Индивидуальная психологическая экспертиза
Специалист-психолог, используя доступную ему информацию и логические средства, должен построить ответственное заключение (о частном случае деятельности, психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т. д.). Результатом экспертизы может быть прогностическая оценка о влиянии особенностей условий труда на того или иного человека или группу людей. Психологический консилиум Заключение принимает один специалист — психолог, опираясь при этом на согласованное мнение группы коллег, к которой он обращается в связи с тем, что затрудняется решить поставленную задачу индивидуально. Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, случая, средств, стиля деятельности профессионала и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласованного мнения группы экспертов. Метод независимых характеристик объекта Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые могут быть источниками сведений, представляющих ценность для психолога, но сами психологами не являются. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников определенного профиля — учителей, водителей, пилотов и т. д. В группу экспертов должны входить разные люди, способные оценить испытуемого по уровню профессиональной квалификации: руководители соответствующих трудовых коллективов, коллеги по работе, подчиненные. Анализ документов Психолог на производстве изучает какую-либо проблему не изолированно, а во взаимосвязи со многими явлениями и фактами, в том числе такими, которые могут стать хорошим исходным материалом для получения новых данных. Психолог может почерпнуть ценные сведения по проблемам труда из материалов о травматизме, текучести кадров, выполнении плана, о качестве продукции и др.
Важно собирать информацию, содержащуюся в официальных отчетах, знать условия труда на аналогичных предприятиях, изучать историю предприятия, производственную специализацию, виды, номенклатуру и особенности продукции и т. п. Такой фактический материал можно рассматривать как вспомогательную информацию для получения полного представления об исследуемой проблеме. Анализ продуктов деятельности Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, можно обнаружить продолжительность интенсивного труда, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий за единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и многое другое. Анализ ошибочных действий Эффективность анализа ошибочных действий определяется законом, сформулированным так: "Закономерность, которая не нарушается, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявлению". Так, в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода "патология деятельности". Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудаю-щихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д.
Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определить процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого оценить эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику обучения, условия и режим труда, повысить производительность и качество трудовой деятельности. Мы рассмотрели только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в сочетании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особенностях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда. Резюме 1. Психология труда является отраслью науки психологии и взаи 2. Психология труда изучает психологические особенности 3. Основными психологическими признаками труда являются: 4. Психология труда изучает проблемы, связанные с рабочими
5. Психология труда пользуется основными методами общей пси Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Активизация человеческого фактора и эффективность труда / Д. П. Богиня, А. В. Пивовар, В. Н. Шамотиидр. — К.: Наук, думка, 1990. —282 с. 2. Грищенко К. К. и др. Социально-этические проблемы управления. — К.: Наук, думка, 1980. — 222 с. 3. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление). — М.: Просвещение, 1981. — 208 с. 4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. — 5. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М.: Куль 6. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учеб. пособие / Под ред. 7. Основы виробничо! психологи i педагогши / За ред. Д. О. Сметанша. — К.: 8. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. пособие. — М.: Выс 9. Психология труда / Пер. со словацк.; под ред. К. К. Платонова. — М.:
10. Сероштан Н. А., Алдохин Н. П., Кулиш С. А. и др. Социология труда: Учеб. 11. Стрелков Ю. К. Программа курса "Психология труда, инженерия и про 12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА И ОБУЧЕНИЯ Цель: Изучив данную главу, вы должны уметь: 1. Выделить особенности профессионального самоопределения человека. 2. Назвать основные этапы выбора профессии. 3. Перечислить основные сложности и ошибки на каждом этапе выбора. 4. Раскрыть возможности профессиональной ориентации в успешном выбо
5. Определить сущность и особенности профессионального обучения как 6. Выделить психологические закономерности формирования профессио 7. Раскрыть суть психологической подготовки человека к трудовой дея 2.1. ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИИ: КАК ЕЕ ОПРЕДЕЛИТЬ? Выбор профессии — важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность. В процессе выбора профессии можно выделить несколько периодов: период фантазий, свойственный детям примерно до 11 лет; период пробных выборов (1 1-17 лет), включающий 4 стадии: • когда выбор определяется интересами (11-12 лет); • когда выбор определяется способностями, одаренностью, уме • когда выбор определяется ценностями личности (15-16 лет); • переходный период, когда происходит смена типа жизни или, как период реалистического выбора (после 17 лет), включающий 3 ступени: • исследовательскую; • стадию кристаллизации, в которой происходит оценка факторов, • стадию детализации, уточнения выбора [5]. При этом в зависимости от характера доминирующих мотивов различают несколько уровней реалистического выбора: экономический, для которого характерным является стремление к высокому заработку при выраженном игнорировании других характеристик профессий; социальный, определяемый преобладающей направленностью на получение престижной профессии; духовный, ведущим мотивом которого является стремление самосовершенствования, раскрытие творческого потенциала. Исследованиями Б. Г. Ананьева [1] установлено, что выбор профессии осуществляется в разные периоды следующим образом: в 11-20 лет — 12,5 %, 21-30 лет — 66 %, 31-40 лет — 17,4 %. Наиболее ранний старт профессиональной деятельности бывает в искусстве, наиболее поздний — в сфере науки, политике. Профессиональный выбор является одновременно самоопределением и в других сферах жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации. В процессе выбора жизненного профессионального сценария личность выявляет жизненный смысл и назначение профессии, выясняет, какие базовые ценности и устремления в ней можно реализовать; как воспринимают этот выбор другие, существуют ли возможности достижения благ, удовлетворения жизнью в целом. Проблемный характер данного периода иллюстрирует введенный Э. Эриксоном термин "психосоциальный мораторий" (откладывание на определенное время задачи принятия взрослых ролей), которым он обозначил интервал между подростковым возрастом и взрослостью, отведенный для образования, поиска и "примерки" социальных и профессиональных ролей [9; 18].
В реальной жизни не каждому удается сделать наилучший профессиональный выбор. В психологической науке накоплен опыт, позволяющий оценить осложнения, возникающие в процессе сознательного выбора профессии. Суть его состоит в том, что выбор профессии рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия реше- ния. На первом этапе возникает проблема выбора профессии, принимается решение. Второй этап связан с определением источников информации, компетентных лиц, способных помочь в выборе профессии. Третий этап — сбор информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора. На четвертом этапе формируется обобщенное представление о ситуации выбора профессии. Пятый этап — поиск вариантов решения, их оценка. На заключительном, шестом этапе, делается окончательный выбор профессии. На каждом этапе можно выявить типичные ошибки и ситуации, затрудняющие последующую профессиональную адаптацию (табл. 1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|