Взаимосвязи между культурными синдромами
На рисунке 6-7 показано, что, по крайней мере, три синдрома – жесткость, сложность и индивидуализм – могут быть взаимосвязаны. Ось х отражает уровень жесткости культуры – жесткие санкции, когда человек не ведет себя в соответствии ожидаемыми культурными нормами. Чтобы общество было жестким, необходима схожесть поведения людей с точки зрения соответствия нормам правильного поведения в любой социальной ситуации. Когда плотность населения высокая, то в обществе, скорее всего, будет большое количество вполне определенных и ясных норм, регулирующих поведение людей, чтобы они не вступали в ненужные столкновения друг с другом. Вместе с тем, когда деятельность требует выполнения взаимозависимых функций (например, когда люди должны возводить большой ирригационный канал), необходимо наличие многих норм, а их нарушение является большим грехом (например, в Древнем Египте пользование водой из канала соседа считалось одним из самых тяжких грехов). Когда деятельность имеет индивидуальный характер (например, собирание ягод), норм, регулирующих этих формы активности, не так много, а к их нарушению относятся более или менее терпимо. Жесткость связана с коллективизмом. Кроме этого, чем более сложным и стратифицированным является общество, тем более разнообразными являются в нем социальные позиции, группы и роли, выполняемые его членами. Сложность связана с изобилием и богатством. Современные индустриальные общества – это сложные и богатые общества. Чем больше в обществе различных групп со своими отличными нормами, тем больше людей должны сами решать как себя вести. Если они принимают решение, которое не соответствует целям других людей, они обычно не наказываются. В более простых обществах, когда люди являются членами небольшого количества групп и уровень изобилия в обществе низок, существует осознание общей судьбы, и люди чувствуют сильную взаимозависимость. В этих условиях формируется взаимозависимая личность.
____________________ Далее ксерокс Рис.6-7, стр. 178 и перевод обозначений: 1 – Рисунок 6-7. Возможные корреляции жесткости (культурной однородности, высокой плотности населения, многих видов индивидуальной активности, необходимой для выживания) и культурной сложности (множество рабочих профессий, ролей, высокий уровень стратификации, богатства). Уровень индивидуализма является максимальным, когда общество одновременно является и сложным, и рыхлым. Уровень коллективизма максимален тогда, когда общество является простым и жестким. 2 – большое количество профессий, ролей. Высокий уровень стратификации, богатства 3 – максимум индивидуализма Соединенные Штаты, Германия, Франция, Англия 4 – Япония 5 – низкий уровень плотности населения 6 – Южная Европа 7 – Культурная гомогенность (однородность) 8 – Аграрные страны 9 – Большое количество взаимозависимых видов трудовой деятельности 10 – Общества, занимающиеся промыслом рыбы, охотой, сбором растений и плодов 11 – Теократии, монастыри 12 – Максимум коллективизма 13 – Бедность Низкий уровень стратификации Небольшое количество профессий, ролей __________________________ В этой концептуализации можно ожидать максимум коллективизма в простых, бедных обществах с низким уровнем стратификации, которые являются гомогенными, с взаимозависимыми формами активности и относительно высоким уровнем плотности населения. Это, например, общества с теократическими режимам, монастыри и культы (например, секта Джима Джонса, в которой было совершенно массовое самоубийство). Можно ожидать максимум индивидуализма в обществах, которые являются сложными и рыхлыми.
Положение неразвитых обществ на рисунке основывается на информации о стилях воспитания детей в этих культурах (например, Berry, 1967, 1976, 1979; Hendrix, 1985) и личностных характеристиках детей (например, Bolton et al., 1976). В целом, охотники и собиратели пищи более индивидуалистичны, чем члены скотоводческих и аграрных обществ. Эдгертон (Edgerton, 1971) сообщает, что среди четырех африканских племен, скотоводы были более независимы, чем аграрии, но в то же время имели более высокие показатели по уровню уважительного отношения к власти. Это означает, что они одновременно имеют более высокие показатели по переменным индивидуализма и властной дистанции. Совершенно очевидно, что нам нужны дальнейшие исследования, чтобы глубже понять расположение каждой группы на этой схеме. Ряд исследований позволяет предполагать, что Япония является коллективистской культурой по отношению к Европе и Северной Америке, но более индивидуалистичной, чем неразвитые культуры. Она также быстро становится индивидуалистичной страной (Iwao, 1990).
Заключение В этой главе мы проанализировали четыре элементарные формы социального поведения (совместное владение ресурсами, распределение в соответствии со статусом власти, на основе равенства и рыночных отношений) и связали их с тремя культурными синдромами (сложностью, жесткостью и индивидуализмом). В коллективистических культурах люди с большей вероятностью, чем в индивидуалистических культурах: · характеризуют себя как представителями групп; · приобретают характеристики, основанные на внутригрупповых нормах; · больше знают о других, чем о себе; · больше помнят о других людях; · отдают приоритет достижению групповых целей; · фактически не испытывают диссонанса, когда ведут себя корректно, хотя не согласованно со своими установками; · подчиняют свои личные цели целям ин-групп; · больше используют эмоции, сфокусированные на других людях; · отдают предпочтение установкам и ценностям, в которых делается акцент на взаимозависимости, безопасности, долге, внутригрупповой гармонии и иерархии; · чувствительны к групповому остракизму; · по разному взаимодействуют с человеком в зависимости от того, является он членом своей или внешней группы;
· принимают иерархические взаимоотношения; · достаточно сдержанны в отношении вступления в другие группы; · проявляют б о льшую открытость после того, как они действительно становятся членами других групп; · стремятся спасти как свое лицо, так и лицо другого человека; · регулируют свое поведение в соответствии с внутригрупповыми нормами; · уделяют больше внимания контексту общения; · проявляют сдержанность; · в социальном поведении придерживаются принципа «отвечать взаимностью».
Вопросы и упражнения 1. Рассмотрите три поведенческие ситуации/условия, рассмотренные в главе 1. Какие, по вашему мнению, формы социального поведения вероятнее всего будут иметь место в каждой ситуации? Насколько сильно эти формы поведения можно классифицировать как связанные с совместным владением, дистанцией власти, с равенством или рыночным/эквивалентным поведением? 2. Анализируя свой ответ на предыдущий вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются ассоциативными (например, помогающими) или диссоциативными (например, агрессивными)? 3. Анализируя свой ответ на 1-й вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются доминирующими (например, явное доминирование) или подчиненными (например, конформность)? 4. Анализируя свой ответ на 1-й вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются близкими (самораскрытие) или формальными (поведение в соответствии с нормами этикета)? 5. Выявили ли вы какие-либо взаимосвязи между четырьмя формами ориентаций Фиске и поведенческими ориентациями? Если так, то вы понимаете, что конкретные поведенческие ситуации с б о льшей вероятностью способствуют проявлению одной из этих ориентаций. Обнаружили ли вы, что некоторые формы социального поведения с б о льшей вероятностью проявляются в той или иной поведенческой ситуации?
Глава 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|