времени (например, наличие в семье шестерых детей, когда смертность новорожденных была высокой) может становиться дисфункциональным в другой период. Ряд антропологов считает, что культуры следует изучать, но ученным не следует стремиться их изменять. С этой точкой зрения я не согласен. Если элементы культуры дисфункциональны, то представляется разумным изменить их. Когда корпорация начинает осуществлять новую форму деятельности в жизненно важной сфере общества, она изменяет его культуру. Обычно такое изменение не оценивается с этической точки зрения. Поэтому возникает вопрос, почему не этично ученому пытаться изменить некоторые элементы культуры, чтобы они стали более функциональными? (Например, внедрить способы ведения сельского хозяйства, когда до настоящего времени люди добывали пропитание, занимаясь только охотой). Конечно, это немного похоже на то, что мы начинаем брать на себя «функции Бога», и любая точка зрения может вызвать защитные реакции. На рис. 1.2 представлен другой пример «культурного отставания» (т.е. ситуация, когда условия изменились, но культура продолжает сохранять традиции, которые оказываются дисфункциональными). Существует много культурных элементов, таких, как национальные символы, флаги, знаки отличия, которые облегчают социальное взаимодействие. ------------------ Далее Ксеркс рис. 1.2 (стр.18) и перевод обозначений: 1 – рисунок 1-2. Представлена скульптура «лигнам ени» (lingam yoni). Это символ плодородия, который можно видеть во многих храмах Индии, обычно украшаемый живыми цветами. Этот символ означает пенис и влагалище и представляет богов созидания. Мы должны помнить об озабоченности большинства культур проблемой выживания своих групп. Важно стимулировать рождаемость общества в таких условиях, где высокая смертность новорожденных и низкая продолжительность жизни. В настоящее время население Индии составляет более 800 миллионов человек, с ожидаемым увеличением до 1.6 миллиарда человек к 2020 году. Условия жизненной среды обитания Индии не смогут выдержать такую численность населения, и, тем не менее, старые элементы культуры, стимулирующие рождаемость, все еще существуют и люди продолжают поклоняться им. Это и есть культурное отставание. ------------------------------------------------------------------------------------------- Традиционные способы решения социальных проблем - это элементы культуры, которые могут быть функциональными. Например, в Соединенных Штатах, если между людьми возникло разногласие, оно разрешается путем голосования. Это адаптационный способ разрешения конфликта. В Японии конфликты обычно разрешаются другим путем - проведением обсуждения до тех пор, пока не будет достигнут общий консенсус. В других культурах люди, которые выражают несогласие, покидают группу. А в некоторых других культурных сообществах людей, выражающих несогласие с большинством, убивают. Нам следует помнить, что представители человеческого рода около двух миллионов лет добывали себе пищу, собирая растения и занимаясь охотой, и только около 15 тысяч лет они стали обрабатывать землю и жить в более или менее замкнутых сообществах. В настоящее время при изучении ряда сообществ, в которых сохраняются традиции добывать пищу при помощи охоты - таких, как племена, живущие в пустыне Калахари (DeVore, Konner, 1974; Draper,1973; Eibl-Ebersfeld, 1974; Truswell, Kennelly, Hasen, Lee, 1972), - обнаруживается, что люди по условиям своего существования на 99% похожи друг на друга. И если рассматривать культуры в современных временных рамках, то они развиваются и эволюционизируют очень быстро. Можно сказать, что такие «культурные новшества», как глосование, появились только «вчера» (приблизительно около 2.500 лет тому назад). Другой подход к анализу культуры состоит в рассмотрении «правил игры». Если вы имеете о культуре какое-то представление, вы знаете, по каким правилам ведется игра. Конечно, это не означает, что если известны правила, то вы сможете предсказать ее исход, но становится понятным сам ход игры. Если вы, например, пришли посмотреть игру в крикет, то, скорее всего, вам придется «напрягаться», чтобы понять, что делают игроки на поле. Однако, если вы знакомы с элементами культуры Великобритании, следить за этой игрой будет немного легче. Общие, совместно разделяемые элементы Поскольку взаимодействие требует наличия общего языка и самой возможности вступить в контакт (например, взаимодействие обычно происходит тогда, когда люди живут рядом друг с другом), то люди могут использовать, соответственно, (1)общий язык, (2)время и (3)место в качестве критериев определения принадлежности людей к одной и той же культуре. Однако необходимо признать, что взаимодействие между индивидами может иметь место, если они и не обладают одним разговорным языком (например, при помощи переводчика) или находятся в различных местах (например, при помощи спутниковой связи). Фактически рассеяние (расселение) и аккультурация (имиграция в другую культурную среду и освоение элементов местной культуры) - это важные способы влияния культур друг на друга. Общая судьба и другие факторы, способствующие и облегчающие процесс позитивного взаимодействия, так же могут формировать культуры и субкультуры. Нации, профессиональные и половозрастные группы, социальные классы, расовые образования, религия, племена, корпорации, клубы, социальные движения могут являться основаниями для специфических субкультур. Если рассматривать культуры с этой точки зрения, то это предполагает существование сотен тысяч различных культур. В Индии, когда исследователи опрашивали респондентов - «На каком языке вы разговариваете?» - получили около 600 разных ответов! Совместно разделяемые элементы культуры можно обнаружить в процессе взаимодействия людей. Таким образом, наличие языка так же может служить важным индикатором наличия отдельной культуры. Существуют географические регионы, которые имеют достаточно схожие типы культур. Они называются «культурными регионами», поскольку в нем существует много схожих элементов. В то же время имеются существенные различия внутри культурного региона (для более детального рассмотрения см. глава 2). Когда вы размышляете о культуре, старайтесь избегать представления о национальности, религии, расе или профессии как о единственном критерии определения культуры. Использование единственного критерия, скорее всего, приведет к недоразумениям, как в примере, когда вы всех людей, которые часто едят пиццу, объединяете в одну категорию! Культура - это комплексное, целостное образование, и самое надежное - для дискриминации культур использовать совокупность критериев. Большинство современных государств объединяют в себе много культур; большие корпораций имеют собственные организационные культуры; профессиональные страты также имеют ряд элементов особых культур (свой профессиональный словарь, неписанные нормы взаимодействия). Важно помнить, что культура постоянно изменяется, хотя тенденции изменения достаточно медленные (обычно, чтобы заметить значимую трансформацию, необходим период смены одного, двух поколений). Культуры изменяются от войн (представьте себе Японию 40-х и 90-х годов); коммерческой деятельности (например, глобализация американских корпораций); международных туристических контактов, миссионерской деятельности, миграции и других факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|