Важное условие, касающееся культурных атрибутов
В этой книге будет приводиться много примеров, позволяющих сказать «Люди, принадлежащие к культуре Х похожи на это» или «Люди, принадлежащие к культуре Х делают это». Очень важно помнить следующие моменты: 1. Культуры и общества, исключительно гетерогенны. Это особенно справедливо для больших национальных образований, незвания которых используются для обозначения культуры. Строго говоря, нации и культуры - это разные концепции, но символ «нация» удобно использовать для описания выборки, если данные собраны в одном месте и о выборке нет другой, более адекватной информации. В рамках любой культуры существуют большие вариации в качественных характеристиках людей, поэтому каждое утверждение требует уточнения. Например, утверждение «Американцы, едят пиццу» в целом правильно. Однако есть люди, которым эта еда не нравится или они находятся на диете, или испытывают аллергию к составляющем этого блюда и поэтому не едят ее. В лучшем случае мы говорим: «Многие американцы, едят пиццу». 2. При любом описании культуры акцент делается на прототипах личностей, принадлежащих этой культуре. Когда используется конкретное слово, например, «желтый», дискриминирующие стимулы считаются одинаковыми. Наш глаз может выделить 1.5 миллионов цветов, но мы редко используем для обозначения цветов более 40 наименований, поскольку множество цветовых стимулов группируется в одну категорию. 3. «Культура» - термин, имеющий отношение к языку, географии, истории, религии, социальному классу, расе, городскому или деревенскому месту пребывания, национальности и т.п. Всеобъемлющий анализ культуры требует конкретизации всех, относящихся к делу категорий. Но в большинстве случаев у нас нет необходимой информации для ответа на вопрос «как конкретизировать?». Когда люди намереваются осуществить какой-либо поведенческий акт, они опираются на элементы тех культур, которые соответствуют их профессиональной группе, религии, социальному классу и другим демографическим категориям для формирования собственной субъективной культуры, которая может соответствовать или не соответствовать национальной культуре в целом. Кроме этого, люди отличаются друг от друга по уровню аккультурации, объему и опыту международных путешествий и контактов с представителями других культур, в том числе через средства массовой информации и т. д. Эти факторы реально изменяют их субъективную культуру. Если культуру представить как совокупность элементов коллективной памяти о том, что «работало» в прошлом, то национальная культура - это только один из фактов, оказывающих влияние на формирование субъективной культуры человека. Американские и нигерийские спортсмены-парашютисты в подавляющем большинстве похожи друг на друга, когда сидят в самолете, и отличаются только тем, какие молитвы используют во время прыжков с самолета.
4. Все выше упоминаемые данные получены в одном месте и в оределенный период времени. Этнография (обычно это книга, написанная антропологом, потратившим один или два года для изучения культуры) может основываться на данных, собранных в 1950 году, а в последующие годы об этой культуре может быть не опубликовано никакой другой информации. К 1995 году эта культура может превратиться в совершенно иную. Культуры постоянно изменяются и подвергаются влиянию мировых событий, таких, например, как война. Короче говоря, обращайте внимание на источники, которые привдятся в качестве ссылок. Чем больше интервал времени между публикацией и временем вашего чтения об этой культуре, тем меньше вероятность, что она осталась той же самой.
5. Самое важное, что вам необходимо усвоить - это не то, что какая-то конкретная культура имеет те или иные характеристики. Важнее выяснить, что может существовать культура, имеющая такие характеристики. 6. Культуры влияют друг на друга через такие каналы как путешествия и международные поездки, коммерческая деятельность, средства массовой информации, миссионерская деятельность и т. д. Например, средства массовой информации распространяют культурные образцы американского способа жизни в самые отдаленные уголки земного шара. В результате вы можете встретить представителей других культур, заимствовавших некоторые из этих элементов, скажем, как приветствовать людей. Их друзья, в свою очередь, могут усвоить этот «лаконичный» стиль и он становится элементом их культуры. История таких воздействий во времени может быть достаточно длительной. Например, японский психолог, посетив меня дома, с удивлением обнаружил, что его религия - это русское православие и что его имя в крещении Александр. Первоначально это имя было греческим (вспомнили Александра великого, дошедшего со своей армией до Индии?) и стало обычным в России. Когда русские миссионеры прибыли в Японию, в России уже около тысячи лет существовало христианство, они так же приняли многие «престижные» имена от греков. ----------------------------- Во всем мире религия лежит в основе жизни большинства людей. Однако степень ее влияния существенно различается от культуры к культуре. В Японии, например, только одна пятая населении относится к религии серьезно. Фактически некоторые совершают крещение детей по обряду традиционной японской религии Шинго, женятся и выходят замуж по христианскому обряду, а хоронят близких в буддистских могилах. Это такое же дело вкуса, как употребление китайской пищи или пиццы. В сравнении с этим около двух третей населения Соединенных Штатов и шести седьмых Индии относятся к религии более серьезно (данные опросов международного института Гэллапа,1977). Представления об основных мировых религиях часто смешиваются с традиционными убеждениями, равно как и с научными. Например, люди будут признавать, что свет обуславливается действием электрического тока, но одновременно объяснять это явление тем или иным действием сверхестественных сил. Традиционные убеждения зачастую имеют анимистическую природу: события объясняются действием духа, который был сумасшедшим, счастливым, злым, возбужденным, умиротворенным. Болезнь не объясняется на языке микробиологической теории, но рассматривается как духовное явление. Например, враги рода человеческого, бесы околдовали больного человека.
Признаки магического мышления существуют не только в традиционных культурах, но и в Соединенных Штатах. Например, убеждение, что «как только вступил в контакт, всегда будешь оставаться в этом контакте» (известное как закон заражения) и представление о том, что образ эквивалентен самому объекту (известное как закон сходства) были идентифицированы Фрейзером (Frazer, 1890-1959) как явления, выражающие суть магического мышления. Было показано, что подобные убеждения и представления широко распространены среди американских выпускников высших учебных заведений (Rozin, Millman, Nemeroff, 1986). Более конкретно, они показали, что спиртные напитки, находившиеся в контакте со стерилизованными тараканами, становились абсолютно не приемлемыми для употребления даже в том случае, когда люди были уверенны, что стерилизация сделала таракана совершенно чистым. Выстиранная рубашка, которую одевал человек, вызывающий антипатию и отрицательные эмоции, менее желательна, чем рубашка, но которую одевал нейтральный человек (опять закон контакта). Желаемая пища (например, молочные конфеты) становится отвратительной, когда соприкасается с поверхностью отвращающих объектов (например, с собачьими фекалиями), что также является демонстрацией действия закона сходства. Люди менее тщательно и точно наносят удары по лицу тем людям, которые им симпатичны, чем тем, которые не нравятся (та же демонстрация действия закона сходства). Сильная связь эмоций с магическим мышлением говорит о том, что здесь действуют базовые, по-существу, универсальные процессы. Поскольку всем людям в той или иной степени присущи элементы магического мышления, не нужно сильно переживать по поводу того, как африканцы понимают и объясняют причины возникновения болезней. Ниже излагаются некоторые из этих представлений для знакомства с миром совершенноиной культуры, отличной от мира Запада. Традиционное лечение намного шире современной медицины и повсеместно используется в Африке. Возникает резонный вопрос «Почему?». Для ответа на этот вопрос Вонтресс (Vontress, 1991) провел в Африке полевое исследование и проинтервьюировал африканских лекарей и пациентов, пользующихся их услугами. Неудивительно, что на таком большом континенте (с наличием порядка 100 психиатров на 342 миллиона населения), где сообщение с отдельными районами сильно затрудненно (80% населения живет именно в таких труднодоступных районах) – а о современной медицине знают мало (75% населения безграмотно) - подавляющее большинство населения зависит от традиционных методов лечения. Эти методы опираются на анимистическую идею - все вещи наделены духом. Считается, что камни, листья, деревья, реки и сама земля наделены живой душой. Люди верят, что болезни происходят из-за того, что на душу человека осуществляется какое-то вредное воздействие или когда нормальные взаимоотношения между духовными сущностями нарушаются. И лечение - это дело традиционного лекаря, который обладает способностью «контролировать» духов и оказывать на них воздействие.
Не относитесь пренебрежительно к этим лекарям, они являются эффективными специалистами. Они обучаются своей профессии около девяти лет. В ряде случаев они объединяются в «ассоциации», которые выдают соответствующие сертификаты, степени, их обязывают давать клятву, что не будут действовать во вред пациентам (нечто, похожее на клятву Гиппократа). Во время обучения их учат тонкими наблюдениям, они становятся экспертами, глубоко разбирающимися в медико-лечебных свойствах растений. Их учат ставить диагнозы и основательно знакомят с существующей медицинской практикой лечения заболеваний. Они знают, как выделять и использовать субстанции из растений. Ботаники классифицировали около 35.000 известных растений. Однако систематическое изучение их действий на организм человека - от прикосновения, внутреннего употребления до использования в качестве ингаляции - только начинается. Фактически, современные историки фармакологии постоянно обнаруживают, что древние люди эффективно использовали растения для медицинских целей. Интересным примером является растение, называемое сильфион, в настоящее время исчезнувшее и использовавшееся для усиления физического роста на Киренском побережье северной Африки. Женщины Рима и Греции использовали его для контроля рождаемости, т. е как контрацептив. Это растение было «пилюлей» древнего мира (Ridlle, Estes, 1992). Несмотря на то, что оно исчезло с лица земли из-за интенсивного употребления, другое растение, генетически близкое ему, существует и обладает контрацептическим эффектом (что подтверждено лабораторными опытами над животными).
Африканские лекари хорошо знают лечебные свойства растений от учителей, которые, в свою очередь, усвоили их из традиций, сформировавшихся на опыте миллионов проб и ошибок. Они обладают глубокими профессиональными навыками в использовании растений для лечебных целей, хотя иногда и ошибаются в их дозировке. Знание условий жизни и окружения пациента при тщательном наблюдении давали лекарям преимущество перед современными психиатрами в диагностике и применении шоковых методов лечения психосоматических расстройств (таких, как резкое погружение пациента в холодную воду или внезапное появление человека в ужасающей маске, угрожающего убить его) (Torrey, 1986). По сравнению с традиционными лекарями современные психиатры обычно не тратят много времени на пациентов, у которых нет денег. Традиционные хиллеры могут задавать много вопросов и тратить много времени на беседы с пациентами, их родственниками, чтобы получить как можно больше информации, помогающей выбрать правильное лечение. Они оказывают психологическое воздействие на пациентов своим красочным одеянием и множеством ритуально «лечебных» предметов (например, кореньев, насекомых, обезьяньих черепов, раковин и панцирей черепах) и могут эффективно лечить многие заболевания (от импотенции до депрессии). Они воплощали в себе в одном лице и врача, и священника, и психолога. Тори (Torrey, 1986), американский психиатр, выступающий против традиционных верований и предрассудков, выражает сомнение в том, что профессиональные оценки способностей традиционных хиллеров в решении психологических проблем пациентов сильно отличается от подобных оценок современных психиатров. Естественно, общая картина в целом не такая положительная. Можно обнаружить, что 75% африканцев верят в колдунов (служителей дьявола, которые могут превратить человека в импотента или даже убить) и рассматривают почти все плохое, как обусловленное действием колдовских сил. Возможно, у вас возникнет желание прочитать пьесу Оусмана (Ousmane, 1976) под названием Х ала (импотенция), которая наглядно иллюстрирует, как убеждение в существовании колдовства обуславливает социальное поведение в Африке. Это история успешного бизнесмена, имеющего двух жен и по несколько детей от каждой из них, которого родственники молодой девушки убедили взять ее в качестве третьей жены. Как только он объявил о третьей свадьбе, разразился большой конфликт между ним и двумя другими семьями. В результате он стал импотентом. Однако, с точки зрения «хорошего» традиционного мышления его импотенция приписывалась действиям колдовских сил. Были предприняты определенные усилия, чтобы избавится от проклятия, но они оказались безуспешными. В конце пьесы герой потерпел полное крушение своего бизнеса и отвергнут всеми женами и детьми. Подобно канонам греческой трагедии, как только было принято фатальное решение завести третью жену, судьба неизбежно и неотвратимо ведет к полному краху (рекомендации по чтению другой литературы приведены в перечне 1-2). ------------------- Далее ксерокс со стр. 12 книги и перевод обозначений: Перечень 1-2 Литература, содержащая информацию о других культурах Чтение романов и пьес - это короткий путь к знакомству с другой культурой, причем в интересной и занимательной форме. Для знакомства с другой культурой можете прочитать одну из следующих работ: · Циния Эхиби (Chinua Achebe) - уроженка Нигерии, проживающая в Нисакке дает достаточно основательное представление о жизни африканцев в своей работе Стрела господня(1967), включая противостояние между традицией и модернизмом, колониализмом и анти- колониализмом, старыми и новыми религиозными течениями. · Лаура Боханнан (Laura Bohannan), американский антрополог, в своем романе Возвращение смеха (1954/1964) под псевдонимом Элеонора Смит Боуэн (Eleanor Smith Bowen) дает описание африканской сельской жизни (пожилой отец в полигамной семье просит одного из своих старших сыновей вступить в половую связь с одной из своих жен, чтобы спасти свое лицо из-за того, что у него нет потомства). · Рут Хилл (Ruth Hill) написала свой роман Ханта Xу (Hanta Ho, 1979) во второй половине девятнадцатого века. Хилл, проживавшая в американском племени штата Дакота, для описания своей истории использует стиль мышления и язык, свойственные этому племени. Например, они определяли окончание года, ссылаясь на значимость того или иного события, такие как «сильно заснеженная зима» или «когда стрела поразила колено вождя». Ласточка – это «птица, которая приносит слякоть через месяц». Существуют монолексические термины (в одно слово) для наименования сложных идей и представлений, такие как блотахунка для обозначения «советников в большой войне». Птепазо – это «нечто, обозначающее направление движения стада», тейя – «взаимоотношения между двумя женами одного мужа», васикун – «посланец, доставляющий сообщение какому-то индивиду», хотя это может так же обозначать «белый человек», а витанхантапихи означает «они идут от места, где восходит солнце». Эти примеры указывают на значимость наблюдения и наблюдательности, о чем уже отмечалось выше: культуры вырабатывают эффективные способы речевых коммуникаций в отношении предметов и явлений, имеющих значимость для функционирования группы. Поэтому, когда мы учим язык, одновременно многое узнаем и о самой культуре. -------------------------------------
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|