Корни индивидуализма
Основной корень индивидуализма – это богатство. Финансовая независимость ведет к социальной независимости. Однако экстремальная экономическая депривация также связывается с индивидуализмом (Scheper-Hughes, 1985). Высшие социальные классы и более образованные сегменты общества имеют тенденцию быть более индивидуалистичными (Daab, 1991). Кроме этого, миграция, социальная мобильность и проживание в городах повышают уровень индивидуализма. Чем более высокий уровень сложности культуры, тем она более индивидуалистична, поскольку в сложных культурах индивид имеет возможность выбора своей принадлежности к различным группам. Характеристики индивидуалистов и коллективистов. Поведение индивидуалистив имеет тенденцию быть дружелюбным, но поверхностным в отношении широкого круга людей, кроме семьи. Однако в индивидуалистических культурах имеется высокий уровень конкуренции (Sullivan,Peterson, Kameda, Shimada, 1981), иногда даже внутри семьи. Поведение коллективистов имеет тенденцию к самопожертвованию в пользу членов ин-групп и эксплуатации по отношению к членам аут-групп. Даже если ин-группа и не является эксплуататорской, к чужакам она обычно относится формально, а когда ресурсы дефицитны, становится угрожающе недоброжелательной и опасной. Когда коллективисты встречаются с потенциально новым другом, их поведение остается «корректным» в течение достаточно длительного периода времени. Однако, если они совместно владеют ресурсами, их взаимодействие становится полностью доверительным. Повторим этот важный момент: коллективисты ведут себя совершенно разными способами по отношению к членам своей группы и к членам аут-групп. Если другой человек является членом ин-группы, поведение по отношению к нему будет очень ассоциативным (положительным) и в ряде случаев будет выражать самопожертвование. Если другой человек является членом аут-группы, поведение будет индифферентным или сдержанным (диссоциативным). Индивидуалисты «не переключают» свое поведение так резко, как коллективисты, когда член аут-группы становится членом ин-группы.
Общепринятая форма приветствия в каком-либо учреждении в Афинах в Греции является интересным примером коллективистской манеры ведения разговора. Традиционная Греция является страной коллективистического типа, и много секретарских должностей в афинских учреждениях занимают женщины с традиционно коллективистским происхождением. Если вы звоните в типичный офис, зачастую услышите довольно резкий ответ «Что вы хотите?». У меня в Афинах есть родственники и друзья, и посещая страну, я всегда приходил в удивление от грубости и невоспитанности при первом контакте. Но когда я говорил «Я Гарри Триандис, двоюродный брат вашего босса (или друг)», переключение тона разговора оказывалось драматическим. «Как восхитительно слышать ваш голос» было типичной реакцией! В отличие от коллективисов, ндивидуалисты при взаимодействии не проявляют такого экстремального превосходства или подобострастно подчиненного поведения. Коллективисы проявляют намного б о льшую, чем индивидуалисты, субординацию по отношению к властным фигурам своей группы и демонстрацию превосходства к членам аут-групп (Triandis, McCusker, Hui, 1990). Многие характеристики, по которым коллективисты и индивидуалисты отличаются друг от друга, представлены в таблице 6-1. Все эти контрасты легко можно понять, если вспомнить сюжет басни о слепых мужчинах, ощупывающих различные части тела слона. Они говорили об одном и том же предмете, но каждый делал акцент на том или ином аспекте «изучаемого» феномена. Однако не будем забывать, что в реальной жизни существует огромное количество моделей коллективистического и индивидуалистического поведения. Культура может быть коллективистической, если ее члены ведут себя в соответствии с характеристиками, описанными в каком-то одном подразделе левой колонки таблицы, однако характеристики различных подразделов будут наполняться из разных культур. Прежде чем мы будем иметь представление о том, до какой степени каждая культура соответствует каждому подразделу, необходимы дальнейшие обширные исследования. То же самое следует сказать и об индивидуализме.
________ Далее ксерокс таблицы 6-1 стр. 167 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-1. Сопоставление характеристик людей в коллективистических и индивидуалистических культурах 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 1: взаимозависимое Я 4 – вникните в особенности жизненного опыта, делая акцент на: 5 – Группах как основных единицах социального восприятия. 6 – (например, воспринимают ли люди «мистера Смита» или «англичанина»?) 7 – том, что взаимоотношения являются фигурой; индивид – фоном 8 – объяснения (атрибуции) 9 – поведение объясняется на языке соответствующих норм 10 – успех приписывается помощи, получаемой от других людей 11 – неудача приписывается отсутствию усилий (см., Кашима и Триандис, 1986) 12 – личность 13 – определяется в терминах ин-групп и взаимоотношений (см., Триандис, Мак-Кускер и Хьюи, 1990) 14 – скорее изменение себя, чтобы приспособиться к ситуации, чем изменение ситуации, чтобы приспособить ее к себе (Диаз-Гуэрреро, 1979) 15 – знать больше о других, чем о себе 16 – В результате чего: 17 – собственное Я воспринимается более сходным с личностью друга, чем друг воспринимается больше схожим с собственным Я (см., Markus, Kitayama, 1991) 18 – имеет небольшой объем памяти о себе самом (например, плохо пишет свою автобиографию) 19 – собственное Я включает успехи и достижения, сделанные для своей группы: 20 – Я представлю группу, сотрудничество, стойкость, терпение, порядок, самоконтроль 21 – индивидуалисты 22 – независимое Я 23 – индивидах, как основных единицах социального восприятия 24 – том, что индивид является фигурой, взаимоотношения – фоном
25 – поведение объясняется на языке личности, личностных черт, принципов, установок 26 – успех приписывается своим способностям 27 – неудача приписывается внешним факторам (например, трудности задания, невезению) 28 – определяется как независимое образование 29 – скорее изменение ситуации, чтобы приспособить ее к себе, чам себя, чтобы приспособиться к ситуации 30 – знать больше о себе, чем о других 31 – собственная личность воспринимается как менее сходная с личностью друга, чем друг похожим на собственное Я 32 – имеет большой объем памяти о себе самом (например, хорошо пишет свою автобиографию) 33 – собственное Я включает успехи и достижения для себя самого: 34 – Я хочу быть самим собой Я хочу власти _______________ Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1 со стр. 168 и перевод обозначений: 1 – таблица 6-1. продолжение 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 1: взаимозависимое Я 4 – цели 5 – высоко ценятся цели, соответствующие ролевым позициям 6 – долговременные (Hui, 1988) 7 – эмоции 8 – имеют тенденцию более часто быть ориентированными на других (эмпатия) и кратковременными (см., Markus, Kitayama, 1991) 9 – Когниции (познавательные ориентации) 10 – акцентируются на потребностях моей ин-группы (обязательствах) 11 – познавательные ориентации зависят от контекста (см., Маркуc и Китаяма, 1991) 12 – установки 13 – поддерживают убеждения, отражающие взаимозависимость 14 – нормы 15 – благоприятствуют укорененности в ин-группах 16 – ценности 17 – безопасность, подчинение, долг, внутригрупповая гармония, персонализированные взаимоотношения 18 – ориентированы на совершение «добродетельного действия» (т.е. действия, соответствующего ситуации) 19 – настойчивость, стойкость (Blinco, 1992; Триандис и др., 1990) 20 – (см., Шварц, в печати; Триандис, Мак-Кускер и Х.ьюи, 1990) 21 – главное бедствие/несчастье 22 – остракизм (отвержение) 23 – индивидуалисты 24 – независимое Я 25 – высоко цеятся ясно сформулированные цели 26 – кратковременные 27 – имеют тенденцию более часто быть ориентированными на себе самом (гнев) и долговременными
28 – акцентируются на личных потребностях, правах, способностях (контракты) 29 – познавательные ориентации не зависят от контекста 30 - поддерживают убеждения, отражающие независимость, эмоциональную отстраненность от ин-групп 31 – благоприятствуют независимости от ин-группы 32 – получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода, автономия, справедливый обмен 33 – больше ориентированы на достижение «истины», чем на «действие, соответствующее важным принципам» 34 – зависимость от других _____________________ Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр. 169 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-1. Продолжение 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 1: взаимозависимое Я 4 – ин-группы 5 – их мало, но взаимоотношения с ними близкие, большой акцент на сохранении их целостности 6 – большие семьи; быстрый рост населения 7 – самопожертвование ради группы является «нормальным» 8 – ин-группа воспринимается более гомогенной, чем аут-группа (см., Кашима, 1989; Триандис, Бонтемпо и др. 1990) 9 – необходима гармония ин-группы 10 – ожидание конфликта с аут-группами 11 – (см., Gudykunst, Yoon, Nishida, 1987. Moghaddam,Taylor, Wright, 1993, отмечают, что в индивидуалистических культурах наблюдается тенденция скрывать отрицательное отношение к аут-группам; в коллективистических культурах, таких как Индия, отрицательные установки к аут-группам выражаются совершенно открыто) 12 – ин-группа влияет на многие виды поведения, и это влияние достаточно сильное 13 – социальное поведение 14 – когда человек принадлежит к ин-группе, то поведение по отношению к нему сильно отличается от поведения к человеку, принадлежащему к аут-группе (см., Триандис, 1972 для более полного обсуждения; Bond, 1988; Chan, 1991; Iwata, 1992 для эмпирических примеров) 15 – поведение в основном осуществляется в малых группах 16 – (например, корейские лыжники чаще, чем американские, катаются на лыжах группами, Brandt, 1974; коллективисты вероятнее всего катаются большими группами, Триандис, 1990; Левайн, 1992) 17 – Б о льшая часть взаимодействий осуществляется между индивидом и группами (Wheeler, Reis, Bond, 1989) 18 – индивидуалисты 19 – независимое Я 20 –их много; взаимоотношения случайные, поверхностные; слабая эмоциональная вовлеченность 21 – семьи небольшие; постоянство численности населения 22 – небольшое желание жертвовать собой ради ин-группы 23 – ин-группа воспринимается более гетерогенной, чем аут-группа 24 – дебаты и конфронтация считаются приемлемыми 25 – конфликт с аут-группами принимается, но считается нежелательным 26 – ин-группа влияет на отдельные, строго определенные виды поведения
27 – формы поведения с членами ин- и аут-групп не сильно отличаются друг от друга 28 – поведение в основном осуществляется, когда индивид находится один или в паре с другим человеком 29 – б о льшая часть взаимодействий осуществляется между двумя индивидами (на индивидуальном уровне) _____________ Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр.170 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-1. Продолжение 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 1: взаимозависимость Я 4 – трудное вхождение в группы; трудно заводить друзей, однако после установления взаимоотношений, они сразу становятся близкими (Gudykunst, 1983; Verma, 1992) 5 – сотрудничество с членами ин-группы. Обмены на коммунальном уровне. Взаимное сохранение лица. Регулируется ин-групповыми нормами 6 – взаимозависимое (например, совместное купание) 7 – дает мало обратной связи о том, как они переживают социальные ситуации 8 – (Поскольку социализация в основном происходит в ин-группах, в которых человек родился, то такие навыки как высказывание комплиментов или предоставление обратной связи о поведении, вызывающем неудовольствие, слабее развиты у коллективистов, тогда как у индивидуалистов эти навыки развиты одинаково хорошо; см. Cohen, 1991) 9 – Выбирают спутниц жизни, которые максимально будут способствовать сохранению целостности семьи (целомудренная, хорошая домохозяйка) (см., Buss, 1990; Dion, Pak, Dion, 1990) 10 – правильное действие определяется ин-группой, даже если оно не совпадает с собственными установками 11 – когнитивный диссонанс переживают не сильно 12 – (Например, когда у человека поведение расходится си установками, он испытывает диссонанс и дискомфорт. Однако коллективисты так сильно озабочены «правильным поведением», что когда их установки не соответствуют реальному поведению, особенного дискомфорта они не испытывают. Индивидуалисты считают свои установки важными, и если поведение им не соответствует, испытывают сильный дискомфорт и начинают что-то предпринимать для уменьшения диссонанса; см., Iwao, Triandis, в печати) 13 – «То, что мое является и твоим» 14 – В общении люди очень часто используют местоимение «мы». Общение в сильной степени определяется контекстом. Молчание одобряется. 15 – (В Японии молчание считается «силой» и мужским достоинством; Iwao, 1993) 16 – индивидуалисты 17 – независимое Я 18 – Легкий вход и выход из групповогочленства, хотя взаимоотношения в основном не являются близкими. Люди выглядят вполне общительными и дружелюбными, хотя взаимоотношения поверхностны и зависят от социальных обменов и контрактов 19 – индивидуальное сохранение лица. Регулируется установками, личностными ценностями и трезвым расчетом своей выгоды, а также общими социальными нормами 20 – независимое (например, уединенность) 21 – дает много обратной связи о том, как они переживают социальные ситуации 22 – выбирают спутниц жизни, которые физически привлекательны и имеют «удивительные личности» 23 – предполагается, что установки и поведение совпадают друг с другом 24 – когнитивный диссонанс переживают сильно 25 – «То, что мое, не должно использоваться без моего разрешения» 26 – в общении люди очень часто используют местоимение «Я». Общение почти исключительно определяется контекстом. Молчание приводит к замешательству. _______________ Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр. 171 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-1. Продолжение 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 1: взаимозависимое Я 4 – Детерминанты социального поведения 5 – ин-групповые нормы важнее установок (см., Bontempo, Rivera, 1992; Kashima, Siegel, Tanaka, Kashima, 1992) 6 – предписанные ролевые позиции (например, по признаку пола, возраста, семейных отношений) 7 – Чувство стыда чаще, чем чувство вины, организует социальную жизнь (Creighton, 1990) 8 – подраздел 2: схожее Я 9 – личность (Я) 10 – скромная, благопристойная, ориентированная на сотрудничество (см., Takata, 1987) 11 – эмоции 12 – им нравятся скромные, благопристойные люди 13 – (Например, коллективисты начинают свои лекции с выражения благопристойной скромности и сдержанности, таких как «У меня не так много чего-то такого ценного, чтобы сообщить вам»; успешные лекторы-индивидуалисты сразу стремятся завоевывать внимание аудитории и сохранять над ней «контроль») 14 – когниции (познавательные ориентации) 15 – на то, что делает меня похожим на мою группу 16 – нормы 17 – при распределении ресурсов акцент делается на равенстве и потребностях 18 – ин-группы 19 – определяются схожестью предписываемых группе атрибутов, таких как кровное родство; кастовая принадлежность, религия, раса, деревня, племя 20 – социальное поведение 21 – ответное поведение обязательно 22 – (Тинг-Тумей – Ting-Toomey,1986 - изучал три индивидуалистические и две коллективистические культуры и обнаружил, что индивидуалисты рассматривали ответное благосклонное поведение делом свободной воли, тогда как коллективисты - как моральное обязательство. Кроме этого, коллективисты рассматривали моральное обязательство в долговременной перспективе, а индивидуалисты - в кратковременной) 23 – направленно на редукцию конфликта, использование посредников (Leung, 1988) 24 – индивидуалисты 25 – независимое Я 26 – установки более важны, чем нормы 27 – достигнутые ролевые позиции 28 – чувство вины проявляется чаще, чем чувство стыда 29 – отличающееся Я 30 – Личность, отличная от других; лучше, чем другие личности, конкурентная, демонстрационная 31 – им нравятся самоуверенные люди 32 – на то, что делает меня отличным и выдающимся 33 – при распределении ресурсов акцент делается на эквивалентности 34 – определяются схожестью имеющихся атрибутов, например, убеждений, места работы 35 – ответное поведение является добровольным 36 – направлено на редукцию конфликта, использование судебных процедур __________________
Далее ксерокс продолжения табл.6-1, стр.172 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-1. Продолжение 2 – горизонтальные коллективисты 3 – подраздел 2: сходное Я 4 – Вертикальный коллективизм 5 – цели 6 – ин-групповые цели имеют приоритетное значение 7 – индивидуальные и групповые цели часто совпадают 8 – социальное поведение 9 – иерархичное (см., Gallois, Barker, Jons, Callan, 1992) 10 – Более важными являются вертикальные отношения 11 – статусно-асимметричные отношения считаются нормальными и естественными 12 – индивидуалисты 13 – отличающееся Я 14 – индивидуализм 15 – личные цели имеют приоритетное значение перед ин-групповыми целями 16 – индивидуальные и групповые цели часто несовместимы 17 – эгалитарное 18 – более важными являются горизонтальные отношения 19 – статусно-симметричные отношения считаются нормальными и естественными --------------------------------------------------------------------- Кроме этого, характеристики, рассмотренные в таблице 6-1, имеют распределения, похожие на распределения, изображенные на рис. 6-6. Другими словами, не следует думать, что все люди в коллективистической культуре будут иметь какой-то конкретный атрибут, присущий этой культуре. Большинство культур включают в себя смешение индивидуалистических и коллективистических элементов. В большинстве индивидуалистических культур люди имеют очень сильное независимое и одновременно «отличное Я» (например, высший и средний классы в католических странах Европы, где аристократические идеалы остаются еще очень значимыми). Умеренно индивидуалистические культуры менее экстремальны. В Швеции, согласно Дауну (Daun, 1991, 1992), люди экстремально независимы и полагаются на свои собственные силы, но они не хотят самосовершенствоваться. Поэтому у них есть, по крайней мере, один атрибут – скромность / сдержанность, который чаще обнаруживается в коллективистических культурах. В большинстве коллективистических культур (например, в теократических) основная масса людей, за исключением лидеров, имеют «взаимозависимое Я» и «схожее Я». Монахи, вероятно, чувствуют себя взаимозависимыми людьми и не хотят отличаться от других монахов. _____________ Далее ксерокс рис. 6-6, стр. 173 и перевод обозначений: 1 – Рисунок 6-6. Теоретическиое распределения атрибута X в сравнении с атрибутом Y в индивидуалистической и коллективистической культурах. У точки А коллективистическая культура имеет некоторое количество индивидов, которые имеют высокие показатели по характеристике Х, тогда как в индивидуалистической культуре индивидов с такой характеристикой немного. В точке В коллективистическая культура имеет экстремально большое число индивидов, обладающих атрибутом Х, тогда как коллективистическая культура имеет лишь небольшое число таких людей. В точке С обе культуры имеют умеренное количество людей, которые не обладают выражено ни характеристикой Х, ни Y. В точке Д индивидуалистическая культура имеет большое число людей, обладающих характеристикой Y, тогда как в коллективистической культуре таких людей небольшое количество. И, наконец, в точке Е индивидуалистическая культура имеет значительное число людей, имеющих высокие показатели по характеристике Y, тогда как коллективистическая культура имеет таких людей очень мало. 2 – коллективистическая культура 3 – индивидуалистическая культура 4 – атрибут Х 5 – атрибут Y __________ Таблица 6-1 составлена таким образом, что в ней сделано разграничение видав коллективизма (горизонтального и вертикального), а также двух подразделов горизонтального коллективизма–индивидуализма. Более значимым является подраздел 1 – «взаимозависимое Я» в сравнении с «независимым Я». Однако подраздел 2 – различие акцентов на «схожем Я» и «отличном Я» – также является важным (между этими двумя подразделами существует взаимосвязь), поскольку если мы будем изменять соотношение «схожее-отличное Я», обнаружится изменение соотношения «взаимозависимое - независимое Я». Трофимов, Триандис и Гото (Trafimow, Triandis, Goto, 1991) показали, что человека можно на время превращать в коллективиста или индивидуалиста. По методу случайной выборки формировались группы студентов для выполнения двух типов инструкций с последующим измерением коллективизма по стандартной методике. Индивидуалистические инструкции выглядели следующим образом: «В течение следующих двух минут вам не нужно писать ничего. Пожалуйста, подумайте о том, что вас отличает от членов своей семьи и друзей. Как вы думаете, каких действий от себя в этом случае вы ожидаете?». Коллективистическая инструкция выглядела несколько иначе: «… подумайте, что делает вас похожим на членов своей семьи и друзей…». Контент-анализ ответов по тесту Куна (Триандис, Мак-Кускер и Хьюи, 1990) показал, что испытуемые, которым давалось коллективистическая инструкция, получили больше S-реакций (социальных) (см. на странице 145 примеры S-реакций). Таблица 6-2 показывает процентное отношение S-реакций у респондентов разных выборок. ____________ Далее ксерокс таблицы 6-2, стр. 174 и перевод обозначений: 1 – Таблица 6-2. Процентные показатели S-реакций, полученные на различных выборках 2 – выборка__________N___________ среднее ____________________ранг 3 – студенты Иллинойса 4 – студенты Афинского университета 5 – студенты Гавайского университета, коренные американцы 6 – студенты Гавайского университета, выходцы из Китая 7 – студенты Гавайского университета, выходцы из Японии 8 – студенты Гонконгского университета 9 – Китайская народная республика 10 – студенты Иллинойса в экспериментах Трофимова, Триандиса и Гото 11 – «Подумайте, что делает вас похожими на членов вашей семьи и друзей» 12 – с английскими именами 13 – с китайскими именами 14 – «Подумайте, о том, что вас отличает от челнов своей семьи и друзей» 15 – с английскими именами 16 – с китайскими именами 17 – с коллективистическими английскими именами 18 – с индивидуалистическими английскими именами 19 – источник: Трофимов, Триандис и Гото (1991). Перепечатано с разрешения издателя.
В эксперименте Трофимова и коллег иллинойские студенты с английскими именами получили 7 процентов коллективистических Я-реакций после получения инструкции «Подумайте, что вас отличает», тогда как студенты с китайскими именами при этом условии получили 30 процентов коллективистических Я-реакций. При использовании инструкций «Подумайте о том, в чем вы похожи» иллинойские студенты с английскими именами получили 23 процента коллективистических Я-реакций, а те, кто имел китайские имена, получили 52 процента коллективистических Я-реакций. Таким образом, культурное происхождение респондентов и инструкции являлись важными детерминантами, определяющими процентную выраженность коллективистических реакций. Во втором эксперименте тестировались сорок восемь американских испытуемых, по двадцать четыре человека в каждом из двух «основных условий». Испытуемые прочитывали рассказ о «короле Сумьеры», который «послал талантливого генерала» (индивидуалистическая ориентация) или «члена своей семьи» (коллективистическая ориентация) помочь другому королю. Респондентов снова просили написать двадцать предложений, начинающихся со слов «Я есть…». Результаты показали, что 9 и 22 процента ответов были «ориентированы на коллективистическое самоопределение», соответственно, для индивидуалистических и коллективистических условий эксперимента. Этот результат означает, что у людей существует когнитивная схема (совокупность взаимосвязанных представлений), которая включает индивидуалистические представления и отдельная схема, включающая коллективистические представления; поэтому можно стимулировать эти схемы, вызывая приоритетность либо индивидуалистических, либо коллективистических представлений. Таблица 6-2 также дает среднее процентное соотношение S-реакций, полученных на других выборках – например, на выборке 509 студентов Иллинойского университета со средним показателем 19 процентов в ранговом диапазоне от 0 до 60. В этой выборе модальным показателем является ноль! Студенты Афинского университета, Греция, являются совершенно индивидуалистичными по этому показателю. Студенты Гавайского университета имели показатель 21 процент, когда они имели европейские имена и 29 и 28 процентов, соответственно, когда они имели культурное происхождение из Китая или Японии. Большинство студентов из двух вышеприведенных выборок были потомками эмигрантов второго или третьего поколения из Восточной Азии, проживающими на Гавайях. Высокие показатели американцев-азиатов по параметру коллективизма были получены также в исследовании установок (Триандис, Бонтемпо и др., 1986). От представителей выборок из гомогенных культур ожидается, что они будут проявлять больше конформизма. Решения принимаются либо по указанию властей, либо по общему соглашению. Люди, которые не соглашаются и испытывают в этой связи напряженность, подвергаются остракизму. Это слово греческого происхождения несет определенную информацию о том, каким способом функционируют эти общества. В древней Греции, если гражданин создает длч других много проблем, то прибегают к процедуре голосования, называемая остракон (запись при тайном голосовании на устричной раковине), удостоверяющая, что члены группы хотят исключения данного человека из сообщества. В сложно организованных обществах мы не можем исключить из него тех лиц, кто не согласен с мнением большинства. Тем не менее, мы используем процедуру голосования, чтобы поставить тех, с кем мы согласны, во властные позиции. Мы надеемся, что они будут заботиться и тех людях, с которыми мы не согласны. Этот тип демократии связывается с индивидуализмом. Французский мыслитель Алекс Токвилль, написавший знаменитую работу «Демократия в Америке» после посещения Нового Света в 1840-х годах, открыто обсудил вопрос о связи индивидуализма с этой формой правления. Прототипически коллективистическим видом социальных отношений является семья, которая связывает людей долговременными эмоциональными связями и общими целями. Сотрудничество в семье является естественным типом взаимоотношений, а статус определяется позицией в группе. Прототипически индивидуалистическим видом социальных взаимоотношений является рынок. Вы платите деньги и взамен получаете нечто. В добровольных объединениях, таких как Ротари-клуб, взаимосвязи также являются индивидуалистическими. В этой культурной модели, когда люди присоединяются к какой-либо группе, они проявляют внешнюю вежливость и обращаются с другими людьми с уважением. Однако они четко осознают, что они являются и остаются отдельными независимыми индивидами. В своей группе они конкурируют за обладание статусом, который зависит в большей степени от их индивидуальных достижений, а не от простого членства в своей группе. В исследовании ценностных ориентаций также был выделен синдром коллективизма (Schwartz, 1992). Шварц со своими коллегами собрал данные в отношении двадцати восьми стран. Они опрашивали 200 учителей и 200 представителей других социальных групп (студентов, представителей рабочих профессий, пожилых людей), чтобы идентифицировать значимость пятидесяти шести ценностей, которые являются «руководящими принципами жизни». «Анализ наименьшего пространства» данных (статистический метод, обеспечивающий «карты» расположения ценностей или выборок в многомерном пространстве) показал, что ценности группируются тем же самым образом как при их анализе внутри стран, так и при анализе между странами. Такие ценности, как «безопасность семьи», «социальный порядок» и «почитание родителей и старших», группировались в одном месте этой карты, а ценности «способность к творчеству», «удовольствие» и «интересная жизнь» в противоположном. Таким образом, коллективистические и индивидуалистические ценности, по-видимому, контрастировали друг с другом. Наиболее коллективистическими типами выборок являлись представители Эстонии (сельские и городские учителя, взрослые люди из сельских районов республики), Болгарии (учителя турецкого происхождения), турецкие учителя, учителя Тайваня и Малайзии, а также студенты и представители взрослого населения этих стран. Наиболее индивидуалистическими типами выборок оказались студенты из Новой Зеландии, Англии, Голландии, Италии и Западной Германии. Учителя из Соединенных Штатов занимали среднее положение на континууме «индивидуализм-коллективизм». Однако я собрал эти данные в Данвилле, штат Иллинойс, и подозреваю, что срединные регионы страны более коллективистичны, чем береговые. Студенты Иллинойса оказались инидвидуалистами, однако по показателям этих конкретных ценностей не сильно отличающихся от японских студентов. Следствия В коллективистических культурах детей намного больше, чем в индивидуалистических, воспитывают для того, чтобы во взрослой жизни исполнять свои обязанности, жертвовать собой ради своей группы и подчиняться властям. Наоборот, в индивидуалистических культурах детям больше прививается любознательность, творческая ориентированность и самодостаточность. Существуют эмпирические данные, свидетельствующие о том, что социальное поведение в коллективистических и индивидуалистических культурах существенно отличается друг от друга (например, Early, 1989). Даже реклама различна и соответствует той культурной модели (Han, 1990), которая содержит коллективистические элементы (например, «Этот продукт полезен для вашей семьи») и индивидуалистические элементы (например, «Используйте этот продукт и получите удовольствие, используйте его, и вы его полюбите!»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|