Тема 9. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции
1. Анализ структуры, выполнения плана и динамики общей суммы затрат 2. Анализ затрат на 1 рубль продукции 3. Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат 4. Анализ поведения затрат в зависимости от объема продаж, себестоимости и рентабельности 5. Определение резервов снижения себестоимости.
1. Анализ структуры, выполнения плана и динамики общей суммы затрат Себестоимость промышленной продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на ее производство и реализацию. От уровня себестоимости продукции зависит прибыль. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность, доступнее производимая продукция для покупателей или оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономической эффект от продажи продукции (оказания услуг, выполнения работ). Себестоимость продукции служит базой для исчисления продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции - необходимое условие повышения экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности организации, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Важно подчеркнуть, что снижение себестоимости продукции является постоянно действующим фактором роста эффективности производства. Затраты – расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. По экономическому содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы:
- на производство и реализацию продукции, т.е. текущие затраты (эта группа затрат представляет себестоимость продукции и отражает затраты простого воспроизводства); - на расширение производства, т.е. расходы на прирост основного и оборотного капитала, а именно в инвестиции; - на содержание и создание объектов социально-культурного назначения. При планировании, учете и анализе себестоимости продукции (работ, услуг) рассматривают затраты на производство и на реализацию. Таким образом, затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Во-первых, затраты характеризуются денежной оценкой всех ресурсов, используемых при производстве и реализации продукции; во-вторых, затраты имеют целевую установку, т.е. они связаны с производством и реализацией продукции; в-третьих, затраты относятся к определенному периоду времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию заданный период времени. В действующей бухгалтерской и статистической отчетности имеется информация об общей сумме затрат организации, в том числе по отдельным элементам. Кроме того, организации составляют статистическую отчетность № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, услуг за год». Данные этой формы позволяют провести анализ затрат на производство. В смете затрат на производство, как указывалось ранее, отражаются все материальные, трудовые и финансовые расходы, необходимые для производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта. Все фактически понесенные организацией затраты отражаются в форме № 5-з в разрезе отдельных экономических элементов. При анализе затрат необходимо: - определить отклонение фактических затрат в отчетном году от данных за предыдущий год как в целом, так и по их отдельным элементам;
- исчислить темп роста затрат по сравнению с предыдущим годом; - сопоставить темп роста затрат на производство как в целом, так и по их отдельным элементам с темпом роста объема выпуска продукции; - исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней; - установить факторы, вызвавшие изменения отдельных видов затрат. Совокупность затрат на производство и продажу продукции включаются в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости проданной продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам. При анализе себестоимости продукции необходимо определить структуру видов затрат, составить смету затрат на основании производственной программы, рассчитать фактический объем и стоимость затрат на единицу продукции (работ, услуг), выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по этому показателю, определить влияние факторов на изменение себестоимости прирост, а также установить резервы снижения себестоимости продукции, узнать, как изменилась структура затрат (уменьшилась или увеличилась доля материальных затрат, на сколько изменилась доля оплаты труда). Изучить структуру затрат, можно на основании данных таблицы 1. Влияние изменения отдельных статей на общую себестоимость рассчитаем по следующей формуле: , где DСsi – влияние изменения отдельных статей на общую себестоимость, DSi – отклонение себестоимости отчетного года от прошлого года по статьям затрат, Собщ0 – общая себестоимость прошлого года. Таблица 24 Анализ динамики и структуры себестоимости продукции организации
(продолжение таблицы 24)
Данные таблицы 24 отражают, что совокупные затраты исследуемой организации возросли на 51% или 30672 тыс. руб. В отчетном году по сравнению с прошлым годом общие затраты организации снизились на 36% или 21630 тыс. руб., в том числе переменные – на 5% или 1405 тыс. руб., постоянные – на 69% или 20225 тыс. руб. Благоприятная динамика обеспечена уменьшением прочих расходов на 64% или 23601 тыс. руб. Необходимо отметить, что производство является материалоемким, так как в структуре затрат наибольший удельный вес занимают материальные. За исследуемый период доля материальных затрат увеличилась на 30 п.п. с 19% до 49%, затрат на оплату труда - на 7 п.п. с 19% до 26, амортизации – на 0,29 п.п. с 0,26% до 0,55%. Общая сумма затрат на производство продукции может измениться за счет объема и структуры производства, уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных расходов. , Где – общая сумма затрат на производство продукции; VBP – объем производства продукции (услуг); b – уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг); A – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции. Таблица 25 Факторный анализ общей суммы затрат
Как показывают данные таблицы 25 совокупные затраты организации за счет изменения объемов выпуска продукции по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличились на 39538 тыс. руб.
В связи с изменением структуры производства затраты по сравнению с предыдущим годом уменьшились в отчетном году на 13172 тыс. руб. Из-за повышения удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась по сравнению с предыдущем годом на 25720 тыс. руб. За счет снижения постоянных расходов совокупные затраты по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличились на 216 тыс. руб. В процессе анализа себестоимости необходимо изучить изменение ее структуры по статьям калькуляции за ряд лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|