Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная психологическая экспертиза




Специалист-психолог, используя доступную ему информацию и логические средства, должен построить ответственное заключение (о частном случае деятельности, психологических причинах опреде­ленной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных


качествах выбирающего профессию или профессионала и т. д.). Ре­зультатом экспертизы может быть прогностическая оценка о влия­нии особенностей условий труда на того или иного человека или группу людей.

Психологический консилиум

Заключение принимает один специалист — психолог, опираясь при этом на согласованное мнение группы коллег, к которой он обращается в связи с тем, что затрудняется решить поставленную за­дачу индивидуально. Простейший вариант консилиума — коллек­тивное обсуждение задачи, ситуации, случая, средств, стиля деятель­ности профессионала и пр. Задача руководителя обсуждения — до­биться максимально согласованного мнения группы экспертов.

Метод независимых характеристик объекта

Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, кото­рые могут быть источниками сведений, представляющих ценность для психолога, но сами психологами не являются. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников определен­ного профиля — учителей, водителей, пилотов и т. д. В группу экс­пертов должны входить разные люди, способные оценить испытуе­мого по уровню профессиональной квалификации: руководители соответствующих трудовых коллективов, коллеги по работе, подчи­ненные.

Анализ документов

Психолог на производстве изучает какую-либо проблему не изо­лированно, а во взаимосвязи со многими явлениями и фактами, в том числе такими, которые могут стать хорошим исходным материалом для получения новых данных. Психолог может почерпнуть ценные сведения по проблемам труда из материалов о травматизме, текучес­ти кадров, выполнении плана, о качестве продукции и др.

Важно собирать информацию, содержащуюся в официальных отчетах, знать условия труда на аналогичных предприятиях, изу­чать историю предприятия, производственную специализацию, виды, номенклатуру и особенности продукции и т. п. Такой факти­ческий материал можно рассматривать как вспомогательную ин­формацию для получения полного представления об исследуемой проблеме.


Анализ продуктов деятельности

Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неуме­лого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализиро­вать количество и качество изделий в течение рабочего дня по от­дельным отрезкам времени, можно обнаружить продолжительность интенсивного труда, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем ре­жиме труда. Количество изделий за единицу времени с учетом уров­ня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и мно­гое другое.

Анализ ошибочных действий

Эффективность анализа ошибочных действий определяется зако­ном, сформулированным так: "Закономерность, которая не наруша­ется, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявле­нию". Так, в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода "патология деятель­ности". Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудаю-щихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то прояв­ленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой са­моконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д.

Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определить процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого оценить эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику обучения, условия и режим труда, повысить производи­тельность и качество трудовой деятельности.

Мы рассмотрели только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в соче­тании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особеннос­тях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда.


Резюме

1. Психология труда является отраслью науки психологии и взаи­
модействует с другими направлениями системы психологических
знаний. Наряду с этим психология труда связана с теми науками,
объектом изучения которых является труд.

2. Психология труда изучает психологические особенности
различных видов трудовой деятельности в их зависимости от
общественно-исторических и конкретных производственных усло­
вий, от орудий труда, методов обучения труду и психологических
качеств личности работающего.

3. Основными психологическими признаками труда являются:
сознательное предвосхищение социально ценного результата; осоз­
нание обязательности достижения социально фиксированной цели;
сознательный выбор, применение, совершенствование или создание
орудий, средств деятельности; осознание межличностных производ­
ственных зависимостей, отношений.

4. Психология труда изучает проблемы, связанные с рабочими
кадрами, условиями труда и оборудованием; рассматривает такие
конкретные задачи и вопросы: подбор и расстановка кадров, их под­
готовка, взаимоотношения в процессе труда, повышение работоспо­
собности, безопасность труда, рационализация и проектирование
новой техники и новой трудовой деятельности.

5. Психология труда пользуется основными методами общей пси­
хологии, специфическими методами психологии труда, некоторыми
методами других наук. Среди них — метод наблюдения, эксперимент,
беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, ана­
лиз продуктов деятельности, анализ ошибочных действий и др.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Активизация человеческого фактора и эффективность труда / Д. П. Бо­гиня, А. В. Пивовар, В. Н. Шамотиидр. — К.: Наук, думка, 1990. —282 с.

2. Грищенко К. К. и др. Социально-этические проблемы управления. — К.: Наук, думка, 1980. — 222 с.

3. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд, органи­зация, управление). — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.

4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. —
М.: Просвещение, 1987. — 92 с.

5. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М.: Куль­
тура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.


6. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учеб. пособие / Под ред.
Е. М. Ивановой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 120 с.

7. Основы виробничо! психологи i педагогши / За ред. Д. О. Сметанша. — К.:
Вища шк., 1982. — 304 с.

8. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. пособие. — М.: Выс­
шая шк., 1977. — 247 с.

9. Психология труда / Пер. со словацк.; под ред. К. К. Платонова. — М.:
Профиздат, 1979. —216 с.

 

10. Сероштан Н. А., Алдохин Н. П., Кулиш С. А. и др. Социология труда: Учеб.
пособие для экон. спец. вузов. — Харьков: Основа, 1990. — 216 с.

11. Стрелков Ю. К. Программа курса "Психология труда, инженерия и про­
фессиональная технология". — М., 1995.

12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.
пособие. — М.: Издат. корпорация "Логос", 1996. — 320 с.


ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫБОРА И ОБУЧЕНИЯ

Цель: Изучив данную главу, вы должны уметь:

1. Выделить особенности профессионального самоопределения человека.

2. Назвать основные этапы выбора профессии.

3. Перечислить основные сложности и ошибки на каждом этапе выбора.

4. Раскрыть возможности профессиональной ориентации в успешном выбо­
ре профессии, установлении взаимосоответствия характеристик личнос­
ти и объективных требований труда.

5. Определить сущность и особенности профессионального обучения как
предпосылки личностного и профессионального совершенствования че­
ловека.

6. Выделить психологические закономерности формирования профессио­
нальных знаний, навыков, умений.

7. Раскрыть суть психологической подготовки человека к трудовой дея­
тельности, становлению его как профессионала.

2.1. ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИИ: КАК ЕЕ ОПРЕДЕЛИТЬ?

Выбор профессии — важное звено в жизненном и профессиональ­ном становлении человека. Именно профессия предоставляет воз­можность человеку удовлетворить основную гамму своих потреб­ностей, реализовать себя как личность.

В процессе выбора профессии можно выделить несколько периодов: период фантазий, свойственный детям примерно до 11 лет; период пробных выборов (1 1-17 лет), включающий 4 стадии:

• когда выбор определяется интересами (11-12 лет);

• когда выбор определяется способностями, одаренностью, уме­
ниями (13-14 лет);

• когда выбор определяется ценностями личности (15-16 лет);


• переходный период, когда происходит смена типа жизни или, как
говорят, человек вступает в новую социальную ситуацию развития;

период реалистического выбора (после 17 лет), включающий 3 ступени:

• исследовательскую;

• стадию кристаллизации, в которой происходит оценка факторов,
влияющих на выбор;

• стадию детализации, уточнения выбора [5].

При этом в зависимости от характера доминирующих мотивов различают несколько уровней реалистического выбора:

экономический, для которого характерным является стремление к высокому заработку при выраженном игнорировании других харак­теристик профессий;

социальный, определяемый преобладающей направленностью на получение престижной профессии;

духовный, ведущим мотивом которого является стремление само­совершенствования, раскрытие творческого потенциала.

Исследованиями Б. Г. Ананьева [1] установлено, что выбор про­фессии осуществляется в разные периоды следующим образом: в 11-20 лет — 12,5 %, 21-30 лет — 66 %, 31-40 лет — 17,4 %. Наибо­лее ранний старт профессиональной деятельности бывает в искусст­ве, наиболее поздний — в сфере науки, политике.

Профессиональный выбор является одновременно самоопределе­нием и в других сферах жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации. В процессе выбора жизненного профессио­нального сценария личность выявляет жизненный смысл и назначе­ние профессии, выясняет, какие базовые ценности и устремления в ней можно реализовать; как воспринимают этот выбор другие, суще­ствуют ли возможности достижения благ, удовлетворения жизнью в целом. Проблемный характер данного периода иллюстрирует введен­ный Э. Эриксоном термин "психосоциальный мораторий" (отклады­вание на определенное время задачи принятия взрослых ролей), ко­торым он обозначил интервал между подростковым возрастом и взрослостью, отведенный для образования, поиска и "примерки" со­циальных и профессиональных ролей [9; 18].

В реальной жизни не каждому удается сделать наилучший профес­сиональный выбор. В психологической науке накоплен опыт, позво­ляющий оценить осложнения, возникающие в процессе сознательного выбора профессии. Суть его состоит в том, что выбор профессии рас­сматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия реше-


ния. На первом этапе возникает проблема выбора профессии, прини­мается решение. Второй этап связан с определением источников ин­формации, компетентных лиц, способных помочь в выборе профес­сии. Третий этап — сбор информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора. На четвертом этапе форми­руется обобщенное представление о ситуации выбора профессии. Пя­тый этап — поиск вариантов решения, их оценка. На заключительном, шестом этапе, делается окончательный выбор профессии.

На каждом этапе можно выявить типичные ошибки и ситуа­ции, затрудняющие последующую профессиональную адаптацию (табл. 1).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...